Напоминание

"Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"


Автор: Кузьмина Лариса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №171
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Статья

«Детское экпериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников»

Подготовила:

Кузьмина Л.П. -

Воспитатель

Нижний Новгород

2022 г.

Дошкольный возраст – это период развития познавательной активности

детей, а экспериментирование и исследовательская деятельность являются

одними из эффективных средств

воздействия на детей, в котором наиболее

полно и ярко проявляется принцип обучения: учить наблюдая. Мир открывается

ребёнку через опыт его личных ощущений, действий.

Учеными доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-

действенное

и

наглядно-образное

мышление.

Следовательно,

экпериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным

возможностям. В дошкольном возрасте является ведущим, а первые три года –

практически

единственным

способом

познания

мира.

Особенно

важно

экспериментирование

при

формировании

основ

естественно-научных

и

экологических понятий.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что

оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В

процессе

опытов

идет

обогащение

памяти

ребенка,

активизируются

его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции

анализа

и

синтеза,

сравнения,

квалификации,

обобщения.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные

закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не

только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных

приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Поэтому важно создать условия для развития у детей познавательных

интересов, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и

размышлению, расширять представления детей об окружающем мире через

знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки,

способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости,

настойчивости, решительности.

Учеными доказано,

что

чем больше

органов

чувств одновременно

участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,

осмысливает,

понимает,

усваивает,

закрепляет

изучаемый

материал.

Следовательно,

чем активнее

ребенок

ощупывает,

наблюдает,

сравнивает,

исследует, экспериментирует,

то

есть активно участвует

в

образовательном

процессе,

тем

быстрее развиваются

его

познавательные

способности,

повышается познавательная активность.Обучение наиболее эффективно тогда,

когда ребёнок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира,

в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия.

Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская

познавательная активность, а не просто воспроизведение информации.

Нельзя

не

отметить

положительного

влияния

исследований

на

эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на

формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения

общего уровня активности.

Одним

из

условий

решения

задач

по

опытно-исследовательской

деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-

пространственной среды.

Для этого в групповом помещении важно организовать зону для игр с

песком и водой, оборудовать уголок экспериментирования(мини-лаборатория)

где должны быть:

1)

плавающие

и

тонущие

предметы

(губки,

пенопласт,

дощечки,

металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и др.); а

также разнообразные бытовые предметы для исследования, приборы (в

том числе детские): лупы, зеркальца, магнитные игрушки, термометры,

весы, пипетки, воронки, сита, весы, мерки, взбивалки, щетки, терка,

песочные часы, фонарики, наждачная бумага, лоскутки ткани и др.

Желательно должен быть микроскоп и бинокль.

2)

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и

величины(материалы для пересыпания и переливания)…

3)

Материалы: природные (желуди, шишки, семена, плоды, спилы дерева,

глина и др.)

Бросовые :пробки, палочки, резиновые шланги, трубки(для продувания,

просовывания …

4)

Коллекции: камней и ракушек…

5)

Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной

крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для

игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со

светозвуковым

эффектом;

«волшебный

мешочек»,

наполненный

мелкими

предметами

и

игрушками;

игрушки

и

предметы

для

наблюдения (мыльные пузыри и др.);

6)

Наборы предметных и сюжетных картин по разным темам: (например,

«Сезонные изменения в природе», «Домашние и дикие животные»,

«Деревья.Травы»,

«Насекомые»,

«Птицы»,

«Профессии»,

«Правила

дорожного

движения»

и

др.);

книги,

открытки,

альбомы,

аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью

животных и растений.

Для систематизации опытно-исследовательской деятельности необходимо

также создать картотеку опытов из различных природных и других материалов.

Очень важно сделать в начале учебного года перспективное планирование

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Планирование

детской

экспериментальной деятельности включает в себя:

экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

познавательные занятия с элементами экспериментирования;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения – эксперименты.

Экспериментальную деятельность можно организовать в трех основных

формах:

совместная

деятельность

педагога

и

воспитанника,

а

также

самостоятельная деятельность детей и занятие (оно является итоговой формой

работы по какой – то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать

представления детей (1раз в месяц).

Системная работа с дошкольниками по организации и проведению опытно-

исследовательской деятельности предполагает взаимодействие с

семьями

воспитанников.

В

консультациях:

«Роль

семьи

в

развитии

поисково-

исследовательской

активности

детей»,

«Организация

детского

экспериментирования

в

домашних

условиях»

родителям

(законным

представителям) необходимо разъяснять, как поддерживать интерес ребенка к

исследовательской деятельности. В свою очередь, это, как правило, способствует

тому,

что

родители

помогают

пополнять

уголок

экспериментирования

необходимыми материалами и оборудованием.

Итак,

опытно-исследовательская

деятельность

как

средство

развития

познавательной

активности

дошкольников

способствует

тому,

что

у

дошкольников

формируются

различные интеллектуальные умения, очень

важные для успешного обучения в школе - умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.



В раздел образования