Напоминание

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Ефремова Ольга Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ ВО ВДРС
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Статья
Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Основным

направлением

работы

учителя-дефектолога

является

реабилитация детей с поражением центральной нервной системы и психики.

В своей работе чаще всего мы наблюдаем детей с задержкой психоречевого

развития.

У них отмечаются нарушения в следующих видах деятельности:

ориентация в пространстве (ходьба, преодоление препятствий и т.д.), речи

(эхолалии, понимание обращенной речи снижено, не могут изменять голос по

высоте и силе, фонационное дыхание не развито). Дети плохо концентрируют

внимание, быстро утомляются и теряют интерес к заданию, многие не могут

взаимодействовать в группе.

Любые

ритмические

движения

активизирует

деятельность

мозга

человека. Поэтому в процессе реабилитации и развитии детей раннего

возраста большое внимание уделяется развитию речи. Мы используем в

своей работе новые, более эффективные и интересные детям формы

коррекции речевых нарушений.

Одним из средств коррекции речи является логопедическая ритмика

(логоритмика). Логопедическая ритмика – это форма терапии, основанная на

комплексном использовании слова, музыки и движения и направленная на

решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Это

одна из эффективных реабилитационных методик.

Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие

технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и

способствует повышению уровня звукопроизношения, овладению структуры

слова, расширению словарного запаса детей дошкольного возраста.

Давно была отмечена большая значимость музыкальной ритмики для

всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых

нарушений.

Любые

ритмические

движения

активизирует

деятельность

мозга

человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься

2

развитием чувства ритма в доступной для детей форме в виде ритмических

упражнений и игр.

При работе с детьми с задержкой психоречевого развития, мы ставим

перед собой следующие цели

– стимулировать развитие речевой и

мыслительной деятельности, развивать сенсорные процессы и двигательные

функции, которые являются основой формирования и развития речи.

В

логоритмической

деятельности

раннего

возраста

с

задержкой

психоречевого развития можно выделить 2 звена:

1. Развитие и коррекция неречевых процессов;

2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Мы проводим логоритмические занятия в тесном сотрудничестве с

музыкальным руководителем и воспитателем.

Музыкальный руководитель задает темп, ритм и скорость звучания

музыки, ориентируется на детей, а учитель-дефектолог осуществляет показ

движений, проговаривает текст, а также оказывает разные виды помощи

детям. Подбор музыкального оформления занятия осуществляется совместно

с музыкальным руководителем и учителем-дефектологом. Для детей раннего

возраста используем как классическую, так и народную музыку. Речевой

материал должен быть доступен в лексическом отношении, включает стихи

современных детских поэтов и малые формы русского фольклора: потешки,

поговорки, прибаутки. Игры-потешки и хороводные игры включают повторы

действий и слов с четкой концовкой: топ-топ, да-да, что стимулирует речевую

активность малышей. На этом видео вы видите, что дети совместно со

взрослыми выполняют танец с платочками. В этой игре развиваются общая и

мелкая моторика, чувство ритма, развитие речи с движением, развитие

длительного выдоха, а также мы обучаем детей менять движения с

изменением музыки.

При подборе материала для проведения занятий мы учитываем возраст

ребенка и его индивидуальные возможности.

3

В работе с детьми 1го года жизни мы используем элементы логоритмики

в виде расслабляющих игр, они способствуют развитию умения расслаблять

мышцы, формировать навыки владения своим телом. Под спокойную музыку,

которая создает фон, взрослый тихим голосом произносит текст.

В структуру занятия логоритмики детей 2 года жизни мы включаем:

Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Упражнения, развивающие внимание (слуховое и зрительное);

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Упражнения на развитие координации движений и др.

В логоритмических занятиях с малышами активно используем разные

предметы, музыкальные и шумовые инструменты.

Продолжительность занятия 10 – 15 минут. Из-за сложных нарушений

мы формируем небольшие группы – 3 – 6 человек. Каждая логоритмическая

деятельность

построена

с

соблюдением

тематического

принципа

планирования, подчинена единому сюжету, с обязательным включением

различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных), так как

только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все

психические функции, в том числе и речь. Игровые упражнения проводятся

по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается.

В этой игре развиваются пальчиковая и общая моторика, дети учатся

выполнять пружинные движения ногами и сочетать слова с определенными

движениями.

Необходимое условие для работы на логоритмических занятиях–

доброжелательная,

эмоционально

насыщенная

атмосфера

совместного

творчества детей и взрослых. Главная задача – создание атмосферы радости,

праздника, желание каждого ребенка подражать взрослому и активно

участвовать

в

процессе

занятия.

Наглядность

изучаемого

материала

обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц,

детских

игрушек,

иллюстраций,

создание

художественных

образов

посредством музыки.

4

Для развития музыкальных способностей детей с грудного возраста

широкое применение находит методика Сергея и Екатерины Железновых

«Музыка с мамой». Суть ее заключается в зарядке, развивающих песнях,

пальчиковых играх, общении при помощи жестов. Свое применение находят

колокольчики, барабаны, бубны, разные игрушки ярких цветов. Обучение по

методике Железновых должно приносить радость от совместного общения!

Вывод: Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и

упражнений у детей наблюдается положительная динамика. Они учатся

двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети

четко

выполняют

инструкции.

У

многих

появляются

слова

или

звукокомплексы,

значительно

улучшается

произношение

звуков,

речь

становится более четкой и выразительной,

учатся различать понятия

«громко» и «тихо», изменять голос по высоте, у детей появляется

направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении

всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу.

Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности

развития у детей наблюдается положительная динамика.

Таким образом, мы активно включаем в свою работу средства

логопедической ритмики, которые помогают нам добиваться положительных

результатов в работе с детьми раннего возраста с поражением ЦНС и

нарушением психики.

Логоритмика становится праздником речи для детей!

5



В раздел образования