Автор: Смирнова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 им.Карла Мая
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры на уроках русского языка в 5-м классе"
Раздел: среднее образование
Игры на уроках русского языка в 5-м классе
Учитель Смирнова Ирина Владимировна
Цель урока:
1.
Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;
2.
Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова.
Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги,
фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1, 2, 3 для жеребьевки.
Ход урока
1. Орфографическая минутка. (В неё включены слова, в которых было сделано наибольшее
количество ошибок в 1 полугодии):
Учитель:
- Я диктую слова (один из вариантов ниже), а каждый из вас произносит их по слогам,
проговаривая “трудности”.
Например:
1 вариант
или
2 вариант
паркет
потому что
вокзал
как будто
костюм
нянчить
кабинет
поздно
велосипед
помощник
состязание
страстный
гитара
грус
т
н
ый
гимнастика
печка
бинокль
чествовать
апельсин
плеснуть
балкон
мощный
пианино
ужасный
свитер
запасливый
ателье
участник
маршрут
голландский
корзина
ночка
фиолетовый
властный
гербарий
помощник
2. “Исправь ошибку, дай совет”.
Учитель:
- Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их.
- Знание морфемы поможет вам выполнить задание.
В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они
допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.
Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в
корне) (ошибка в окончании),
Все пернатые перипугались и смотрят на них. (Ошибка в приставке)
А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей. (Ошибка в суффиксе)
- Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки?
3. Эстафета “ Найди сорняк и вырви с корнем”.
Учитель:
- Давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть
родственных слов).
- Объясните, как вы понимаете слово
сорняк
?
- Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов.
Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать
карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно
“вырвала с корнем сорняки”.
- Итак, внимание! Задание:
в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и
есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с
корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику.
(Учитель раздает капитанам карточки и фломастеры. Капитан и начинает эстафету).
Карточка №1
Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;
Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;
Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;
Левый, слева, лев, налево, левая;
Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;
Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
Карточка№2
Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;
Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;
Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;
Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;
Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;
Склон, поклониться, клонировать, наклон.
Карточка№3
Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;
Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;
Стол, столик, столетие, настольный;
Полный, пополнение, половина, располнел;
Кривой, окриветь, скривиться, креветка;
Помешал, мешать, помехи, помещение.
4. Конкурс капитанов.
Учитель:
На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу
верно:
1)стекло (стекл – корень, о – окончание)
стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)
2)осиной (осин – корень, ой – окончание)
осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)
3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)
Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)
5. “Допиши сказку”.
Учитель:
-В эстафете каждый работал сам, а теперь
объедините силы для создания сказки о морфемах.
Жеребьевка
определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают
соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино.
Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее
число на кубике- команда “работает” с приставкой).
1) Корень
Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным
образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое
дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на
корень похожи, но все разные. (
Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).
2) Приставка
Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной
формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать?
Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу.
Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело
.(Допиши, как достроили
дом выделенные глаголы и приставки).
3) Суффикс
Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех
трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь
целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к
глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень
. (Обрати внимание на
выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).
Литература
1.
Угроватова Т. Подсказки на каждый день. 5 класс М., изд-во “Владос”, 1998
2.
Павлова М. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП М., Изд-во
Института Психотерапии, 2000
3.
ТихоновА.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку. М., “Цитадель”,1999