Напоминание

Методическая работа: "Творческое развитие детей в ДМШ начальный период обучения в классе виолончели"


Автор: Бикмеева Наиля Илдаровна
Должность: преподаватель по классу виолончель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3 им. Р. Яхина" г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Методическая работа: "Творческое развитие детей в ДМШ начальный период обучения в классе виолончели"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №3 им.Р. Яхина»

Методическая работа:

«Творческое развитие детей в ДМШ начальный период обучения в классе

виолончели»

Выполнила: Бикмеева Наиля Илдаровна

г. Казань - 2022г.

1

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Особенности формирования навыков музыкального восприятия

и музыкальной грамотности в начальном этапе обучения ДМШ……………..5

Глава II. Выработка системного подхода и контроль на каждом этапе

обучения,

плановых

целевых

установок

и

доступных

результатов

обучения………………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………….32

2

Введение

Музыка влияет и воспитывает в человеке такие качества как, культура,

духовность и свободное целостное развитие. Вот поэтому школьный возраст

считается самым благоприятным периодом для формирования музыкальных

способностей, эмоциональной отзывчивости, ладового чувства, музыкально –

слухового представления, чувства ритма, который развивает у ребенка.

Многие родители говорят,

что современные дети

перегружены

общеобразовательной программой. Возможно – да. Но возможно и более

высокая организация

детского времени. Творческое развитие, которое

происходит, в начальный период обучения в детских музыкальных школах

при правильной внутренней организации ребенка дает, возможность,

которым он будет пользоваться всю жизнь. Общение с детьми своего

возраста, раскрепощенных, заинтересованных, обыденных может не совсем

осознанно желанием познать мир музыки, мир танца, мир красок, мир звуков,

мир образов прекрасного. Этот мир организовывают преподаватели согласно,

своих планов, работ и родители желанием обогатить мироощущения своего

ребенка.

Школьные годы прекрасные. В это время ребенок лучше всего

воспринимает информацию. При правильной методике это происходит легко.

Правильно закладывается усвоенная информация. Закладывается духовная

организация

человека,

формируется

музыкальные

способности,

эмоциональная

отзывчивость,

формируются

знания

ладового

чувства,

музыкально слухового художественные представления, и чувства ритма.

Дополнительное

образование

детей

расширяет

воспитательные

возможности детей, способна быстро и точно реагировать на «вызовы

времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. Помогает

учесть индивидуальные особенности учащихся. Тесный контакт с детьми,

что

снимает

многие

трудности

в

общении,

помогает

активировать

коммуникативную и творческую деятельность учащихся. Внимание к

стараниям ребенка, обучение его рациональным методам и приемам

3

деятельности, тактичное указание на недостатки, умелая постановка целей и

перспектив

оказывают

стимулирующее

влияние на него,

формируют

позитивное отношение к учебному процессу. Этот подход к воспитанию

обеспечивает успех, который дает ребенку возможность самоутвердиться.

Объект исследования: начальное обучение игры на виолончели.

Предмет исследования: формирование музыкальных способностей у

детей школьного возраста.

Цель работы: на основе существующих воспитательных программ и с

учётом авторского педагогического опыта представить авторскую методику

музыкального воспитания, уникальность которой состоит в том, что на

одном занятии дается детям все то, что они получают в отдельных

дополнительных образованиях.

Для этого нужно обозначить следующие задачи:

1.

Формирование музыкальных способностей у детей школьного

возраста;

2.

Рассмотреть проблемы, решаемые в ходе занятий. Постановка

рук, выучивание текста, помощь в умении выполнить домашнее задание, а

именно, самостоятельно работать с нотным текстом, учиться быстро,

запоминать пройденный материал на память, уметь подготовится к зачету

или концертному выступлению;

3.

Сравнительный

анализ

образовательных

программ

систем

дополнительного образования, обучение игре на виолончели в ДМШ.

Практическая значимость и новизна данной работы состоит в том,

что она представляет собой своеобразный методический материал в помощь

музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования,

педагогам

инструменталистам.

Он

состоит

из

теоретической

и

практической части.

Данная работа имеет структуру: введение , 2 главы, заключение, список

использованной литературы.

4

Глава I. Особенности формирования навыков музыкального

восприятия и музыкальной грамотности в начальном этапе обучения

ДМШ.

В

сложившейся

в

последнее

два

десятилетия

обстановке

в

дополнительном образовании существенно изменились условия деятельности

детских музыкальных школ.

Неоднородность

контингента

по

уровню

способностей,

сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс усвоения

традиционных образовательных программ. Для обеспечения результативного

процесса необходимы дифференцированные модели обучения.

Круг задач, стоящих перед детской музыкальной школой, широк и

разнообразен.

- развитие природных способностей детей;

- формирование навыков игры на инструменте;

- освоение предметов музыкально-теоретического цикла;

- формирование навыков музицирования на инструменте;

- воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой умения

ориентироваться в музыкальных стилях;

- выявление наиболее одаренных детей для их профессиональной

ориентации и подготовки к поступлению в средние профессиональные

учебные заведения.

Детская

музыкальная

школа

должна

дать

учащимся

общее

музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкальной

культуры, способствовать формированию эстетических вкусов, воспитывать

активных слушателей музыки.

Программы курса обучения делятся на 3 этапа:

Начальный (1-3классы)

Средний (4-5классы)

Старшие (6-8 классы)

5

Итог каждого этапа – исполнение программы различной степени

трудности, представляемой на переводном зачете или выпускном экзамене.

Занимаясь с учеником, педагог предлагает каждому индивидуальный

план обучения, который зависит от уровня способностей и возможностей

учащегося, особенностей его психофизического развития.

Срок реализации программы курса – 8 лет. Возраст детей 1 класса – 6-7

лет, обучение завершают в возрасте 14 – 16 лет. Занятия проводится два раза

в неделю по 45 минут в индивидуальной форме.

На сегодняшний день нет общепринятого разделения жизненного пути

ребенка, однако многие известные педагоги и музыканты выделяют

основные стадии:

-- подготовительная стадия (дошкольное и начальное эстетическое

образование);

-- начальная стадия (дополнительное образование в школах искусств),

формируется основы профессиональных важных умений ребенка и свойств

личности ребенка профессионала;

-- основная стадия (профессиональное обучение) развитие личности с

целью ее полной самореализации в профессиональной деятельности;

-- стадия адаптирования к практической деятельности, происходит

становление личности профессионала.

Я рассматриваю творческое развитие детей по 2 пункту: начальная

стадия.

В возрасте 6-7 лет, ребенок приходит в школу, мало кто из детей имеет

представлении о каком-либо инструменте. Комиссия из педагогов предлагает

виолончель, родители дают согласие. И начинается долгий путь освоения

инструмента.

На начальном этапе обучения игре гамм приходится сталкиваться с

разными трудностями. Развитие комплекса технических навыков - чувство

ритма,

артикуляции,

аппликатуры

часто

связанно

с

натаскиванием,

6

многократным повторением, «дрессировкой». В итоге атмосфера на уроке

становится

напряжённой

и

взаимно-недоброжелательной,

происходит

снижение мотивации ученика, падает его интерес к занятиям.

Решение этих задач возможно с помощью метода подтекстовки,

представляет собой метод игры на виолончели с паралельной декламацией,

то есть исполнение сопровождается чтением стихотворного текста.

Педагоги отмечают свое позитивное влияние декламационного метода

на развитие чувства ритма учащегося эмоции, на формирование его

музыкального мышления, виолончельных навыков и умений , на ускорение

процесса запоминания музыки.

При разучивании пьес, а так же применение декламационного метода

допустима на различных этапах занятия, и в самых различных видах

деятельности - при ознакомлении ученика со строением минора и мажора, с

аккордами, арпеджио, хроматической гаммой, выработке у ребенка навыков

новых интонации на грифе, при освоении музыкальной грамоты, овладении

игры на виолончели.

А так же изучение учащимся музыкальной грамоты на виолончели

представляет собой особую сложность, ведь появляется большое количество

неизвестных слов для ребенка, понятий, обозначений. Новые знания не

должны отпугивать ребенка от занятий музыкой, и слушания музыки,

поэтому надо давать детям учебный материал ярко, эффектно, образно,

обращаясь к рассказам из мультфильмов. Учащиеся внимательно и с

удовольствием слушают стихи и рассказы из мультфильмов быстро

запоминают новый музыкальный материал.

Декламационый

метод

это

метод

который

еще

четко

не

обозначен в методической литературе, однако он может быть сформулирован

и доступен в педагогической литературе как метод «подтекстовки» к

мелодии или как прием с использованием подбора рассказа и мультфильмов.

7

Детям наиболее понятно через словесное выражение чувств. Так

как, способ запоминания, при котором используются стихотворные тексты,

продуктивен.

Играя

с

паралельной

декламацией,

помогает

создавать

воображения, эмоции, ассоциации, а так же включаются музыкальная,

эмоциональная, наглядно-образная типы памяти, благодаря чему процесс

запоминания происходит быстрее, и продуктивнее, а память получает

дополнительную тренировку

.

Таким образом, декламационный метод возможен созданию на уроке

комфорта, психологической благоприятной атмосферы, обеспечивающей

уверенность и возможностях ребенка в своих силах и возможностях.

Важно отметить, что применение этого метода, ни как не исключает

использование

ряда других методов музыкального обучения: все они

должны применяться в совокупности, исходя из актуальных для каждого

индивидуального ребенка задач обучения и воспитания.

Знакомство с инструментом у ребенка начинается с посадки и

«постановки» рук. Индивидуальное приспособление к инструменту у ребенка

должно основываться на принципе удобства, обеспечивающем свободу

игровых движений.

Посадочную форму каждого ученика нужно выбирать исходя из его

физиологических

особенностей,

а

так

же

способности

и

традиций

виолончельного исполнительства.

Виолончельное искусство,

возникшее во второй

половине

XVI

столетия, унаследовало от своей предшественницы гамбы некоторые

особенности исполнительской манеры, в том числе и особенность посадки за

инструментом.

Черты

классической

посадки

за

инструментом

сохраняются

в

исполнительской манере выдающихся виолончелистов нашего столетия.

Посадка, обеспечивающая свободу корпуса играющего, должна быть

8

положена и в основу методики начального обучения.

В основе современной виолончельной методики «постановки» рук

также лежит принцип создания максимальных условий, обеспечивающих

свободу игровых движений.

При « постановке» правой руки и выработке навыка держания смычка

следует в первую очередь воспитывать у учащихся ощущения трости.

Смычок состоит из игровой части, волоса и трости, через которую

происходит контакт правой руки исполнителя со струной. Изменения

«постановочных» форм правой руки в процессе развития смычкового

исполнительства неразрывно связаны с эволюцией самого смычка. В начале

большой палец участвовал в натяжении волоса смычка. После изобретения

колодки он переместился на трость, в некотором удалении от винтового

устройства. В процессе развития виртуозного исполнительства появилась

необходимость использования полной длины волоса, что затруднялось

держанием смычка на расстоянии от колодки.

«Школа» И. Стучевского отражает направление в виолончельной

методике, сторонники которого придерживаются охвата пальцами правой

руки колодки смычка.

Образцом «постановки» левой руки может служить школа Гр.

Пятигорского, сохраняющая элементы традиционного исполнительства. В

ней создаются максимальные условия для свободы пальцевых движений,

супинационно-пронационного вращения кисти, необходимого не только при

исполнении аппликатуры, основнной на смене «узкого» и «широкого»

расположений,

но

и

аппликатурных

стереотипов

«суженного»

и

«расширенного» расположений, характерных для произведений авторов.

При данной «постановке» необходимо выбрать правильное положение

большого пальца на « шейке» инструмента, позволяющее остальным

игровым пальцам быть максимально подвижными.

Для

выработки

правильной

посадки

за

инструментом

и

«постановочных» навыков в современной начальной методике используются

9

«беззвучные» упражнения, которые облегчают приспособление учащегося к

инструментальным формам движения.

Однако физические упражнения за инструментом и без него не следует

переоценивать, так как первоочередная задача, стоящая перед музыкальной

педагогикой,

-

это

развитие

у

учащегося

музыкально-слуховых

представлений, приобщение их к музыкально-исполнительскому искусству.

В первую очередь ребенок должен в музыкальной школе получать

музыкальную информацию.

Использование открытых струн и флажолетов позволяет построить

методику обучения на смычковом инструменте в подготовительном или

первом классе. Оно предполагает знакомство с инструментом и тем самым

включение в активный слуховой и двигательный процесс, имеющий прямое

отношение к исполнительному искусству.

При этом изучается не звукоряды отдельных струн в первой позиции, а

аппликатура инструмента и все приемы техники, в том числе и элементы

ставочной техники, путем слухового освоения интонационных формул, в

которых

открытые

струны

и

флажолеты

приобретают

значение

интонационных ориентиров при игре на инструменте с нефиксированной

высотой звука.

Сам строй виолончели создает «готовую» интонационную сферу,

ощутимую при первом же знакомстве с инструментом. На этой особенности

и основана классическая виолончельная методика. Раньше, прежде чем

исполнить самую простую мелодию, ученики смычковых классов долгое

время обучались игре на открытых струнах. Такая методика способствовала

усвоению навыков ведения смычка, совершенствования звукоизвлечения и

техники правой руки. Но ее недостатком является ограничение музыкальной

информации только приобщением к абстрактному звуку. На первом этапе

обучения понятие музыкального звука должно связаться у ученика с

исполнителем простейших музыкальных интонаций. Подход к обучению

должен носить комплексный характер.

10

Уже с первых шагов обучения игре на виолончели ребенок вовлекается

в процесс активного музицирования. Во время освоения посадки за

инструментом и «постановки» рук пьесы на открытых струнах должны

внести элемент музыкальности в «немузыкальный» раздел начальной

педагогики. В процессе разучивания ученик знакомится с щипковым и

смычковым способами звукоизвлечения, а также осваивает элементарную

нотную грамоту в практическом ее применении. Доступность пьес позволяет

с первых же уроков выявить природные ансамблевые, исполнительские

способности учащегося.

Однако основное значение изучение данных пьес в том, что игра на

открытых струнах закрепляет в музыкальном сознании ученика интонацию

квинтовой структуры строя, что способствует более прочному и быстрому

усвоению основ музыкального интонирования. Кроме того, фортепианный

аккомпанемент пьес на открытых струнах знакомит начинающего с основами

классической гармонией.

Для

начального

обучения

щипковому

способу

звукоизвлечения,

хрестоматии предлагают ритмические этюды на открытых струнах. В них

может быть представлена как классическая, так и разнообразная современная

ритмика.

Педагогу представляется неограниченная возможность для проявления

своей творческой фантазии в сочинении ритмических этюдов. Подобные

ритмические упражнения в заданном размере можно предложить сочинять и

ученику.

На первых же уроках наряду со знакомством со строем инструмента и

щипковым способом звукоизвлечения при игре на открытых струнах, ученик

получает и практические навыки становления игрового аппарата. Наиболее

целесообразно использовать для этого средние струны – СОЛЬ (G) и РЕ (D).

«Постановку» левой руки лучше начинать не с первого пальца ( по

методике К.Ю. Давыдова ), а с четверного. В этом случае все игровые пальцы

естественно располагаются на струне, что характерно для «постановки»

11

современного виолончелиста.

Для нахождения высоты звука, извлекаемого четвертым пальцем,

интонационным ориентиром является звучание открытой лежащей ниже

струны. Так звук «соль» малой октавы на струне РЕ(D) можно найти,

подстроившись к звучанию открытой струны СОЛЬ (G).

При этом в музыкальном сознании закрепляется октавный интервал,

что имеет большое значение для развития слуховых представлений ученика.

изучение пьес на открытых струнах закрепляет в музыкальном

сознании учащегося квинтовую структуру строя. При игре на инструменте с

нефиксированной высотой звука они приобретают значение интонационных

ориентиров.

основное значение в формирование звуковысотной интонации

учащегося имеет изучение звукоряда первой позиции, при котором в

музыкальном сознании ученика интервал чистой квинты (открытые струны

инструмента),

заполняется

последовательностью

интервалов

малой

и

большой секунды.

изучение пьес и этюдов на открытых струнах знакомит учащегося с

щипковым

и

смычковым

способом

звукоизвлечения

на

примерах

конкретного

художественного

материала,

служащего

источником

теоретических знаний (метроритмические и гармонические особенности

исполняемого

текста,

форма

и

т.д.)

и

дающего

практические

исполнительские навыки при игре соло на инструменте и в ансамблевом

музицировании с фортепиано или второй виолончелью.

изучение пьес вносит следующее новые элементы в методику

начального

обучения

игре

на

смычковом

инструменте

виолончель:

значительно сокращается период изолированного изучения постановочных

моментов каждой отдельной руки; становление игрового аппарата позволяет

уже на первых занятиях приблизить момент «соединения» рук; главное

внимание уделяется изучению основ ведения смычка, а не работе над

становлением игрового аппарата правой руки на открытых струнах,

12

поскольку играющий на смычковом инструменте извлекает звуки пальцевым

нажимом левой руки. Вырабатывает у учащегося верное положение левой

руки в верных позициях и на ставке; тем самым в методику начального

обучения вводится новый раздел, связанный с изучением продольного

движения левой руки.

Одним из важнейших видов работы является развитие ученика

начального обучения, навыка чтения нот с листа, крайне необходимого для

музицирования и игры в ансамблях и оркестрах.

Большое значение для музыкального развития учащегося начального

обучения игра с концертмейстером. Исполнение учеником произведений с

аккомпанементом

обогащает

музыкальное

представления

учащегося,

помогая лучше понять содержание, стиль, форму произведения, укрепляя и

совершенствуя

интонацию,

чувство

ритма,

заставляя

добиваться

согласованного ансамблевого звучания.

13

Глава II. Выработка системного подхода и контроль на каждом

этапе обучения, плановых целевых установок и доступных результатов

обучения.

Важным элементом учебного процесса является систематический

контроль успеваемости учащихся.

Текучий контроль осуществляется регулярно – каждые 2-3 урока. На

основании текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые и годовые

оценки.

Промежуточная аттестация ученика начального обучения определяет

уровень развития учащегося. Её формами являются зачеты, академические

зачеты, академические концерты, контрольные прослушивания, переводные

зачеты.

Зачеты проводятся по окончанию каждой четверти. За год ученик 1-2

класса исполняет на академическом зачете 4-5 пьес; 3-7 класса – 2

произведения крупной формы и 4-5 пьес; учащиеся 8 (выпускного) класса –

старинную сонату и концерт, 2 разнохарактерные пьесы. В течение учебного

года учащиеся выпускного класса выпускной программы. Таким образом,

ученик получает возможность демонстрировать свои достижения по мере

подготовки репертуара.

Проверка технической подготовки учащихся проводится 2 раза в год в

виде технического зачета. Итоговая годовая оценка учитывает результаты

текущей успеваемости и результаты выступлений ученика начального

обучения в течении года.

Музыка, благодаря многогранности своего эстетического содержания,

является мощным инструментом духовного развития человека. Осознание

этого, как и важности приобщения подрастающего поколения к мировой

культуре, есть одно из базисных и важных условий детского музыкального

образования.

14

Эти приоритеты определяют целевые установки деятельности ДМШ:

1 общее музыкально-эстетическое воспитание детей (предполагающее

воспитание

не

только

музыкально

образованного

слушателя,

но

и

возможного производителя духовных ценностей культуры: музыканта-

любителя, владеющего, исполнительскими навыками)

2 подготовка наиболее одаренных к профессии музыканта.

Исходя из данных целевых установок, основной задачей класса

виолончели является овладение учащимися комплексом знаний и навыков,

позволяющих стилистически верно воспринимать и воспроизводить музыку

различных эпох.

Психофизические особенности детей в мотивационные установки

обучения в ДМШ обуславливают выделение в учебном процессе двух

направлений

(уровней)

работы

с

учащимися:

общеэстетического

и

профессионального. На каждом из направлении используется различный

объем и уровень сложности репертуара изучаемого учебного материала,

дифференцированный подход к формам и методам учебной работы, а также к

учету успеваемости.

Общеэстетическое

направление

охватывает

основную

массу

учащихся. Его цель – воспитание гармонически развитой личности с

высоким

художественно

эстетическим

потенциалом

и

активной

гражданской

позицией

не

только

потребителя,

но

и

возможного

производителя духовных ценностей: музыканта любителя, владеющего

исполнительскими

навыками,

пропагандиста

музыкальной

культуры,

участника художественной самодеятельности.

Профессиональное

направление

предполагает

обучение

перспективной

группы

учащихся

с

позиции

подготовки

их

как

потенциальных профессиональных музыкантов. Требования к подготовке

учащихся этого направления строго индивидуальны. Допустимое увеличение

трудности и объема изучаемого материала требует предельной осторожности

15

в выборе оптимальных путей и темпов развития учащихся, и накладывает на

педагога особую ответственность.

Работа по названым направлениям не имеет строго определенных

рамок

и

четких

подразделений.

Это

единый

учебный

процесс

с

использованием различных компонентов методики обучения.

Цели и задачи обучения:

Вне зависимости от направления обучения общеэстетическое или

профессиональное , основой воспитания юного виолончелиста должен стать

системный подход, строящийся на:

– всестороннем развитии возможностей и потребностей ребенка, его

стремления к самовыражению, в том числе и в плане исполнения на

инструменте;

– последовательном развитии целостного музыкально – образного и

виолончельно – исполнительского мышления;

общественно – значимом выявлении результатов учебно –

творческой работы;

– формирование общей духовной культуры учащихся в процессе

триединства музыкального воспитания, обучения и развития.

Задачи:

формирование

и

развитие

эстетического

воззрения

и

художественного вкуса;

– развитие креативного мышления и духовного потенциала;

– создание условий для развития творческих способностей учащихся

средствами музыкального искусства;

– воспитание любви к музыке, как способу самосовершенствования;

– практическое использование музыки как средства самовыражения;

Методы музыкального воспитания. Работа с учеником ансамблевое

исполнительство.

16

Как известно, в общей педагогике существует позиция, согласно

которой методы подразделяются на методы обучения и методы воспитания.

В педагогике музыкального образования, специфику которой определяет

музыка как искусство, грань между воспитанием и обучением практически

стирается. Как следствие этого стирается грань и между методами

музыкального обучения и методами музыкального воспитания, каждый из

которых, как правило, выполняет обучающую, и воспитывающую функцию.

В современных условиях особенно важно использовать наиболее

эффективные методы занятий, выработанные богатым опытом педагогов –

практиков . Этот опыт и опыт достижений современной науки музыканту –

педагогу следует систематически изучать и внедрять в практику своей

педагогической деятельности.

Процесс воспитания юного музыканта требует сознательного и

частного обращения к художественным и внехудожественным (жизненным)

ассоциациям, соотносящим музыкальные и жизненные явления. Овладение

навыками исполнения на музыкальном инструменте основывается на

взаимодействии

музыкально

слуховых

(интонационно

образных)

представлений и психомоторной (двигательно – игровой) деятельности.

Музыкально

слуховые

и

двигательно

игровые

компоненты

виолончельного исполнительства в значительной мере обуславливаются

активностью

музыкально

ритмической

реакции,

которая,

помимо

выразительной функции, играет важную организующую роль. Поскольку ее

значение исключительно велико для эффективности функционирования

координационных

процессов

(которые

являются

основополагающим

компонентом исполнительской техники виолончелиста), совершенствованию

музыкльно – ритмической способности в процессе занятий должно быть

уделено особое внимание.

Не менее важным для формирования исполнительских навыков

является использование многообразных связей движений со звукообразными

представлениями и работой музыкальной памяти. Необходимо развивать все

17

компоненты музыкальной памяти: образную, мышечно – двигательную,

эмоциональную

и

словесно

логическую.

Формирование

базовых

компонентов исполнительского мастерства происходит на основе образно –

ассоциативного

мышления

ребенка.

Именно

с

его

помощью

будет

развиваться

художественно

эмоциональное

восприятие

учащегося,

реализуемое в исполнении музыки.

Умение импровизировать и само понятие импровизация в музыке не

ново. Навыками импровизации хорошо выделяли музыканты разных стран

начиная с XVI – XVII вв. как известно, к ним относились И.С.Бах, В.А.

Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф. Лист. Умение импровизировать как бы являлось

их визитной карточкой.

На сегодняшний день импровизация более распространена и доступна

в направлении эстрадного и джазового искусства, но не в детском

музыкальном образовании.

Нотный материал для формирования навыков импровизации может

быть взят из репертуара по специальности, а так же из сборников по

сольфеджио, или так же хоровых произведений, которые ребенок хорошо

знает. Репертуар возможен, быть самым разным по жанрам: от народных

песен и детских песенок до авторских пьес и песен, главное, чтобы темы

были знакомы и были у ребенка на слуху.

Положительным моментом в занятиях импровизацией является то, что

в процессе обучения на инструменте виолончели учащиеся получают навыки

и отрабатывают приемы игры на инструменте, необходимые для исполнения

своей академической программы выбранным педагогом (пьесы, этюды,

гаммы, техники) и концертов. В этом есть основной смысл и замысел, от чего

может оттолкнуться в импровизации юный виолончелист.

Процесс получения навыков импровизации в классе виолончели

предлагает присутствие

на уроке других учеников (а лучше – если

используется ансамблевая форма, возможно и вдвоем с педагогом) и

выстраивается по такому плану:

18

Учащиеся на виолончели исполняют с педагогом основную мелодию

(ученику дается заранее домашнее задание).

другой учащийся должен прослушать мелодию, определить сколько

знаков при ключе, какая тональность, подыграть этой мелодии, исполняя

различные функции (если выполняет роль баса – используя длинные ноты,

если второго голоса – видоизменения, контрапункт, вариации на нескольких

звуках).

Большие преимущества: дети не боятся играть на инструменте, и

воспроизводить звуки, а наоборот, совместное музицирование дает им

положительные эмоции, что сказывается на мотивации к обучению игре на

виолончели.

Вместе с педагогом на уроке определяется стиль аккомпанемента и

фактура аккомпанемента, а также некоторые особенности, касающиеся

исполнения голосов:

= в академическом стиле – 2-й голос;

= в джазовом стиле – изменение ритма;

= в вариационном жанре – ритмической или фактурный вариант;

= в народном стиле – подголосочный.

Учащийся должен знать тему, и ему нужно подготовится, чтобы

учиться подыгрывать второй и третий голос к мелодии, а так же

самостоятельно подсочинять

разные голоса. После того как учащиеся

овладели точными функциями при импровизировании в ансамбле (ведения

баса, мелодии или второго голоса), они меняются ролями: ведущую главную

роль играет импровизатор, а солист становится импровизатором. На основе

точного нового материала происходит новый целесообразный этап обучения.

Для этого на год (по четвертям) формируется программа, учитываются

особенности каждого ученика - исполнителя.

На приобретенных умений и навыков, а также приемов и способов

импровизирования, конечно же, уходит не один урок. Так как, не темп

освоения навыков оказывают влияние и музыкальный репертуар, и время, и

19

присутствие учеников на уроке, а также фантазия играющих, аппарат

играющих и их технические возможности.

В процессе обучения в детской музыкальной щколе навыками

импровизации на виолончели в классе моего педагога Быстровой О.А. мы

выявили, что у учащихся пробуждается глубокий интерес к подбору мелодий

на собственном инструменте. Ученики сами решают, что сочинить или

подыграть, чтобы было красиво и прекрасно, хотя сразу без подготовки, то

может и не получиться. На уроках, занимающим импровизированием

развивают

у

ребенка

мелодический,

гармонический,

тембровый

и

полифонический слух, улучшают интонирование за инструментом, чувство

стиля, творческое мышления и воображение, стимулируется мотивационная

сфера. Начальные этапы игры на виолончели в овладении импровизации

крайне важны для дальнейшего формирования и обучения юного музыканта.

Одновременно с усложнением академической программы идет усложнение

импровизационного материала (применяются новые штрихи – деташе,

легато, мелкое деташе, маркато отрабатываются переходы со струны на

струну, основываются позиции I – V, VIIи т.д.).

Приобретенные навыки и умение импровизировать помогает ребенку,

так же самостоятельно подбирать по слуху, участвовать в ансамбле с

другими инструментами (трио, квартет, квинтет, и оркестр и др.), расти как

творческой художественной личностью, не бояться сцены, пополнить свой

исполнительский ресурс.

Индивидуальный подбор репертуара с учетом развития его

психоэмоционального состояния с учетом достигнутых результатов.

Комплексному освоению основ виолончельного исполнительства будет

способствовать

целенаправленный

отбор

методически

выверенного

музыкально

инструктивного

материала.

Так

детские

народные

(национальные) песни являются ценной основой для освоения интонаций,

20

одинаково важных как в плане развития слуховых представлений, как и

формирования правильных приемов игровых движении.

В

настоящее

время

в

вопросе

выбора

репертуара

наметились

положительные сдвиги. Это касается изучения, так называемой, легкой

популярной музыки. Долгое время в отечественной педагогике существовало

жесткое разделение на «лёгкую» и «серьезную» музыку. Это было вызвано

рядом объективных и субъективных факторов. Если классическая музыка

для своего постижения требует от ученика огромной внутренней работы

самоуглубленности и сосредоточенности, то легкая популярная музыка

направлена,

прежде

всего,

на

создание

позитивного

настроения,

положительных эмоций и не требует от слушателя и исполнителя серьёзного

отношения. Тем не менее, популярная музыка вызывает у современных детей

неподдельный, живой интерес. Надо помнить, что игра на инструменте –

всегда процесс созидательный, не важно, исполняется ли шедевр мировой

классики или лёгкая популярная пьеса. Важно, чтобы сам процесс созидания

вызывал положительные эмоции. Музыка, благодаря своим духовным

качествам, выступает как неизменный способ познания самого себя.

Поэтому, в настоящее время, педагогический репертуар намного

расширился за счет включения произведений популярной, джазовой музыки.

Кроме того, в обязательном порядке должны изучаться произведения

современных и татарских композиторов, ученики должны знакомиться с

особенностями их музыкального языка, гармонического языка.

Работа над музыкальным произведением является основной формой

организации учебного процесса в классе сольного инструментального

исполнительства. Эта работа проходит в несколько этапов и имеет ряд

особенностей на каждой ступени освоения того или иного произведения.

Более того, в каждом последующем классе эта работа должна проводиться на

качественно новом уровне, тем самым закладывая основу для освоения того

или иного произведения. Более того, в каждом последующем классе эта

работа должна производиться на качественно новом уровне, тем самым

21

закладывая основу для освоения навыка последующей самостоятельной

работы учащихся (более подробную информацию об этом можно найти в

сборниках на теории и методики музыкального образования).

Произведения, разучиваемые в классе, должны иметь разную форму

завершенности:

- произведения, которые выносятся на зачеты и экзамены;

- произведения, подготовленные к публичному выступлению;

- произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления;

- произведения для самостоятельного разбора и т.д.

Различные формы изучения произведений позволяют расширить

репертуар учеников, что важно для их всестороннего развития. В каждом

конкретном случае ставятся определённые цели и задачи, решение которые

будет направлено в конечном итоге на формирование и развитие у учащихся

художественного вкуса эстетического воззрения, творческого потенциала.

Управлять психологическим развитием не только можно, но и нужно.

Для этого необходимо организовать повседневную жизнь ребенка и

руководить его активностью это значит:

отбирать в качестве содержания его деятельности (игр, бесед,

наблюдений и т.д.) такой материал, работа над которым формирует знания,

необходимые для дальнейшей деятельности способы действия, навыки,

умения, вызывает положительные эмоции и формирует черты характера,

ценные для людей.

необходимо

обучать

детей

выбранной

деятельности

и

внимательно контролировать все достигаемые результаты, очень важно для

педагога

отношением

самого

ребенка

к

процессу

деятельности,

к

достигнутым результатам.

надо находить средства, побуждающее ребенка к активной

деятельности, формировать его интересы, его направленность.

следует регулярно повышать требования к детям, постоянно

«оглядываясь» на достигнутые результаты и уровень развития.

22

изучая детей, следует осуществлять индивидуальный подход к

ним, для чего вдумчиво и обоснованно изменять не только форму

руководства активностью каждого ученика, но и дифференцировать меру

воздействий на него.

Для успешного руководства психическим развитием учитель должен

знать хорошо каждого своего ученика, при этом не только его сильные , но и

слабые

стороны,

потенциальные

возможности,

взаимопонимания

с

окружающими сверстниками и взрослыми.

Учитель, встречая ученика в младший школьный момент его развития,

должен знать его биографию, историю его жизни до поступления в школу,

должен иметь сведения о том, как прожил ребенок свои семь лет до прихода

в школу, чем занимался, что любил делать, что удавалось, а что не любил и в

чем не успевал, что от него требовали взрослые и какие отношения

сложились с каждым из них.

Только зная особенности своего воспитанника, учитель может разумно

и обоснованно руководить процессом психологического развития ребенка.

Самое драгоценное качество инструменталиста – его звучность, его

«голос». Именно « голос - звучание» надо сформировать. Возможности

педагогики

здесь

ограничены,

поскольку

многие

ценные

качества

закладываются самой природой.

В сочинении, в исполнении огромное значение имеет интуиция. Да

разумеется крайне существенны техника и рассудок. Чем тоньше душевные

переживания выявляет исполнитель, тем выше должна быть техничность и

концентрация игры на инструменте. Если душа безмолвна ,только рук будет

недостаточно. Рассудок необходим, чтобы точно досконально выявить все

грани произведения. И все же

главная роль принадлежит интуиции,

музыкальному чувству. Надо всегда помнить что чувство пугливо и не

исполняет

приказаний.

Педагог

раздраженный

«бесчувственностью»

ученика может попросить играть с «чувством» с «огоньком», но это приведет

к лжечувству.

23

«Увлеченность» нельзя вызвать произвольно, этот

эмоциональный

комплекс можно «выманить» развивая ряд способностей. Это в первую

очередь

творческое воображение

и творческое внимание. Воспитание

творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости,

инициативности.

Способность

ясно,

рельефно

представить

себе

художественный образ характерно не только для исполнителей, но и для

писателей, живописцев, композиторов.

Если художник, актер получает материал для своей творческой работы

из повседневной жизни, то музыканту повседневная жизнь не дает обычно

готового музыкального материала

для воображения. Он нуждается в

постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и

делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого

воображения музыканта является достаточно высокий уровень слуховой

культуры,

Существует несколько путей формирования слуха:

Подбор мелодии на слух.

Подбором необходимо заниматься с первых дней обучения. Ошибкой

многих учеников является то, что они подбирают мелодию без активного

участия сознания. Поэтому очень важно выяснить слышат ли ученик путь

мелодии.

Чтобы их этому научить, следует, играя одной рукой на фортепиано,

показывать другой рукой направление движения мелодии и предложить

ученику делать тоже вместе, Это упражнение можно, или даже нужно в

дальнейшем делать с закрытыми глазами, для концентрации внимания на

внутренних слуховых представлениях, Нужно следить за правильностью

движения рук ученика в соответствии с мелодией.

ля ля

соль соль соль

до

до

24

Игрой на слух занимаются в основном в начальный период

обучения.

Чтение с нотами в руках. Педагог исполняет произведение , при

этом ученик следит за нотами. Этот навык укрепляет связь «вижу-слышу».

Предложить

ученику

самому

прохлопать

и

пропеть

произведение. Это упражнение покажет насколько ученик осознает темп и

детали произведения,

Наблюдая за игрой учеников мы слышим такие недостатки:

недослушивание длинных звуков, неумение услышать один голос и убрать и

убрать другие, смешение баса и аккомпанемента в единый звуковой поток и

неумение найти правильный темп (особенно в кантилене) , ритмические

ошибки .

Эти и многие другие недостатки это от неумения слышать себя .

«Слушай себя» лозунг воспитания.

Процесс

«вслушивания»

в

музыку

должен

быть

определен

конкретными задачами, например:

- прослушивать внимательно синкопы в ритме

- хроматизмы в мелодии

- диссонансы в гармонии

- задержания в гармонии и их разрешения

- постепенное усиление и затухания мотива

Тишину, перерывы остановки , паузы, тоже надо слушать – это тоже

музыка . Ее слушание не прекращается ни на одну секунду. Эти перерывы

полезно мысленно продирижировать.

Играя с аккомпанементом дает возможность привлечь внимание

ребенка гармоническому аккомпанементу тональным и фактурным краскам,

закладывает фундамент развития «горизонтального слуха».

Педагогам редко приходит иметь дело с талантливыми детьми, чаще –

попросту с музыкальными детьми и подростками. Если в душе у ученика

25

есть огонек отзывчивости на музыку, огонек можно и нужно раздувать.

Сделать это можно с помощью сопоставлений и сравнений.

Учить детей думать, осмысливать услышанное, развивать инициативу -

одно из самых тонких качеств педагога.

Важно, чтоб ученик мог

охарактеризовать музыку пусть не многими, но точно охватывающими суть

произведения словами.

В музыке можно передавать разнообразные чувство - безысходность ,

горе, отчаяние, скорбь , страдание, сомнения , ожидания, ликование,

торжество, спокойность, нежность, шутку и т.д. Русский язык очень богат, и

надо умело им пользоваться. Образное представления даёт эмоциональный

заряд всему исполнению. Если воображение у ученика вяло, можно

подсказать слова к исполняемой мелодии или предложить ему самому

сделать подтекстовки. Дети любят творить. Подтекстовка помогает осознать

фразу, ее логический акцент, вникнуть в особенности мелодического

развития.

Фантазия детей проявляется в рисунках , это игрушечные домики в

которых дети прячутся от дождя, это рисунки по мотивам мультфильмов.

Многие

преподаватели

вспомнят

себя

как

сами

излагали

первые

мироощущение в музыке, рисунком. Спокойные зимние пейзажи, снег,

природа, силы природы, которые ребенок излагает рисунком.

Замечательный

советский

педагог

писал

В.А.

Сухомлинский

"втискивая в головы детям , учитель не даёт ребенку возможности даже

приблизится к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты,

фантазии, творчества...... Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры в музыке , фантазии, творчества. "

Не все ученики станут музыкантами-профессионалами, большинство

из них посетят свою жизнь какой-то другой области знания, и тот вопрос

станут ли они настоящими знатоками, ценителями музыки зависит от того,

поймут ли они ее сейчас. Ведь понять - это сделать первый шаг к тому ,

чтобы полюбить. В каждом произведении есть неповторимые черты,

26

придающий индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести - задачи

педагога.

Существует выражение, что настоящий художник всегда заставляет

читателя, слушателя или зрителя смотреть на свое произведение его глазами.

Так и в музыке беспредельна возможность играть по-разному и хорошо. Но

часто слух преподавателя акцентируется только на одну манеру игры, на

одну

«единственно

правильную»

интерпретацию

музыкального

произведения, и все остальное объявляется спорным исполнением.

Для

того, чтобы судить о каком-либо явлении, надо изучать его

всесторонне. К примеру, чтобы судить о стилистических особенностях

музыки Баха – необходимо сделать анализ исполнительских указаний в

оригинальных текстах, иметь представление и объективные данные о музыке

18 века, которым пропитано творчество автора.

Или если это мультяшное произведение современного автора, которое

ученик знает что называется в жизни с экрана телевизоров, если это

мультяшка написанная в современной стилистике для детей +3 или +6 .

При исполнении произведения учеником полно вдохновения, живо и

современно, если в нем чувствуется уважение к авторской мысли ,подлинные

знания о моменте авторских суждений и происходящего – то оно

убедительно и поэтому приемлемо.

Педагогам, заботящемся о том, чтобы игра ученика соответствовала

условиям «приличия» нужно помнить известный афоризм о том, что в

искусстве не то хорошо, что правильно , а то правильно , что хорошо. Ученик

должен быть в гармонии, должен быть в поиске, должен быть отражением

познаний, отражением чувств, как говорят в тренде, одномоментно при

исполнении произведения.

Ученику же порой кажется, что искать нечего, что художественная

истина проста. Что-то дается ищущим

пытливым и смелым, а что-то

простое. То, что нужно просто взять из рук учителя.

27

В природе все неповторимо: нет пары одинаковых глаз, нет пары

одинаковых рук, нет пары одинаковых чувств. Одномоментно педагогу

нужно осознавать, что он всякий раз должен находить в уроке тот момент,

когда предъявляемые эти самые условия «приличия» и работа ученика идут

параллельно. Это позитив. Его нужно фиксировать вниманием обоих, не

только

шкалой

оценок.

Нужно

фиксировать

школой

Позитива

Мироощущений .Это важно.

Необходимо продумывать систему занятий каждого ученика, учитывая

возраст, его индивидуальные данные и домашние условия. Следует

объяснить, ученику как добиться совершенства, научить понимать принципы

и методы работы над художественным произведением, гаммами, этюдами,

чтобы был виден интерес к своим занятиям.

Самостоятельная работа учащихся на виолончели происходит в двух

направлениях:

регулярное выполнение домашнего задания;

упражнения на усвоенного материала, с целью закрепления и

развития исполнительских навыков.

Ученика нужно приучать к самостоятельности, разбора несложных

пьес, этюдов, гамм, и читке с листа.

Важно добиться в учебе хороших результатов. Учащиеся должен

понимать каждую стоящую цель. Педагогу необходимо объяснить ученику

характер изучаемого произведения, доходчиво и подробно разобрать, и найти

способы достижения выразительного исполнения.

У маленьких детей не развито сосредоточенность и акцентирование

внимания на долгое время.

Вот поэтому, для самостоятельной работы задания ученика должны

быть небольшими по объему. Но в процессе обучения, по мере физического и

психологического развития детей, способствовать их концентрации и

распределению внимания все более развивается, соответственно этому

28

можно увеличить объем знаний. Внимание во многом зависит от интереса к

выполняемой работы.

Зависит от целей и задач, которые перед ним стоят. Так, же следует

учитывать загруженность ученика другими занятиями. Педагогу необходимо

наметить порядок и методы работы над заданным материалом произведения.

Развитию творческих способностей ученика, помогает ансамблевая

игра. Ученики, играя в ансамбле, приобретают чувство ритма, развивается

музыкальный слух. В оркестре приобретается навык чтение с листа.

Научившийся играть в ансамбле ученик должен контролировать

качество

звука,

вслушиваться

в

свою

игру,

добиться

свободных

координированных

движений

рук,

чистота

интонации,

грамотной

фразировки.

29

Заключение

Музыка – это искусство времени, это владение временем. Музыка

отсчитывает время жизни. Мир духовной истории культуры, смог породить

и

взлелеять

много

феноменов

-

личностей,

человеческого

таланта,

душевности, и легкости человеческого восприятия.

Магическим

артистизмом,

фантастическим

общественным

темпераментом, способным обнять, кажется, весь мир способны великие

музыканты и список этот будет огромный.

А изначально, начальное музыкальное образование во многих семьях

преподавалось на дому, родителями, духовными лицами. Современное

начальное образование сейчас доступно всем, в музыкальных школах, и в

общеобразовательных учреждениях.

Начальная музыкальная школа должна дать общее музыкальное

образование. Приобщить ребенка к миру музыки и сделать его возможности,

настолько близким, тем самым облегчить восприятие мира и в позитиве

помочь развитию личности, гармоничной личности.

Сокровищница музыкальной культуры должна быть доступна ребенку

и быть доступными для восприятия такие имена как Бах, Бетховен, Моцарт, и

другие.

Детская музыкальная школа, закладывает фундамент эстетических

вкусов и воспитывает активных слушателей музыки. Период данного

восприятия

очень

долог,

педагог

каждому

ученику

разрабатывает

индивидуальный план развития и он должен быть гармоничным с ребенком,

с учетом его способностей, возможностей учащегося и психофизическим

развитием.

Ученики вырастают и становятся знаменитыми людьми. В воспитании

хорошего человека, должна быть, причастна и музыкальная школа. Не все

становятся

музыкантами,

но

остаются

ценителями

прекрасного.

И

30

понимание прекрасного должно быть, легко, естественно и благодатно

доступно ученикам музыкальной школы.

Предметом

исследования

моей

работы

является

формирование

музыкальных способностей у детей школьного возраста, которые изъявили

желание или по настоянию родителей пришли на учебу в музыкальную

школу

на

класс

виолончели.

Это

восемь

лет

труда

наряду

с

общеобразовательной школой.

Необходимость довести ученика до выпускной программы должно

диктоваться не только необходимостью просто работы преподавателя. А

большой

частью

союзом

преподавателя

родителей

и

осознание

необходимости ежедневного порою рутинного изучения гамм, пьес, сонат и

крупных форм. И достижение благодатного звучания от самых малых до

самых красивых форм. Желание постичь форму извлечения красоты звуков

из самого благодатного инструмента должно быть воспринято учеником, как

необходимость.

Непростая задача в итоге, гармоничное развитие дается не просто. Для

чего нужно составлять планы, следовать нормативам, подбирать программы.

Сопоставлять

уровень

слуховой

культуры

с

современной

действительностью.

Рост

новых

музыкальных

течений

ежедневно

воспринимаемые

детьми. Из средств массовой информации должны

способствовать

развитию.

Поэтому

это

нельзя

игнорировать.

Действительность

современной

музыки

которая

больше

на

слуху

классическое

восприятие

симфоническая

музыка.

Душевная

гармония

ребенка и преподавателя. Все это объединить и объяснить , понять задача

современного преподавателя музыки.

31

ЛИТЕРАТУРА

1.

Арановстш М. Структура музыкального жанра и современная

ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сборник статей. Вып.6. М.,

2007 - 231 с.

2.

Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //

Избранные психологические произведения. М.; Наука, 1995, - 324 с.

3.

Блок, В., Концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь.

1958.;

4.

Вифляев В.Е. Артистизм как творческо-исполнительский акт и

его культура // М.: Мир психологии. 2001. №1.

5.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2014,

с. 124.

6.

Грановская P.M., Никольская ИМ. Психологическая защита

личности // Ежегодник РПО. Материалы З-го Всероссийского съезда

психологов 25-28 июня 2003, - 321 с.

7.

Готсдинер, А. Н. Музыкальная психология/ А. Н. Готсдинер. –

М.: МИП Магистр, 2003.– 191 с.

8.

Ершов, П.М. Технология актерского искусства / П.М. Ершов. М.:

Всероссийское Театральное Общество, 1959. - 308 с.

9.

Касимов В. Психолого-педагогические основы формирования

оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов: Автореф.

дис.. канд. пед. паук. М. 1989, - 23 с.

10.

Кадцын, Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия

(эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи): учеб.пособие / Лев

Михайлович Кадцын. Екатеринбург, 2006. - 424 с.

11.

Козолупов,

С.

Мстислав

Ростропович

//Советское

искусство.1946.11 мая

32

12.

Кристи, Г. Воспитание актера школы художественного театра:

учеб. пособие по мастерству актера под ред. Вл. Прокофьева / Г. Кристи. -М.,

Владос, 2012, - 123 с.

13.

Лазарус Р. Об оценке: коротко и в деталях // Психология

мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.,

2002, - 221 с.

14.

Майковская,

Л.С.

Артистизм

действий:

художественно-

коммуникативная деятельность педагога-музыканта / Л.С. Майковская. -М.:

Музыка, 2006, - 312 с.

15.

Магнуссон Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования

соотношений выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. Т.4. №2.

16.

Медведев, А., Три века виолончели (концертный цикл М.

Ростроповича) // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;

17.

Муратов, М.М. Эстрада как феномен массовой культуры:

автореф. дис. .канд. филос. наук / Марат Мурзабекович Муратов. Казань,

2005. - 36 с.

18.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. М.:

Владос, 2008, -384 с.

19.

Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин;

Рос. фонд гуманит. исслед. М.: Композитор, 1997. -161 с.

20.

Прохоров А.О. Определение понятия «психическое состояние» //

Психология состояний: Хрестоматия / Составители Т.Н. Васильева, Г.Ш.

Габдреева, А.О. Прохоров / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.; СПб., 2004, -

163 с.

21.

Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии

[Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Изд-во АН СССР, 2009.

22.

Сериков, В. В. Личностный подход в образовании : концепция и

технология / В. В. Сериков. – Волгоград: Перемена, 2014. – 150 с.

23.

Селье Г. Что такое стресс // Психология мотивации и эмоций /

Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М., Владос, 2002, - 225 с.

33

24.

Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология

эмоций. М.: АН СССР, 2001, - 312 с.

25.

Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный

стресс // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и

М.В. Фаликман. М., Владос, 2002, с. 324.

26.

Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954-1961.

27.

Сраджева, О. Работа над литературным текстом вокального

произведения / О. Сраджева //Актуальные вопросы музыкальной педагогики:

межвуз. сб. стат. / Нижегород. гос. коне. им. М.И.Глинки. -М., Прогресс,

2007, 157 с.

28.

Степанов, В. Г. Психология трудных школьников : учеб. пособие

для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Степанов. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. – 336 с.

29.

Теплов,

Б.

М.

Психологические

вопросы

художественного

воспитания / Б. М. Теплов. – М.: Известия АПН СССР, 2007. – Вып. II. – С.

7–26.

30.

Филипов

А.В.,

Ковалёв

С.В.

Ситуация

как

элемент

психологического тезауруса// Психологический журнал. 1986. №1, - 141 с.

31.

Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник / В. Франкл; Под

ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 2010. – 368 с.

32.

Хокки Р., Хамнлътон П. Когнитивные паттерны стрессовых

состояний

//

Чернышева

О.Н.,

Леонова

А.Б.

Психология

труда

и

организационная

психология:

современное

состояние

и

перспективы

развития: Хрестоматия. М., 2015, 331 с.

33.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. М.,

Прогресс–Академия, 2002, с. 331.

34



В раздел образования