Напоминание

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Муравьева Елена Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр детского творчества №2"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Муравьева Елена Викторовна, 2022 г.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано

целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием

информации,

получаемой

ребенком,

повышением

внимания

к

компьютеризации

уже

с

дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка

узнавать цифры, считать, решать задачи.

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать

у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению

трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к

математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень

рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать

величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может

не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те

знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в

детском саду, школе раннего развития, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за

явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь

ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития

и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать

обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и

обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими,

необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение

бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят

каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в

детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и.

т. д.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их

количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших:

спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по

форме на ту или иную фигуру. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза,

две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок,

если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли

домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать.

Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если

пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп,

спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2

башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в

повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной

газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в

прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в

номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает

цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на

это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него,

впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя

слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте

день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если

есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в

игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок

ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в

электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего

они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите,

что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится

в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не

соответствует количеству рублей (денег).

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете

приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению,

поддерживая и развивая интерес к математике.



В раздел образования