Автор: Лаврухина Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 25
Населённый пункт: Фряново
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальные игры на уроках литературы
Раздел: среднее образование
Интеллектуальные игры на уроках литературы
На сегодняшний день необходимо научить ребенка читать вниматель-
но, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение
анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое
мнение. Цель преподавателя: заинтересовать ребенка произведением так,
чтобы он читал и старался запомнить даже мелочи. Для реализации своей
цели мы стали использовать интеллектуальные игры при изучении основных
тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного мате-
риала.
Интеллектуальные игры имеют контролирующий, творческий и обуча-
ющий характер. Они позволяют развивать логическое мышление у обучаю-
щихся, заинтересовать новым материалом, побуждают искать дополнитель-
ные источники по определенным темам, способствуют обнаружению пробе-
лов в знаниях. Использование интеллектуальных игр на уроках способствует
развитию творческих способностей у обучающихся.
Интеллектуальные игры имеют различные фор-мы проведения.
Тесты – это способ понимания текста художественного произведения,
они способствуют привлечению внимания к таким мелочам, которые усколь-
зают от внимания при чтении и изучении. Этот способ проверки знаний ши-
роко используется при поступлении в ВУЗы. Поэтому наша задача состоит в
том, чтобы подготовить учащихся к такой форме проверки знаний. Тесты
очень часто используются нами на уроках литературы. Навыки работы с те-
стами формируются у обучающихся постепенно. Обучающиеся знают, что
им надо сосредоточиться и быть внимательными во время тестирования.
Новая программа по литературе предусматривает работу на уроках в специ-
альных рабочих тетрадях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь
даны не только тесты, но и литературные викторины, которые тоже входят в
интеллектуальные игры.
Литературные викторины не требуют специальной подготовки, однако
и беглого чтения недостаточно. Викторины включают вопросы, требующие
хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению обучаю-
щимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на свя-
зи литературы с другими видами искусства. Например: почему Афродиту
(Венеру) называли еще и Кипрой? Что означает имя Александр? Кто из богов
помогал грекам, а кто – троянцам в Троянской войне? (6класс). Используя их
на уроке, можно добиться от обучающихся внимательного прочтения текста
и его анализа.
На уроках литературы можно использовать такие виды опроса, как шу-
точные вопросы. Например: назовите основной род занятий купца Калашни-
кова. Из какого металла сделан конь «медного всадника»? Где происходит
действие поэмы «Полтава»? Кто по профессии станционный смотритель? Ка-
кое место при дворе занимал опричник Кирибеевич? Такие вопросы позволя-
ют проверить эрудиции учащихся, знание текстов, способность к логическо-
му рассуждению и ассоциативному мышлению. Развивают внимательность,
быстроту реакции и, конечно же, чувство юмора.
Кроме нетрадиционных приемов – персонификации и драматизации –
существуют и другие методы игр, основанные на прямой речи и «эффекте
присутствия». Близок к этому прием интервью или письма от имени героя
литературного произведения. Воображаемые экскурсии, заочные путеше-
ствия – прием, в котором ученики становятся участниками или очевидцами
событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху.
Ролевая игра, которая является составной частью литературных кон-
курсов, требующих не только знания произведения, но и воображения, фан-
тазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. Здесь
идет деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективиз-
ма. Здесь даются вопросы и задания, развивающие у обучающихся способно-
сти актера, режиссера или автора сценария. Различаются ретроспективные
игры (роль героя литературного персонажа), деловые игры – разыгрываются
роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное
произведение. Здесь могут разыгрываться игры такого типа: «Угадай литера-
турного героя», «Литературный театр» и др.
Для старшеклассников можно проводить обучающие игры: урок-
композиция, урок-суд, урок-концерт, ученый совет, игровой практикум.
Обучающиеся сами смогут моделировать новые ситуации, владея описанием,
повествованием, характеристикой, связной речью. Они включают элементы
творческой деятельности. Интеллектуальные игры дают возможность ис-
пользования их не только на уроках, но и на классных часах. Ученики ставят
сценки на разные темы, выступая актерами и режиссерами.
Самой традиционной формой интеллектуальных игр является олимпиа-
да. Она способствует проверке знаний и эрудиции учащихся. Интеллекту-
альные игры могут быть использованы как элемент дискуссии в ходе изуче-
ния темы для закрепления и лучшего понимания. Они могут быть использо-
ваны для оперативного опроса позиции обучающихсяпо какой-либо пробле-
ме и даже для контроля знаний не только на уроках литературы, но и исто-
рии, географии, математики, физике и т.д. Ведь главная цель – это побудить
обучающихся осознать проблему, пропустить ее через себя и сформулиро-
вать собственный взгляд.
Вопросы формулирует преподаватель, лучше будет, если ученики
займут активную позицию и будут принимать непосредственное участие в
обсуждении. Вопросы и ответы должны быть краткими. Ведь необязательно
растягивать данный вид работы на весь урок, достаточно выделить на него 5
– 10 минут или взять интересные моменты и вставить в урок. Приучая обуча-
ющихся к таким видам работ, мы увидим, что дети спокойно в них включа-
ются и начинают хорошо ориентироваться в поставленной перед ними зада-
че.
Такая форма работы помогает контролировать знания, учить новому и
обобщать пройденный материал. Применяя интеллектуальные игры у себя на
уроке, вы увидите, что стало интересно и вам и ученикам.
Список используемой литературы
1.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. – Интеллекту-альные игры для школьников.
Литература.
–
Яро-славль,
«Академия
развития»,
1998
год.
2. М.В.Короткова, М.Т. Студенкин – Методика обучения истории в схемах,
таблицах, описаниях. – Москва, «Владос», 1999 год.