Напоминание

"Игры на уроках русского языка в 5-м классе"


Автор: Смирнова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №5 им.Карла Мая
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры на уроках русского языка в 5-м классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Игры на уроках русского языка в 5-м классе

Учитель Смирнова Ирина Владимировна

Цель урока:

1.

Систематизировать ранее полученные знания о морфемах с помощью игры;

2.

Развивать умение делить слова на морфемы и образовывать новые слова.

Оборудование: карточки со словами, распечатанные тексты сказок, чистые листы бумаги,

фломастеры, фишки или кубики с цифрами 1, 2, 3 для жеребьевки.

Ход урока

1. Орфографическая минутка. (В неё включены слова, в которых было сделано наибольшее

количество ошибок в 1 полугодии):

Учитель:

- Я диктую слова (один из вариантов ниже), а каждый из вас произносит их по слогам,

проговаривая “трудности”.

Например:

1 вариант

или

2 вариант

паркет

потому что

вокзал

как будто

костюм

нянчить

кабинет

поздно

велосипед

помощник

состязание

страстный

гитара

грус

т

н

ый

гимнастика

печка

бинокль

чествовать

апельсин

плеснуть

балкон

мощный

пианино

ужасный

свитер

запасливый

ателье

участник

маршрут

голландский

корзина

ночка

фиолетовый

властный

гербарий

помощник

2. “Исправь ошибку, дай совет”.

Учитель:

- Давайте вспомним, что такое морфемы? Назовите их.

- Знание морфемы поможет вам выполнить задание.

В записанных на доске предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких морфемах они

допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.

Из-за озера покозались птицы, они выделяются грозными фигуроми на фоне заката. (Ошибка в

корне) (ошибка в окончании),

Все пернатые перипугались и смотрят на них. (Ошибка в приставке)

А наблюдатильные селезни не дерутся, а разглядывают странных гостей. (Ошибка в суффиксе)

- Что вы посоветуете ученику, который сделал эти ошибки?

3. Эстафета “ Найди сорняк и вырви с корнем”.

Учитель:

- Давайте поиграем! Для этого вспомните, что такое корень слова? (Главная значимая часть

родственных слов).

- Объясните, как вы понимаете слово

сорняк

?

- Вам предстоит вырвать сорняки, для этого разделим класс на 3 команды и выберем капитанов.

Капитан каждой команды получит карточку. Он должен выполнить задание, затем передать

карточку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно

“вырвала с корнем сорняки”.

- Итак, внимание! Задание:

в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и

есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с

корнем”, т.е. выделить корень и подчеркнуть о, затем передать лист следующему участнику.

(Учитель раздает капитанам карточки и фломастеры. Капитан и начинает эстафету).

Карточка №1

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Карточка№2

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Склон, поклониться, клонировать, наклон.

Карточка№3

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;

Стол, столик, столетие, настольный;

Полный, пополнение, половина, располнел;

Кривой, окриветь, скривиться, креветка;

Помешал, мешать, помехи, помещение.

4. Конкурс капитанов.

Учитель:

На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу

верно:

1)стекло (стекл – корень, о – окончание)

стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание)

2)осиной (осин – корень, ой – окончание)

осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание)

3) допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание)

Допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание)

5. “Допиши сказку”.

Учитель:

-В эстафете каждый работал сам, а теперь

объедините силы для создания сказки о морфемах.

Жеребьевка

определит, кому “достанется” суффикс, приставка или корень. Команды получают

соответствующие тексты. (В качестве жребия предлагаю обычно бросить кубик из домино.

Например, какая команда “выкинет” кубик с наибольшим числом, та “работает” с корнем, меньшее

число на кубике- команда “работает” с приставкой).

1) Корень

Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень вдруг чудесным

образом заговорил: “А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое

дерево”. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на

корень похожи, но все разные. (

Допиши сказку, расскажи, какие слова “выросли” из корня ХВАТ).

2) Приставка

Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. У мели они дела завершать. А у глаголов неопределенной

формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается . Что делать?

Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу.

Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело

.(Допиши, как достроили

дом выделенные глаголы и приставки).

3) Суффикс

Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех

трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь

целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к

глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень

. (Обрати внимание на

выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).

Литература

1.

Угроватова Т. Подсказки на каждый день. 5 класс М., изд-во “Владос”, 1998

2.

Павлова М. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП М., Изд-во

Института Психотерапии, 2000

3.

ТихоновА.Н. и др. Словарь-справочник по русскому языку. М., “Цитадель”,1999



В раздел образования