Автор: Тюгаева Ольга Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ ВО ВДРС
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: Разнообразие технологий и методик по логомассажу в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учителя-дефектолога.
Раздел: среднее профессиональное
Разнообразие технологий и методик по логомассажу в реабилитационной
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учителя-
дефектолога.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия,
который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей
периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет
собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации
произносительной
стороны
речи
и
эмоционального
состояния
лиц,
страдающими речевыми нарушениями.
Логопедический
массаж
является
методом коррекционно-
педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого
развития.
Несмотря
на то,
что
данный
способ
устранения
дефектов
произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал
свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть
и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.
К основным задачам логопедического массажа относятся:
коррекция звукопроизношения;
улучшение состояния голоса;
нормализация речевого дыхания;
устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих
дефекты речи;
проработка проблем заикания, ринолалии, нарушений голоса,
дизартрии;
улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
уменьшение гиперсаливации;
укрепление глоточного рефлекса;
усиление проприоцептивных ощущений;
создание предпосылок для произвольных координированных
движений органов артикуляции.
Логопедический массаж бывает нескольких видов:
Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные
приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что
и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному
делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем
массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела,
лица и волосяной части головы;
Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует
только на биологически активные точки. Основная масса этих точек
расположена в области волосяной части головы;
Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный
Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных
инструментов — зондов.
Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции
у логопеда, —
это
дизартрия.
При
этом
заболевании
наблюдается
затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных,
а также
подкорковых
отделов
головного
мозга.
Поэтому
у ребенка
наблюдаются
серьезные
проблемы
с артикуляцией,
которые
не могут
решиться
без
вмешательства
врача.
В этом
случае
подойдет
как
логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы
Архиповой и Дьяковой.
Другое не менее распространенное заболевание — это ДЦП, при
котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение,
но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием
родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта,
губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем,
то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все
остальные причины задержки развития речи.
Использование логопедического массажа как одного из методов
коррекционно-педагогического
воздействия
при
тяжелых
речевых
нарушениях применяется относительно давно. Ряд авторов (Архипова Е.Ф.
1997, Правдина О.В., 1973, Семенова К.А., 1972 и др.) указывают на
необходимость
использования
массажа
в
логопедической
практике.
Логопедический
массаж
как
одна
из
технологий
является
важной
составляющей в комплексной логопедической работе. Массаж мышц
периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный
тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений,
необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение
приемов
логопедического
массажа
требует
четкой
диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц,
участвующих в артикуляции (языка, губ, щек), но также мышц лица
(скуловых, лобной) и шеи.
Логопедический массаж Новиковой Е. В. еще называют зондовым,
так
как
для
его
проведения
требуется
использование
специальных
приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд
из комплекта
уникален
и выполняет
свою
функцию.
Используя
эти
приспособления
в определенной
очередности, врач-логопед может
эффективно
воздействовать
только
на те участки
и области,
которые
нуждаются в коррекции.
Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или
иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу
нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных
мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка.
Метод
Новиковой
также
помогает
справиться
и с более
серьезными
дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.
Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный.
Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый
дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом
занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально
расслабиться.
Профессор кафедры логопедии Елена Архипова предложила свою
методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции
серьезных
речевых
расстройств.
Этот
метод
подразумевает
дифференцированное
воздействие
на мышцы
лица
и полости
рта
в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при
дизартрии,
а также
детям
с ДЦП.
Сеансы
логопедического
массажа
по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий.
Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как
это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру
должен
проводить
врач,
поскольку
к каждому
ребенку
необходим
индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при
дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП
или заикании.
Логопедический
массаж
по методу Е.
А.
Дьяковой —
это
систематизированные
знания
различных
мировых
светил
в области
логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день
учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело
сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные
речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.
Например,
такой
логопедический
массаж
помогает
улучшить
артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также
заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица
и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию
и мимику.
Противопоказания к применению логопедического массажа
Рекомендованный
специалистом
логопедический
массаж
при
дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд
противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя
проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:
инфекционные или соматические заболевания;
конъюнктивит;
воспалительные процессы;
высыпания на коже;
герпес;
увеличение лимфатических узлов;
повышенное внутричерепное давление;
стоматит или гингивит.
Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо
заключение не только невропатолога, но и педиатра.
Заключение
В заключение
хотелось бы
добавить,
что
любой
из методов
логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже
при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры
желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так,
к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше,
чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для
новорожденных.
Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или
Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками.
Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся
исправить!