Автор: Чумичева Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детски сад №9"
Населённый пункт: г.о. Солнечногорск, деревня Ложки
Наименование материала: Проект
Тема: "Книга - лучший друг"
Раздел: дошкольное образование
Выполнил: воспитатель
МБДОУ № 9
Чумичева А.В.
Книга – лучший друг.
Название проекта
«Сказка в гости к нам пришла»
Автор проекта
Воспитатель МБДОУ №9: Чумичева Анна Викторовна
Команда проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Обоснование актуальности проекта
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства
родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решеиие уделить немного больше времени
именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель и задачи проекта
Создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим
нравственным ценностям.
Краткое содержание проекта
Знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и
сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки авторские; чему учат
все сказки.
Целевая аудитория
Педагоги, воспитанники ДОУ, родители (законные представители)
Кадровое обеспечение проекта
Воспитатель, профессионализм музыкального руководителя.
Ресурсное обеспечение
Кадровое: Заведующая ДОУ, зам по УВР, воспитатели, специалисты ДОУ. Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.
География проекта
Московская область, Солнечногорский округ, деревня Ложки ул. Центральная дом 1а.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный.( декабрь 2019г.-март 2020г.)
Бюджет проекта
Использовался компьютер, проектор, музыкальный инструмент.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Обоснование актуальности проекта:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал,
позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям,
показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных
событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с
героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной
ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает
собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и
воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать
другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное –
развиваются всесторонне.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах.
У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решение уделить
немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Мы героев сказок любим,
Книжки очень бережём,
И читать их сами будем.
Только малость подрастём!
В группе есть много книг по разной тематике:
- русские народные сказки и сказки народов мира;
- литературные сказки русских и зарубежных авторов;
- произведения русских классиков и современных писателей;
- произведения о природе;
- энциклопедии разной направленности;
- книжки –самоделки.
Тип проекта:
познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Предмет проекта: русские народные сказки.
Команда проекта: дети старшей группы, родители,
воспитатель, музыкальный руководитель.
Цель проекта: создание условий для воспитания у детей
нравственных качеств посредством сказок, приобщения
детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
• Способствовать формированию у детей знания о русских народных сказках
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
• Научить детей оценивать поступки героев.
Речевое развитие:
• Обогащать и расширять словарный запас детей.
Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод и т. д.
• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с
существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса,
интонация); вырабатывать чёткую дикцию.
• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений
• Упражнять в пересказе сказок
• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые
предложения.
Социально – коммуникативное развитие:
• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм
поведения.
• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой
• Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей; вызвать заинтересованность
родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Художественно – эстетическое развитие:
• Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Развивать артистические способности детей.
• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество,
литература, музыка, театр).
• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и
аппликации, используя выразительные средства.
• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.
Физическое развитие:
• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
Ожидаемый результат:
• - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам;
• - развитие
коммуникативной и познавательной активности, творческих
способностей;
• - совершенствование
звукопроизношения и выразительности речи; • -
позитивное отношение ребёнка к окружающему миру,
другим людям и самому себе;
• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с
детьми; • - укрепление
гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
• - помочь детям совершенствоваться в коллективной
работе; • - научить детей
оценивать поступки героев.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП - подготовительный
- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой; оформить
книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; подобрать необходимый
наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры
по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото);
подобрать раскраски по русским народным сказкам;
- познакомить с жанровыми особенностями сказки;
- узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- беседы о сказках и сказочных героях.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка;
- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после
чтения», «Нравственное воспитание детей»;
II ЭТАП
Организация деятельности детей:
1.
Познавательное развитие:
Беседы - знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется
сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о животных;
персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки
авторские; чему учат все сказки.
Экспериментальная деятельность - проведение опыта-эксперимента «Тонет - не
тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».
2. Речевое развитие::
- Выставка книг с русскими народными сказками
Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок
- Чтение сказок и обсуждение их содержания - «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и
медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Жихарка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «
Бычок – смоляной бочок» и др.
- Сравнение сказок - «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин».
- Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и
медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть».
- Сочинение сказок детьми - придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и
лапоть»;
- Пересказ сказок - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и
медведь», «Заюшкина избушка».
- Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге
- Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот не разивай»; «В одиночку не
одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи слёзы»; «Мал родится да всем пригодится»; «В тесноте да
не в обиде»; «Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба заботой да
подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»;
«Хочешь есть калачи – не лежи на печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».
3. Социально – коммуникативное развитие::
ОБЖ - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием
сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);
- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь», «Пузырь,
соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью» и др.
- Подбор дидактических игр: «Из какой сказки этот
предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по песенке
героя», «Какие сказки перепутались».
4. Художественно – эстетическое развитие:
Инсценировка р.н.сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» с использованием масок и театра-ширмы
Конструирование: «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
Рисование: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные рисунки по сказкам «Колобок», «Кот петух и лиса».
Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов); лепка сюжетная по сказке
«Два жадных медвежонка»; «Пластилиновый театр на карандашах».
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :
Цель: Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с
картинами русских художников. Обратить внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных
приемов художники отображают характеры героев или природу
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов;
- лепили сказочных героев;
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
5. Физическое развитие:
- утренняя зарядка.
- подвижные игры: «Баба Яга», «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные
пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике».
- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогул-ка», «Строим дом», «Волк и
белка» и др.
- физкультурные минутки.
Работа с родителями:
- участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши любимые сказки»;
- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;
-
«домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с последующим просмотром мультфильмов
по ним;
III ЭТАП – заключительный.
- выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые сказки».
- показ театральной инсценировки сказки «Заяц Стёпа» для детей средней группы
.
Вывод:
В ходе системного использования русских народных сказок
у наших дошкольников заметно возросли положительные
эмоции, желание быть похожими на любимых героев,
повысился интерес к слушанию книг, обсуждению
прочитанного. Дети научились понимать такие
нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо;
можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать
поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и
поведение своих товарищей. Укрепились доверительные
отношения с родителями. Благодаря книге
ребенок получает разнообразную информацию, благодаря
которой умственно развивается. И для родителей важным
является, чтобы малыш полюбил слушать и в дальнейшем
читать книги. Ведь, как известно, дети, которым постоянно
читают, приобретают в дальнейшем огромный словарный
запас. Важным является то, что книга служит неким
источником, который расширяет представление ребенка об
окружающем мире, она позволяет развивать у ребенка речь,
память и мышление.
Книга лучший друг
0
1
2
3
4
5
6
7
Рассказы о природе.
Художественная литература о животных и
растениях расширяет круг представлений о
природе, создает основу для получения новых
знаний, воспитывает любовь к родному краю.
Мастерим вместе.
Совместная работа детей и родителей,
книжки – самоделки. На тему «Дары осени в
названии книг».