Автор: Моисеева Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №66 "Тополёк"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
Л.И. Моисеева, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №66 «Тополёк», г. Тамбов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В нашем детском саду постоянно ведётся работа по сохранению и
укреплению здоровья детей.
Здоровье - это не просто отсутствие болезни. Здоровье - это такое
состояние,
когда
в
человеке
присутствует
обилие
жизненных
сил,
переполняющих наше тело, мозг и душу чувством радости жизни, высоким
уровнем энергии, равновесием эмоций, остротой и ясностью ума.
Ребёнок должен быть здоровым и не болеть, так как здорового ребёнка
легче растить, воспитывать и учить. Здоровье - основная предпосылка
правильного формирования детского характера.
Свою профессиональную деятельность полностью согласую с целями
деятельности
образовательного
учреждения:
«Продолжение
работы
по
сохранению,
укреплению
здоровья,
развитию
каждого
воспитанника
в
соответствии с его возможностями и потребностями на основе активизации
рефлексивной позиции всех участников образовательного процесса».
Для
реализации
этой
цели
всю
свою
работу
строю
используя
здоровьесберегающие принципы, направленные на решение задач сохранения и
укрепления здоровья моих воспитанников. В этом направлении я обеспечиваю
безопасность детей, несу персональную ответственность за жизнь и здоровье
во время организации воспитательно-образовательного процесса.
В основе образовательной деятельности лежит игра, которая является
ведущей деятельностью в дошкольном образовании.
Непосредственно-образовательную
деятельность
реализую
через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской,
коммуникативной,
продуктивной,
музыкально-художественной,
трудовой,
а
также
чтения
художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляю самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения Программы
и
решения конкретных
образовательных задач.
В группе созданы
условия для гармонического развития ребёнка
дошкольного возраста. Работа с детьми строится на основе сотрудничества,
сотворчества педагога и ребенка, исключена авторитарная модель воспитания.
Образовательная
деятельность
строится
с
учётом
наглядно-образного
восприятия ребенком окружающего мира.
При
мотивации
деятельности
детей
учитываются
индивидуальные
особенности развития детей. В образовательной деятельности меняется
динамика движения детей, это позволяет детям не утомляться, удерживать
интерес, используя при этом всю площадь группы.
В
структуру
каждой
образовательной
деятельности
я
включаю
пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Для каждого занятия создаю
развивающую
и
предметную
среду.
В
работе
с
детьми
использую
интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности:
музыки,
изобразительной
деятельности,
театральной
деятельности, физической культуры, сюжетно – ролевой игры, моделирования,
экскурсии, а также организации самостоятельной деятельности детей.
В организованно - образовательной деятельности меняется динамика
движения детей, это позволяет детям не утомляться, удерживать интерес,
используя при этом всю площадь группы.
Огромное значение я уделяю созданию предметно-развивающей среде.
Предметно-развивающая среда группы организована таким образом, чтобы
каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение
игровых
зон
позволяет
детям
объединяться
небольшими
группами
по
интересам.
Дети
имеют
свободный
доступ
к
ним.
Я
считаю,
что
целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе
играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка: чувство
радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание
посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует
эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
Особое внимание уделяю здоровому образу жизни детей. Занятия
выстраиваю с учетом здоровьесберегающих технологий, для этого с детьми
ежедневно
проводятся:
утренняя
зарядка,
сочетающая
с
элементами
художественной гимнастики, физкультминутки во время
организованно -
образовательной
деятельности,
хождение
по
дорожкам
здоровья,
артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика пробуждения после
сна, включающая методику «Рижский метод», закаливающие процедуры,
дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (единственная гимнастика в
мире, в которой активный вдох носом делается на стадии грудной клетки,
активируя носовое дыхание, гимнастика обеспечивает высокий уровень
снабжения всего организма кислородом, улучшает обменные процессы,
повышает иммунитет), гимнастика для глаз по оздоровительной методике
профессора В.Ф. Базарнова, подвижные игры, использую для профилактики
простудных заболеваний «чесночные кулоны».
Мы
в
своей
группе
составили
план
ежемесячного
проведения
оздоровительных мероприятий. Совместно с медсестрой детского сада был
составлен лист здоровья, из которого видно, что у детей в основном вторая
группа здоровья.
Планирование работы с детьми провожу на основе диагностического
обследования, которое выявляет актуальный уровень развития ребенка.
По
результатам
диагностического
обследования
выстраивается
индивидуально-образовательный маршрут каждого ребенка.
Детский
сад
создаёт
необходимые
условия
для
удовлетворения
потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивает условия для творческой и
профессиональной
работы
педагогов,
отвечает
самым
современным
требованиям.
Список литературы
1. Кузнецова, Л. Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей
старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации. / Л.Т. Кузнецова —
Екатеринбург, 2007.
2. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного
возраста (3–7 лет). / Л.И. Пензулаева — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. — 128 с.
3. Рунова, М.А., Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов
и колледжей. / М.А. Рунова - М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
4. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических
технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова -
Методист. — 2007. — №2.
5. Чупахина, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе. / И.В. Чупахина - М. - 2003. - 143с.