Автор: Ефремова Ольга Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ ВО ВДРС
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: среднее профессиональное
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА
КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основным
направлением
работы
учителя-дефектолога
является
реабилитация детей с поражением центральной нервной системы и психики.
В своей работе чаще всего мы наблюдаем детей с задержкой психоречевого
развития.
У них отмечаются нарушения в следующих видах деятельности:
ориентация в пространстве (ходьба, преодоление препятствий и т.д.), речи
(эхолалии, понимание обращенной речи снижено, не могут изменять голос по
высоте и силе, фонационное дыхание не развито). Дети плохо концентрируют
внимание, быстро утомляются и теряют интерес к заданию, многие не могут
взаимодействовать в группе.
Любые
ритмические
движения
активизирует
деятельность
мозга
человека. Поэтому в процессе реабилитации и развитии детей раннего
возраста большое внимание уделяется развитию речи. Мы используем в
своей работе новые, более эффективные и интересные детям формы
коррекции речевых нарушений.
Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика
(логоритмика). Логопедическая ритмика – это форма терапии, основанная на
комплексном использовании слова, музыки и движения и направленная на
решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Это
одна из эффективных реабилитационных методик.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие
технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и
способствует повышению уровня звукопроизношения, овладению структуры
слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста.
Давно была отмечена большая значимость музыкальной ритмики для
всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых
нарушений.
Любые
ритмические
движения
активизирует
деятельность
мозга
человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься
2
развитием чувства ритма в доступной для детей форме в виде ритмических
упражнений и игр.
При работе с детьми с задержкой психоречевого развития, мы ставим
перед собой следующие цели
– стимулировать развитие речевой и
мыслительной деятельности, развивать сенсорные процессы и двигательные
функции, которые являются основой формирования и развития речи.
В
логоритмической
деятельности
раннего
возраста
с
задержкой
психоречевого развития можно выделить 2 звена:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов;
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Мы проводим логоритмические занятия в тесном сотрудничестве с
музыкальным руководителем и воспитателем.
Музыкальный руководитель задает темп, ритм и скорость звучания
музыки, ориентируется на детей, а учитель-дефектолог осуществляет показ
движений, проговаривает текст, а также оказывает разные виды помощи
детям. Подбор музыкального оформления занятия осуществляется совместно
с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом. Для детей раннего
возраста используем как классическую, так и народную музыку. Речевой
материал должен быть доступен в лексическом отношении, включает стихи
современных детских поэтов и малые формы русского фольклора: потешки,
поговорки, прибаутки. Игры-потешки и хороводные игры включают повторы
действий и слов с четкой концовкой: топ-топ, да-да, что стимулирует речевую
активность малышей. На этом видео вы видите, что дети совместно со
взрослыми выполняют танец с платочками. В этой игре развиваются общая и
мелкая моторика, чувство ритма, развитие речи с движением, развитие
длительного выдоха, а также мы обучаем детей менять движения с
изменением музыки.
При подборе материала для проведения занятий мы учитываем возраст
ребенка и его индивидуальные возможности.
3
В работе с детьми 1го года жизни мы используем элементы логоритмики
в виде расслабляющих игр, они способствуют развитию умения расслаблять
мышцы, формировать навыки владения своим телом. Под спокойную музыку,
которая создает фон, взрослый тихим голосом произносит текст.
В структуру занятия логоритмики детей 2 года жизни мы включаем:
Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
Упражнения, развивающие внимание (слуховое и зрительное);
Упражнения на развитие мелкой моторики;
Упражнения на развитие координации движений и др.
В логоритмических занятиях с малышами активно используем разные
предметы, музыкальные и шумовые инструменты.
Продолжительность занятия 10 – 15 минут. Из-за сложных нарушений
мы формируем небольшие группы – 3 – 6 человек. Каждая логоритмическая
деятельность
построена
с
соблюдением
тематического
принципа
планирования, подчинена единому сюжету, с обязательным включением
различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных), так как
только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все
психические функции, в том числе и речь. Игровые упражнения проводятся
по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается.
В этой игре развиваются пальчиковая и общая моторика, дети учатся
выполнять пружинные движения ногами и сочетать слова с определенными
движениями.
Необходимое условие для работы на логоритмических занятиях–
доброжелательная,
эмоционально
насыщенная
атмосфера
совместного
творчества детей и взрослых. Главная задача – создание атмосферы радости,
праздника, желание каждого ребенка подражать взрослому и активно
участвовать
в
процессе
занятия.
Наглядность
изучаемого
материала
обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц,
детских
игрушек,
иллюстраций,
создание
художественных
образов
посредством музыки.
4
Для развития музыкальных способностей детей с грудного возраста
широкое применение находит методика Сергея и Екатерины Железновых
«Музыка с мамой». Суть ее заключается в зарядке, развивающих песнях,
пальчиковых играх, общении при помощи жестов. Свое применение находят
колокольчики, барабаны, бубны, разные игрушки ярких цветов. Обучение по
методике Железновых должно приносить радость от совместного общения!
Вывод: Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и
упражнений у детей наблюдается положительная динамика. Они учатся
двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети
четко
выполняют
инструкции.
У
многих
появляются
слова
или
звукокомплексы,
значительно
улучшается
произношение
звуков,
речь
становится более четкой и выразительной,
учатся различать понятия
«громко» и «тихо», изменять голос по высоте, у детей появляется
направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении
всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу.
Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности
развития у детей наблюдается положительная динамика.
Таким образом, мы активно включаем в свою работу средства
логопедической ритмики, которые помогают нам добиваться положительных
результатов в работе с детьми раннего возраста с поражением ЦНС и
нарушением психики.
Логоритмика становится праздником речи для детей!
5