Автор: Кузьмина Лариса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №171
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 171»
Статья
«Детское экпериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников»
Подготовила:
Кузьмина Л.П. -
Воспитатель
Нижний Новгород
2022 г.
Дошкольный возраст – это период развития познавательной активности
детей, а экспериментирование и исследовательская деятельность являются
одними из эффективных средств
воздействия на детей, в котором наиболее
полно и ярко проявляется принцип обучения: учить наблюдая. Мир открывается
ребёнку через опыт его личных ощущений, действий.
Учеными доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-
действенное
и
наглядно-образное
мышление.
Следовательно,
экпериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным
возможностям. В дошкольном возрасте является ведущим, а первые три года –
практически
единственным
способом
познания
мира.
Особенно
важно
экспериментирование
при
формировании
основ
естественно-научных
и
экологических понятий.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что
оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В
процессе
опытов
идет
обогащение
памяти
ребенка,
активизируются
его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения,
квалификации,
обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не
только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных
приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Поэтому важно создать условия для развития у детей познавательных
интересов, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и
размышлению, расширять представления детей об окружающем мире через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки,
способствовать формированию у детей личностных качеств: целеустремлённости,
настойчивости, решительности.
Учеными доказано,
что
чем больше
органов
чувств одновременно
участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,
осмысливает,
понимает,
усваивает,
закрепляет
изучаемый
материал.
Следовательно,
чем активнее
ребенок
ощупывает,
наблюдает,
сравнивает,
исследует, экспериментирует,
то
есть активно участвует
в
образовательном
процессе,
тем
быстрее развиваются
его
познавательные
способности,
повышается познавательная активность.Обучение наиболее эффективно тогда,
когда ребёнок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира,
в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия.
Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская
познавательная активность, а не просто воспроизведение информации.
Нельзя
не
отметить
положительного
влияния
исследований
на
эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на
формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения
общего уровня активности.
Одним
из
условий
решения
задач
по
опытно-исследовательской
деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-
пространственной среды.
Для этого в групповом помещении важно организовать зону для игр с
песком и водой, оборудовать уголок экспериментирования(мини-лаборатория)
где должны быть:
1)
плавающие
и
тонущие
предметы
(губки,
пенопласт,
дощечки,
металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и др.); а
также разнообразные бытовые предметы для исследования, приборы (в
том числе детские): лупы, зеркальца, магнитные игрушки, термометры,
весы, пипетки, воронки, сита, весы, мерки, взбивалки, щетки, терка,
песочные часы, фонарики, наждачная бумага, лоскутки ткани и др.
Желательно должен быть микроскоп и бинокль.
2)
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и
величины(материалы для пересыпания и переливания)…
3)
Материалы: природные (желуди, шишки, семена, плоды, спилы дерева,
глина и др.)
Бросовые :пробки, палочки, резиновые шланги, трубки(для продувания,
просовывания …
4)
Коллекции: камней и ракушек…
5)
Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной
крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для
игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со
светозвуковым
эффектом;
«волшебный
мешочек»,
наполненный
мелкими
предметами
и
игрушками;
игрушки
и
предметы
для
наблюдения (мыльные пузыри и др.);
6)
Наборы предметных и сюжетных картин по разным темам: (например,
«Сезонные изменения в природе», «Домашние и дикие животные»,
«Деревья.Травы»,
«Насекомые»,
«Птицы»,
«Профессии»,
«Правила
дорожного
движения»
и
др.);
книги,
открытки,
альбомы,
аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью
животных и растений.
Для систематизации опытно-исследовательской деятельности необходимо
также создать картотеку опытов из различных природных и других материалов.
Очень важно сделать в начале учебного года перспективное планирование
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
Планирование
детской
экспериментальной деятельности включает в себя:
экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
познавательные занятия с элементами экспериментирования;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения – эксперименты.
Экспериментальную деятельность можно организовать в трех основных
формах:
совместная
деятельность
педагога
и
воспитанника,
а
также
самостоятельная деятельность детей и занятие (оно является итоговой формой
работы по какой – то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать
представления детей (1раз в месяц).
Системная работа с дошкольниками по организации и проведению опытно-
исследовательской деятельности предполагает взаимодействие с
семьями
воспитанников.
В
консультациях:
«Роль
семьи
в
развитии
поисково-
исследовательской
активности
детей»,
«Организация
детского
экспериментирования
в
домашних
условиях»
родителям
(законным
представителям) необходимо разъяснять, как поддерживать интерес ребенка к
исследовательской деятельности. В свою очередь, это, как правило, способствует
тому,
что
родители
помогают
пополнять
уголок
экспериментирования
необходимыми материалами и оборудованием.
Итак,
опытно-исследовательская
деятельность
как
средство
развития
познавательной
активности
дошкольников
способствует
тому,
что
у
дошкольников
формируются
различные интеллектуальные умения, очень
важные для успешного обучения в школе - умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.