Автор: Сапожникова Елена Александровна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: ОЧУ "Газпром школа"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Изучаем мир Английской поэзии"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку
« Изучаем мир Английской поэзии »
Пояснительная записка
Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего
образования по иностранному языку предусматривает «развитие речевых умений в целях
дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке».
Данный факультатив знакомит учащихся с основными этапами развития английской
поэзии от Средних веков до конца 20 века и способствует развитию у учащихся навыков
устной речи. Факультатив «Изучаем мир Английской поэзии» реализуется через систему
совершенствования языковой подготовки, которая ориентирована на развитие у
школьников способности к иноязычному общению, позволяющему участвовать в
различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Факультатив «Изучаем мир Английской поэзии» имеет образовательную и
воспитательную направленность и, наряду с расширением языкового кругозора и навыка,
способствует духовному и эстетическому развитию учащихся. Основной целью
программы является знакомство учащихся с поэзией Великобритании.
Английская поэзия обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим
потенциалом и в соответствии с этим служит формированию качеств личности, ее
направленности, что обеспечит использование творческих возможностей каждого
школьников.
Большую актуальность приобретает повышение культурного уровня школьников
средствами английского языка.
Курс закладывает фундамент для развития учебно-познавательных способностей
учащихся, необходимых для дальнейшего изучения английского языка и для
самообразования.
Цели курса:
- удовлетворение потребности учащихся в языковом, культурном образовании (в области
литературы);
- углубление и расширение знаний учащихся по чтению и переводу аутентичных текстов.
Основные задачи
Воспитательные:
-прививать интерес к чтению стихов;
-развивать толерантность, уважение к стране изучаемого языка;
-приобщение учащихся к культуре Британии;
-развивать художественно-эстетический вкус учащихся.
- реализовывать интерес к предмету, углублять лингвистические знания по всем видам
речевой деятельности;
- формировать у учащихся готовность к культурному саморазвитию.
Развивающие:
-Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление учащихся;
-Развивать кругозор
Образовательные:
-Совершенствовать произносительные навыки, умение чтения и письма;
-Учить художественному переводу текстов;
-Обогатить лексический запас учащихся;
-Расширить объём грамматических явлений;
-Учить делить текст на смысловые части, находить в каждой части главное и
второстепенное;
-Обучать краткому изложению прочитанного;
-Учить выражать свои собственные суждения, мысли, по поводу прочитанного,
строить догадки, предположения как устно, так и письменно;
-Учить анализировать прочитанное с лингвистической и грамматической точки зрения;
-Учить создавать презентации и защищать их по теме «Литература Британии».
Структура рабочей программы включает в себя следующие компоненты: пояснительную
записку, описание места курса в учебном плане, общую характеристику элективного
курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного
курса, содержание элективного курса, учебно – тематическое планирование, учебно –
методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса,
планируемые результаты изучения элективного курса и приложение.
Данный элективный курс предполагает следующие формы проведения занятий:
групповые занятия, в том числе занятия в режиме сетевого взаимодействия;
работа в парах;
самостоятельная работа;
индивидуальная
самостоятельная
работа,
выполняемая
дистанционно
во
внеурочное время. Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы
традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования, лексико-грамматических
навыков) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, проекта, составление
коллажа. Все задания на уроках информационно-ориентированные, призванные вызывать
интерес к изучению темы.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных обучающимися умений и
навыков осуществляется при выполнении учащимися устных и письменных практических
и тестовых заданий, а также в форме проведения теста или викторины. Критерии оценки
устных и письменных работ:
- соответствие заданной теме;
- лингвистическая правильность;
- аргументированное выражение мнения.
Параметрами контроля являются сформированность у учащихся умения навыков
пользования справочной и научно-популярной литературы, а также компьютером при
выполнении различных видов заданий, проектов. Текущий контроль предусматривает
проверку умений использовать справочную и научно-популярную литературу, компьютер
в поиске заданной информации и осуществляется по следующим темам курса:
- «Робин Гуд - национальный герой Англии»;
- «Мой любимый сонет Шекспира»;
- «Просвещение в Великобритании»;
- «Поэты озерного края»;
- «Английские поэты 20 века».
Итоговый контроль включает защиту проектов по теме «Английские поэты 20 века. Их
вклад в мировую литературу». Создание устного журнала на основе проектов.
Общая характеристика курса
Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для
учащихся
7
классов.
Особенностью
данного
курса
является
возможность
его
модификации с учётом особенностей учебной группы. Данный факультатив позволит им
не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть
богатства английского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не
изучаются на уроках.
На факультативном курсе предполагается уделять большое
внимание развитию навыков анализа, формированию лексической и грамматической
грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий
различного уровня сложности. Данный элективный курс построен на основе следующих
принципов:
- поликультурного развития учащихся, предполагающего диалог культур и билингвальное
вербальное поведение учащихся;
- опоры на межпредметные знания и умения учащихся;
- компетентностно-ориентированного оборудования.
Содержательная сторона курса
Содержательная сторона курса представлена следующими компонентами -
страноведческие и лингвострановедческие знания, культурологические знания,
общеучебные умения и навыки. Программа имеет практическую направленность, так как
позволяет учащимся участвовать в групповой работе, учебном проекте. Процесс обучения
по данному курсу предполагает использование различных приемов и форм организации
речевой деятельности учащихся:
- применение различных стратегий чтения в зависимости от коммуникативной
потребности;
- методы работы с различными источниками (просмотр, выбор, анализ, адаптация с целью
дальнейшего использования);
- техника подготовки и проведения дискуссий, ролевых игр, интервью;
- проведение самостоятельных работ.
Требования к уровню усвоения курса.
По окончании курса ученики должны:
продемонстрировать уровень сформированности языковой, речевой,
социокультурной, предметной и информационной компетенции, который
заключается в умениях и навыках поиска новой информации;
уметь переводить отрывки из произведений художественной литературы;
уметь написать творческую работу (эссе, проект, статью);
уметь участвовать в дискуссии;
уметь делать устные сообщения на английском языке, используя мультимедийные
средства.
В качестве определяющих критериев уровня сформированности коммуникативных
умения следует считать:
для чтения
умение учащихся найти необходимую информацию на английском языке,
понять и определить основные факты,
отделить главные факты от второстепенных,
выполнить ряд заданий;
для аудирования
понимание на слух небольшого сообщения,
построенного на изучении материала в звукозаписи;
умение задать два-три вопроса, выполнить ряд заданий;
для письма
умение учащегося правильно, в соответствии с коммуникативной задачей
заполнить таблицу, схему и написать план;
для устно-речевого взаимодействия
умение учащегося строить связное высказывание по теме,
владение разными речевыми формами, соответствие коммуникативной задаче.
Учебно-тематический план
№ Тема
Количество часов
1.
Рассвет английской литературы. Поэма «Беовульф».
1
2.
Народные баллады о Робин Гуде
1
3.
Возрождение в Англии. Вильям Шекспир. Сонеты
В. Шекспира
1
4.
Джон Мильтон – поэт английской буржуазной революции 17
века
1
5.
Оливер Голдсмит – представитель сентиментального
направления в английской литературе 18 века. Поэма
«Покинутая деревня».
1
6.
Роберт Бернс – самый демократичный поэт 18 века.
1
7.
Вильям Вордсворт. «Поэты озерного края»
1
8.
Джордж Гордон Байрон – борец за свободу и независимость
народов.
1
9.
Перси Биш Шелли – представитель английского
революционного романтизма
1
10.
Джон Китс – английский поэт-романтик
1
11.
Томас Мур «Ирландские мелодии»
1
12.
Елизавета Баррета Браунинг «Плач детей»
1
13
Вильямс Джонс – представитель революционной чартистской
поэзии
1
14.
Роберт Бриджес «Лондонский снег»
1
15.
Джонатан Денвуд – поэт английского рабочего класса начала 20
века
1
16.
Ричард Майкл Фокс
1
17.
Эдвард Лиэр – лучший создатель коротких стихов
1
Содержание курса
№ Тема
Форма
организации
деятельности
учителя и ученика
Форма контроля
1.
Рассвет
английской
литературы.
Поэма
«Беовульф».
Лекция с
элементами
беседы.
Комментирование
понятий новой
лексики.
Беседы, дискуссии, создание постера.
2.
Народные
баллады о Робин
Гуде
Предъявление и
отработка
терминов. Чтение,
анализ, перевод.
Устный опрос по лексическим единицам.
Дискуссия на тему «Робин Гуд –
национальный герой Англии».
3.
Возрождение в
Англии. Вильям
Шекспир. Сонеты
В. Шекспира
Лекция с
элементами
беседы. Чтение и
анализ сонетов, их
перевод.
Обсуждение темы по вопросам. Дискуссия
на тему «Мой любимый сонет Шекспира».
Просмотр видео.
4.
Джон Мильтон –
поэт английской
буржуазной
революции 17
века
Предъявление и
отработка новой
лексики. Чтение и
анализ.
Устный опрос по лексическим единицам,
создание гуглпрезентации.
5.
Оливер Голдсмит
– представитель
сентиментального
направления в
английской
литературе 18
века. Поэма
«Покинутая
деревня».
Лекция с
элементами
обсуждения.
Чтение и перевод
стихов.
Анализ. Перевод. Викторина.
6.
Роберт Бернс –
самый
демократичный
поэт 18 века.
Введение,
отработка
лексических
единиц. Чтение и
перевод стихов.
Устные презентации проектов по теме
«Просвещение в Великобритании».
7.
Вильям
Вордсворт.
«Поэты озерного
края»
Введение и
отработка
лексических
единиц. Лекции с
элементами
беседы.
Написание эссе «Поэты озерного края».
8.
Джордж Гордон
Байрон – борец за
свободу и
независимость
народов.
Лекции с
элементами
обсуждения.
Чтение и перевод
стихов.
Монологические высказывания. Ответы на
вопросы (ролевая игра, пресс-конференция)
9.
Перси Биш
Шелли –
представитель
английского
революционного
романтизма
Предъявление и
отработка новой
лексики. Мини-
лекция с
элементами
беседы. Чтение,
анализ и перевод
стихотворений
Устный опрос по лексическим единицам.
Анализ переводов.
10.
Джон Китс –
английский поэт-
романтик
Введение и
отработка
лексических
единиц. Лекция с
элементами
беседы.
Практическая
грамматика.
Подготовка
ролевой игры.
Монологические высказывания. Ответы на
вопросы. Грамматический тест. Ролевая
игра.
11.
Томас Мур
«Ирландские
мелодии»
Мини-лекция.
Чтение, анализ,
перевод.
Ответы на вопросы, выполнение
интерактивных заданий.
12.
Елизавета Баррета Мини-лекция.
Литературный тест.
Браунинг «Плач
детей»
Чтение, анализ
переводов.
13.
Вильямс Джонс –
представитель
революционной
чартистской
поэзии
Введение и
отработка
лексических
единиц. Лекция с
элементами
обсуждения.
Беседы. Обсуждения.
14.
Роберт Бриджес
«Лондонский
снег»
Мини-лекция.
Чтение и перевод.
Обсуждение по вопросам, конкурс чтецов.
15.
Джонатан Денвуд
– поэт
английского
рабочего класса
начала 20 века
Мини-лекция с
элементами
беседы.
Анализ переводов.
16.
Ричард Майкл
Фокс
Предъявление
новой лексики.
Чтение и анализ.
Ответы на вопросы.
17.
Эдвард Лиэр –
лучший создатель
коротких стихов
Лекция с
элементами
беседы. Чтение и
перевод стихов.
Подготовка
проектов.
Анализ переводов. Подготовка проектов по
теме «Английские поэты 20 века». Создание
устного журнала наоснове проектов.
Литература:
Волосова Т.Д. «Английская литература». М., Просвещение, 1974
Геккер М.Ю. «Английская литература». М., Просвещение, 1975
Пагис Н.А. «Чудесный мир английской литературы». М., Флинта, Наука, 2003
Аникст А. и Корнилова Е. «Избранные английские стихотворения классических и
современных поэтов». М., Просвещение, 1952