Напоминание

"Книга - лучший друг"


Автор: Чумичева Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детски сад №9"
Населённый пункт: г.о. Солнечногорск, деревня Ложки
Наименование материала: Проект
Тема: "Книга - лучший друг"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выполнил: воспитатель

МБДОУ № 9

Чумичева А.В.

Книга – лучший друг.

Название проекта

«Сказка в гости к нам пришла»

Автор проекта

Воспитатель МБДОУ №9: Чумичева Анна Викторовна

Команда проекта

Дети старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Обоснование актуальности проекта

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства

родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решеиие уделить немного больше времени

именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель и задачи проекта

Создание условий для воспитания у детей нравственных качеств посредством сказок, приобщения детей к общечеловеческим

нравственным ценностям.

Краткое содержание проекта

Знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и

сказки о животных; персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки авторские; чему учат

все сказки.

Целевая аудитория

Педагоги, воспитанники ДОУ, родители (законные представители)

Кадровое обеспечение проекта

Воспитатель, профессионализм музыкального руководителя.

Ресурсное обеспечение

Кадровое: Заведующая ДОУ, зам по УВР, воспитатели, специалисты ДОУ. Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.

Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.

География проекта

Московская область, Солнечногорский округ, деревня Ложки ул. Центральная дом 1а.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный.( декабрь 2019г.-март 2020г.)

Бюджет проекта

Использовался компьютер, проектор, музыкальный инструмент.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Обоснование актуальности проекта:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки – это уникальный материал,

позволяющий педагогу раскрыть детям морально-нравственные истины. Они учат доброму отношению к людям,

показывают высокие чувства и стремления. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных

событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Встреча детей с

героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной

ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает

собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и

воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать

другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное –

развиваются всесторонне.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах.

У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Поэтому принято решение уделить

немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Мы героев сказок любим,

Книжки очень бережём,

И читать их сами будем.

Только малость подрастём!

В группе есть много книг по разной тематике:

- русские народные сказки и сказки народов мира;

- литературные сказки русских и зарубежных авторов;

- произведения русских классиков и современных писателей;

- произведения о природе;

- энциклопедии разной направленности;

- книжки –самоделки.

Тип проекта:

познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Предмет проекта: русские народные сказки.

Команда проекта: дети старшей группы, родители,

воспитатель, музыкальный руководитель.

Цель проекта: создание условий для воспитания у детей

нравственных качеств посредством сказок, приобщения

детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

• Способствовать формированию у детей знания о русских народных сказках

• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

• Научить детей оценивать поступки героев.

Речевое развитие:

• Обогащать и расширять словарный запас детей.

Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод и т. д.

• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с

существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)

• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса,

интонация); вырабатывать чёткую дикцию.

• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений

• Упражнять в пересказе сказок

• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые

предложения.

Социально – коммуникативное развитие:

• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм

поведения.

• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой

• Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей; вызвать заинтересованность

родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Художественно – эстетическое развитие:

• Развивать творчество, фантазию, воображение.

• Развивать артистические способности детей.

• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество,

литература, музыка, театр).

• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и

аппликации, используя выразительные средства.

• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.

Физическое развитие:

• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений

Ожидаемый результат:

• - вызвать у детей интерес к русским народным сказкам;

• - развитие

коммуникативной и познавательной активности, творческих

способностей;

• - совершенствование

звукопроизношения и выразительности речи; • -

позитивное отношение ребёнка к окружающему миру,

другим людям и самому себе;

• - привлечь родителей к совместному чтению сказок с

детьми; • - укрепление

гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

• - помочь детям совершенствоваться в коллективной

работе; • - научить детей

оценивать поступки героев.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП - подготовительный

- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой; оформить

книжный уголок в группе по теме проекта «Русские народные сказки»; подобрать необходимый

наглядно-дидактический материал для реализации данного проекта; подобрать настольные игры

по сказкам (пазлы «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса» и др. ; сказочное лото);

подобрать раскраски по русским народным сказкам;

- познакомить с жанровыми особенностями сказки;

- узнать у детей, какие книги читают им дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- беседы о сказках и сказочных героях.

Работа с родителями:

- анкетирование родителей с целью выявления роли сказки в жизни ребенка;

- консультации для родителей: «Воспитание сказкой», «О чем и как беседовать с детьми после

чтения», «Нравственное воспитание детей»;

II ЭТАП

Организация деятельности детей:

1.

Познавательное развитие:

Беседы - знакомство с историей возникновения сказок; почему сказка называется

сказкой; разные виды сказок; сказки волшебные и сказки о животных;

персонажи русских народных сказок – какие они; сказки народные и сказки

авторские; чему учат все сказки.

Экспериментальная деятельность - проведение опыта-эксперимента «Тонет - не

тонет» по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

2. Речевое развитие::

- Выставка книг с русскими народными сказками

Цель: Знакомство с многообразием изданий сказок

- Чтение сказок и обсуждение их содержания - «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и

медведь», «Петух, кот и лиса», «Лиса и волк», «Жихарка», «Теремок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «

Бычок – смоляной бочок» и др.

- Сравнение сказок - «Теремок», «Рукавичка» и «Кувшин».

- Сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных: «Гуси-лебеди», «Маша и

медведь», «Кот, петух и лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть».

- Сочинение сказок детьми - придумывание другого конца сказкам «Колобок», «Пузырь, соломинка и

лапоть»;

- Пересказ сказок - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и

медведь», «Заюшкина избушка».

- Рассказывание сказки по иллюстрациям - рассказ о любимом сказочном герое по рисункам в книге

- Заучивание пословиц и поговорок по сказкам – «На чужой каравай рот не разивай»; «В одиночку не

одолеешь и кочку»; «Отольются волку овечьи слёзы»; «Мал родится да всем пригодится»; «В тесноте да

не в обиде»; «Что посеешь то и пожнёшь»; «Слезами горю не поможешь»; «Дружба заботой да

подмогой крепка»; «Верному другу цены нет»; «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»;

«Хочешь есть калачи – не лежи на печи»; «Ленивые руки чужие труды любят».

3. Социально – коммуникативное развитие::

ОБЖ - разговор о правилах безопасного поведения дома и на улице (с использованием

сюжета сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»);

- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Гуси-лебеди», «Машенька и медведь», «Пузырь,

соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью» и др.

- Подбор дидактических игр: «Из какой сказки этот

предмет», «Назови сказку», «Угадай сказочного героя», «Угадай сказку по песенке

героя», «Какие сказки перепутались».

4. Художественно – эстетическое развитие:

Инсценировка р.н.сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок» с использованием масок и театра-ширмы

Конструирование: «Терема», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).

Рисование: «Избушка лубяная и ледяная», коллективные рисунки по сказкам «Колобок», «Кот петух и лиса».

Лепка: «Петушок – золотой гребешок» (с использованием природных материалов); лепка сюжетная по сказке

«Два жадных медвежонка»; «Пластилиновый театр на карандашах».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам :

Цель: Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с

картинами русских художников. Обратить внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных

приемов художники отображают характеры героев или природу

В самостоятельной деятельности:

- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;

- составляли сказки с помощью пазлов;

- лепили сказочных героев;

- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;

- выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

5. Физическое развитие:

- утренняя зарядка.

- подвижные игры: «Баба Яга», «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные

пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы», «Лиса в курятнике».

- пальчиковые игры: «Маленькие мышки», «Дружба», «Зимняя прогул-ка», «Строим дом», «Волк и

белка» и др.

- физкультурные минутки.

Работа с родителями:

- участие родителей и детей в оформлении альбома рисунков «Наши любимые сказки»;

- участие родителей в пополнении кукольного театра группы;

-

«домашнее задание» - чтение русских народных сказок детям с последующим просмотром мультфильмов

по ним;

III ЭТАП – заключительный.

- выставка детских рисунков для группового альбома - «Наши любимые сказки».

- показ театральной инсценировки сказки «Заяц Стёпа» для детей средней группы

.

Вывод:

В ходе системного использования русских народных сказок

у наших дошкольников заметно возросли положительные

эмоции, желание быть похожими на любимых героев,

повысился интерес к слушанию книг, обсуждению

прочитанного. Дети научились понимать такие

нравственные категории, как добро и зло; хорошо и плохо;

можно и нельзя, научились сравнивать, анализировать

поступки сказочных героев, оценивать свое поведение и

поведение своих товарищей. Укрепились доверительные

отношения с родителями. Благодаря книге

ребенок получает разнообразную информацию, благодаря

которой умственно развивается. И для родителей важным

является, чтобы малыш полюбил слушать и в дальнейшем

читать книги. Ведь, как известно, дети, которым постоянно

читают, приобретают в дальнейшем огромный словарный

запас. Важным является то, что книга служит неким

источником, который расширяет представление ребенка об

окружающем мире, она позволяет развивать у ребенка речь,

память и мышление.

Книга лучший друг

0

1

2

3

4

5

6

7

Рассказы о природе.

Художественная литература о животных и

растениях расширяет круг представлений о

природе, создает основу для получения новых

знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Мастерим вместе.

Совместная работа детей и родителей,

книжки – самоделки. На тему «Дары осени в

названии книг».



В раздел образования