Напоминание

"Свободная роспись на ткани"


Автор: Степанова Эдита Геннадиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ им.Ким Л.А.
Населённый пункт: г. Якутска
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Свободная роспись на ткани"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер -класс «Свободная роспись на ткани»

Степанова Эдита Геннадиевна

преподаватель МБУ ДО

ДХШ им. Ким Л.А. г. Якутска

Цель: познакомить аудиторию с историей, технологией ДПИ - батик,

свободная роспись.

Задача: способствовать обучению основам мастерства.

Материалы:

1. Ткань хлопок или шелк. Но можно поэкспериментировать и с

синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

2. Рама и подрамник.

3. Кисти круглые.

4. Краски для батика.

5. Соль.

6. Палитра с углублениями.

7. Контуры для ткани: белая, золотая.

8. Рисунок на бумаге. Прежде чем начать, определитесь, какое изображение

вы будете наносить на ткань, сделайте рисунок на бумаге в размер вашего

полотна.

9. Канцелярские кнопки, степлер для закрепления ткани на подрамник.

10. Скотч бумажный.

11. Фен для закрепления красок на ткани.

Батик- это

искусство росписи на ткани

пришло к

нам из стран юго-

восточной Азии. А именно в Индонезии на острове Ява она

переживала свой

расцвет, где мастера издавна занимались росписью ткани. Это таинственное

и терпкое, как заморские пряности, слово переводится с яванского именно

так - «капля воска».

Батик одновременно можно назвать и ремеслом, и искусством. Это особая

техника росписи на ткани при помощи резервирующих составов. Однотонная

ткань

натягивается

на деревянную

раму

и расписывается

по заранее

подготовленному рисунку. Это довольно тонкая и кропотливая работа,

требующая большой аккуратности, терпения, усидчивости и творческого

подхода.

Батик, как вид декоративно-прикладного искусства часто используется в

интерьере.

Необычные

и интересные

узоры,

забавные

рисунки

или

полноценные картины придадут свежести любому интерьеру. В технике

батик так же часто расписывают покрывала или постельное белье, абажуры,

занавески, шторы.Этой техникой можно воспользоваться не только в целях

декорирования интерьера, но и можно создавать предметы гардероба:

шелковые блузы с необычным орнаментом, палантины, платки, футболки,

сумки,

панамки

с несложными

рисунками

пользуются

большой

популярностью.

Виды батика:

Горячий батик. Техника горячего батика используется обычно для грубых

тканей. Резервирующий состав в данном случае состоит из воска или

парафина и наносится на ткань в горячем виде, после того как рисунок готов,

воск снимается путем разглаживания горячим утюгом через бумагу или

газеты. Горячий батик подразумевает многослойную покраску ткани,

поэтому

изображения

получаются

более

размытые

и в них

нет четко

прорисованных границ.

Холодный

батик

.

В отличие

от горячего,

резервирующий

состав

не нагревается перед нанесением. Прежде чем начинать роспись, границы

рисунка обводятся резервирующим составом, который можно купить

в художественном

магазине.

Для росписи

ткани

в холодной

технике

требуется намного меньше материалов и дополнительных приспособлений.

Узелковый батик. Техника узелкового батика пришла с островов Океании.

Это, наверное, самый первый способ украшения ткани с помощью

резервирования. Завязанную узлом в определенных местах ткань опускают в

краску. Спрятанный участок после окраски остается белым, от него в разные

стороны идут затейливые цветные тропинки. Распространено в Китае,

Японии и Индии.

Свободная роспись. Кроме приемов росписи в технике горячего и холодного

батика, есть еще свободная роспись по ткани, которую можно использовать

как самостоятельно, так и в сочетании с приемами горячего и холодного

батика. Остановимся более подробно на этой технике. Эта техника считается

наиболее подходящей для новичков. Чтобы прочувствовать материал, лучше

всего нужно начинать с техники свободной росписи. Роспись выполняется на

ткани в акварельной технике. В конце можно задекорировать композицию

специальными контурами разного цвета. Часто подобная роспись делается

без предварительного рисунка, что усложняет задачу. Расписывать ткань

нужно быстро, не допускать ошибок, так как исправить их будет уже

невозможно.

Один из способов свободной росписи - роспись по загрунтованной ткани, в

частности - по солевому раствору.

Суть способа заключается в пропитке ткани солевым раствором (или

раствором крахмала), который препятствует растеканию краски по ткани,

позволяя делать роспись свободными мазками.

Перед началом серьезной работы лучше провести практическое упражнение

на небольшом кусочке ткани, чтобы понять, каким образом краска ведет

себя, по каким законам двигается по поверхности, как изменяется ее тон и

цвет после высыхания.

Последовательность выполнения работы:

Этап 1. Заклеивание бумажным скотчем подрамника, чтобы не испачкать

красками.

Этап 2. Натягивание ткани на подрамник с помощью канцелярских кнопок.

Этап 3. В зависимости от вашей задачи, можно нанести предварительный

рисунок на уже натянутую ткань очень мягким карандашом. Наносить

предварительный рисунок, только если вы будете делать детализированную

роспись, так как если вся задумка работы ограничивается росписью по

сырому, то карандашные линии останутся видны. Тогда как при детальной

проработке они даже помогают добавить графичности.

Этап 4. Приготовление солевого раствора: 2 столовые ложки на стакан воды.

Разведите соль в горячей воде, в стеклянной или эмалированной посуде.

Грунтовка проводится широкой кистью уже на натянутый шелк

Этап 5. Роспись по сырому. Подготовить необходимые для росписи цвета на

палитре еще перед тем, как пропитывать ткань солевым раствором, чтобы он

не пересох. Цвет при высыхании светлеет, поэтому при нанесении красок

нужно обязательно учесть этот момент. Как и при акварельной живописи,

стараемся сразу точно нанести нужный цвет, чтобы получить свежесть в

работе. По сырой поверхности, широкими мазками наносим краски.

Этап 6. Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею

посыпают

необходимый

участок.

Кристаллы

соли

частично

впитают

пигмент, появятся размытые белые пятнышки, можно добиться чрезвычайно

живописных эффектов. В этот момент важно не двигать подрамник, если

хотим получить более ровные пятна от соли.

Этап 7.

Графическая прорисовка.

После полного высыхания работы

приступаем к графической прорисовке деталей специальным контуром для

ткани в тюбиках. Стараемся проводить красивые плавные, ровные линии.

Этап 8. Закрепление краски и контура горячим феном.

Этап

9.

Снятие

ткани

с

подрамника,

удаление

бумажного

скотча.

Натягивание ткани на подрамник с помощью степлера. Оформление работы в

багет.

«

Весна» свободная роспись, краски для батика, белый контур, шелк.

Дьячковская Женя. 13 лет.



В раздел образования