Автор: Муравьева Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр детского творчества №2"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Муравьева Елена Викторовна, 2022 г.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано
целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием
информации,
получаемой
ребенком,
повышением
внимания
к
компьютеризации
уже
с
дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка
узнавать цифры, считать, решать задачи.
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать
у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению
трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к
математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень
рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать
величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может
не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те
знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в
детском саду, школе раннего развития, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за
явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь
ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития
и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать
обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и
обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими,
необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение
бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят
каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в
детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и.
т. д.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их
количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших:
спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по
форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза,
две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок,
если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли
домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать.
Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если
пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп,
спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2
башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в
повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной
газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в
прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в
номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает
цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на
это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него,
впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя
слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте
день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если
есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в
игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок
ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в
электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего
они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите,
что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится
в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не
соответствует количеству рублей (денег).
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете
приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению,
поддерживая и развивая интерес к математике.