Напоминание

Интеллектуальные игры на уроках литературы


Автор: Лаврухина Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 25
Населённый пункт: Фряново
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальные игры на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Интеллектуальные игры на уроках литературы

На сегодняшний день необходимо научить ребенка читать вниматель-

но, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение

анализировать прочитанное; научить ребенка мыслить; высказывать свое

мнение. Цель преподавателя: заинтересовать ребенка произведением так,

чтобы он читал и старался запомнить даже мелочи. Для реализации своей

цели мы стали использовать интеллектуальные игры при изучении основных

тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного мате-

риала.

Интеллектуальные игры имеют контролирующий, творческий и обуча-

ющий характер. Они позволяют развивать логическое мышление у обучаю-

щихся, заинтересовать новым материалом, побуждают искать дополнитель-

ные источники по определенным темам, способствуют обнаружению пробе-

лов в знаниях. Использование интеллектуальных игр на уроках способствует

развитию творческих способностей у обучающихся.

Интеллектуальные игры имеют различные фор-мы проведения.

Тесты – это способ понимания текста художественного произведения,

они способствуют привлечению внимания к таким мелочам, которые усколь-

зают от внимания при чтении и изучении. Этот способ проверки знаний ши-

роко используется при поступлении в ВУЗы. Поэтому наша задача состоит в

том, чтобы подготовить учащихся к такой форме проверки знаний. Тесты

очень часто используются нами на уроках литературы. Навыки работы с те-

стами формируются у обучающихся постепенно. Обучающиеся знают, что

им надо сосредоточиться и быть внимательными во время тестирования.

Новая программа по литературе предусматривает работу на уроках в специ-

альных рабочих тетрадях, что делает урок интереснее и занимательнее. Здесь

даны не только тесты, но и литературные викторины, которые тоже входят в

интеллектуальные игры.

Литературные викторины не требуют специальной подготовки, однако

и беглого чтения недостаточно. Викторины включают вопросы, требующие

хорошего знания текста, что способствует внимательному чтению обучаю-

щимися предложенного текста. Вопросы викторины ориентированы и на свя-

зи литературы с другими видами искусства. Например: почему Афродиту

(Венеру) называли еще и Кипрой? Что означает имя Александр? Кто из богов

помогал грекам, а кто – троянцам в Троянской войне? (6класс). Используя их

на уроке, можно добиться от обучающихся внимательного прочтения текста

и его анализа.

На уроках литературы можно использовать такие виды опроса, как шу-

точные вопросы. Например: назовите основной род занятий купца Калашни-

кова. Из какого металла сделан конь «медного всадника»? Где происходит

действие поэмы «Полтава»? Кто по профессии станционный смотритель? Ка-

кое место при дворе занимал опричник Кирибеевич? Такие вопросы позволя-

ют проверить эрудиции учащихся, знание текстов, способность к логическо-

му рассуждению и ассоциативному мышлению. Развивают внимательность,

быстроту реакции и, конечно же, чувство юмора.

Кроме нетрадиционных приемов – персонификации и драматизации –

существуют и другие методы игр, основанные на прямой речи и «эффекте

присутствия». Близок к этому прием интервью или письма от имени героя

литературного произведения. Воображаемые экскурсии, заочные путеше-

ствия – прием, в котором ученики становятся участниками или очевидцами

событий, знакомятся с людьми, животными в ту или иную эпоху.

Ролевая игра, которая является составной частью литературных кон-

курсов, требующих не только знания произведения, но и воображения, фан-

тазии, способности смоделировать ситуацию по заданным параметрам. Здесь

идет деление на команды, что развивает и воспитывает чувство коллективиз-

ма. Здесь даются вопросы и задания, развивающие у обучающихся способно-

сти актера, режиссера или автора сценария. Различаются ретроспективные

игры (роль героя литературного персонажа), деловые игры – разыгрываются

роли современников, изучающих историческое прошлое и литературное

произведение. Здесь могут разыгрываться игры такого типа: «Угадай литера-

турного героя», «Литературный театр» и др.

Для старшеклассников можно проводить обучающие игры: урок-

композиция, урок-суд, урок-концерт, ученый совет, игровой практикум.

Обучающиеся сами смогут моделировать новые ситуации, владея описанием,

повествованием, характеристикой, связной речью. Они включают элементы

творческой деятельности. Интеллектуальные игры дают возможность ис-

пользования их не только на уроках, но и на классных часах. Ученики ставят

сценки на разные темы, выступая актерами и режиссерами.

Самой традиционной формой интеллектуальных игр является олимпиа-

да. Она способствует проверке знаний и эрудиции учащихся. Интеллекту-

альные игры могут быть использованы как элемент дискуссии в ходе изуче-

ния темы для закрепления и лучшего понимания. Они могут быть использо-

ваны для оперативного опроса позиции обучающихсяпо какой-либо пробле-

ме и даже для контроля знаний не только на уроках литературы, но и исто-

рии, географии, математики, физике и т.д. Ведь главная цель – это побудить

обучающихся осознать проблему, пропустить ее через себя и сформулиро-

вать собственный взгляд.

Вопросы формулирует преподаватель, лучше будет, если ученики

займут активную позицию и будут принимать непосредственное участие в

обсуждении. Вопросы и ответы должны быть краткими. Ведь необязательно

растягивать данный вид работы на весь урок, достаточно выделить на него 5

– 10 минут или взять интересные моменты и вставить в урок. Приучая обуча-

ющихся к таким видам работ, мы увидим, что дети спокойно в них включа-

ются и начинают хорошо ориентироваться в поставленной перед ними зада-

че.

Такая форма работы помогает контролировать знания, учить новому и

обобщать пройденный материал. Применяя интеллектуальные игры у себя на

уроке, вы увидите, что стало интересно и вам и ученикам.

Список используемой литературы

1.Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. – Интеллекту-альные игры для школьников.

Литература.

Яро-славль,

«Академия

развития»,

1998

год.

2. М.В.Короткова, М.Т. Студенкин – Методика обучения истории в схемах,

таблицах, описаниях. – Москва, «Владос», 1999 год.



В раздел образования