Напоминание

Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с произведениями живописи


Автор: Павлова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с произведениями живописи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с

произведениями живописи

Современный

взгляд

на

художественно-эстетическое

развитие

ребенка

предполагает

единство

формирования

эстетического

отношения

к

миру

и

художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства в

эстетической

деятельности.

Воспринимая

произведения

искусства,

ребѐнок

становится эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребѐнка видеть, понимать

и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Этому

будет способствовать ознакомление дошкольников с живописью.

У

ребѐнка

дошкольного

возраста

формируются

первоначальные

и

яркие

представления о живописи, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять

связи и отношения явлений. Ознакомление старших дошкольников с живописью

влияет на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на содержание

и качество детских рисунков, использование разнообразных выразительных средств

в

них.

Знакомство

детей

с

живописью

способствует

их

эмоциональному

и

эстетическому развитию, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему

краю, родной земле.

Успех художественного развития

детей во

многом

зависит

от

созданных

взрослыми

педагогических

условий,

руководства

процессом

эстетического

и

художественного восприятия,

от

правильного отбора конкретных

произведений

изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Поэтому,

отбирая произведения живописи, необходимо руководствоваться

следующими принципами (Р.Н. Чумичѐва, Н.А.Курочкина, Н.М. Зубарева):

- произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию,

так

и по форме выражения. Глубокое содержание должно сочетаться в

них с

совершенством формы;

-

художественные образы картин должны быть

понятны детям

4—7

лет,

соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов,

оказывать

эмоциональное

воздействие,

вызывать

живой

отклик,

ассоциации

и

интерес;

- картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам

художественной выразительности;

- при подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и

краеведения (прежде чем рассматривать

то или

иное сезонное,

временное или

погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность

пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник

передал это в своей картине). Принцип краеведения означает, что сначала следует

познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту их родного края, а затем и с

теми

ландшафтами,

о

которых

они

уже

имеют

определенные

представления,

почерпнутые из литературы, иллюстраций. При подборе пейзажных картин следует

учитывать возраст детей.

С.В. Погодина предлагает разнообразные формы работы по ознакомлению

детей

с

живописью.

Целесообразно

в

работе

по

ознакомлению

с

искусством

использовать

дидактические игры: пазлы,

вкладыши,

с

карточками, с

игровым

полем.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, реализующих ряд

принципов игрового, активного обучения. Они направлены на решение конкретных

задач

обучения детей,

но в

то

же время

в

них проявляется

воспитательное и

развивающее влияние игровой деятельности.

Все дидактические игры в дошкольной педагогике можно разделить на три

вида: настольно-печатные, словесные игры и игры с предметами. Через игры с

предметами дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, цветом,

формой, величиной и качеством. В таких играх решаются задачи на сравнение,

классификацию и установление последовательности в решении задач. Для детей

также очень интересны настольно-печатные игры. Это могут быть парные картинки,

лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи

(подбор

картинок

по

парам,

запоминание

состава

количества

и

расположения

картинок, подбор картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и

кубиков, описание и рассказ о картинке с показом действий, движений). Словесные

игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх детям требуется

использовать уже приобретенные знания. Дети начинают углублять свои знания,

опираясь на уже имеющиеся представления о предметах. С помощью словесных

игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам

процесс

мышления

протекает

активнее,

трудности

умственной

работы

ребенок

преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Готовых дидактических игр по ознакомлению с произведениями живописи не

существует.

Воспитатель

может

отобрать

содержание

игрового

материала

и

изготовить игры самостоятельно. Предварительно необходимо проанализировать

задачи по ознакомлению с живописью детей старшего дошкольного возраста в

инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под

ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.

В старшей группе перед воспитателем стоят задачи:

развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое

восприятие

произведений

искусства,

формировать

умение

выделять

их

выразительные средства;

продолжать знакомить с основными жанрами изобразительного искусства:

натюрморт, пейзаж, портрет;

познакомить

с

произведениями

живописи

(И.Шишкин,

И.Левитан,

В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением

родной природы

в картинах художников.

В подготовительной к школе группе перед воспитателем стоят задачи:

формировать

основы

художественной

культуры,

закреплять

знания

об искусстве как виде творческой деятельности людей, организовать посещение

выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями);

расширять знания детей об основных видах изобразительного искусства

(живопись, графика, скульптура), развивать художественное восприятие, расширять

первичные

представления

об

основных

живописных

жанрах

(портрет,

пейзаж,

натюрморт,

батальная

и

жанровая

живопись).

Продолжать

знакомить

детей

с

произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И.

Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи

прилетели»),

А.

Пластов

(«Полдень»,

«Летом»,

«Сенокос»),

В.

Васнецов

(«Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке»).

Далее

представлены

примерные

игры

по

ознакомлению

дошкольников

с

живописью.

1.

Дидактическая игра «Узнай и назови жанр живописи».

Цель:

- уметь находить определенный жанр среди других жанров и обосновать свой

выбор;

-

составить

предложения

или

небольшие

описательные

рассказы

по

репродукциям;

- закреплять знания о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), их

отличительные особенности.

Материалы: карточки с изображением жанров живописи:

- портретов: Ксения Граур «Дети», Ксения Граур «Девочка», Эмиль Вернон

«Дети», В.А. Серов «Мика Морозов», В.А. Серов «Дети», В.А. Серов «Девочка с

персиками»;

- натюрмортов: К. Петров-Водкин «Натюрморт», Ф. Москвитин Натюрморт

«Южные

фрукты»,

Т.

Давыденко

Натюрморт

«Дары

осени»,

Т.

Давыденко

«Натюрморт с фруктами»;

- пейзажей: С. Данилов

«Пейзаж»,

Т.А.

Пристура

«Зимний пейзаж»,

И.И.

Левитан «Золотая осень», С.Ю. Жуковский «Весна», И.И. Шишкин «Дети в лесу»,

А. Самохвалов «Ранняя весна».

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одной карточке с изображением

жанра живописи. Остальные карточки лежат на середине стола. После сигнала

каждый играющий подбирает карточки с таким же жанром живописи, как у него на

картинке. Игра заканчивается в тот момент, когда на столе не остается карточек.

Затем подсчитывается количество карточек у каждого ребенка. Выигрывает тот, кто

быстро и правильно подобрал карточки.

2.

Дидактическая игра: «Художники - реставраторы»

Цель:

-

учить

подбирать

и

находить

соответствующие

фрагменты

репродукции

натюрморта;

- развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие;

- воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Материал:

репродукции

с

изображением

натюрмортов

с

вырезанными

фрагментами: Гриша Хардвик

«Натюрморт»; Ф.И.

Коркин «Ваза с

фруктами»;

Жанна Когай «Натюрморт с яблоками»; Татьяна Давыдько «Дары осени»; Татьяна

Давыдько «Натюрморт с фруктами»; недостающие фрагменты для перечисленных

натюрмортов.

Ход игры. Детям раздаются картинки. У ведущего находятся фрагменты,

лежащие рисунками вниз.

Ведущий по принципу «Лото» поднимает

фрагмент,

показывает

детям.

Дети

должны

узнать

свой

фрагмент

и

положить

на

соответствующее место.

3. Дидактическая игра: «Живописно-жанровое лото»

Цель:

- расширять представления у детей о жанрах живописи;

- развивать навык цветоразличения, навык зрительного внимания.

Материал: 2 большие карточки с указанием жанров живописи (без наполнения

образцов); 2 большие карточки с указанием жанров живописи (с наполнением

образцов); маленькие цветные картинки, репродукции жанров живописи (пейзаж,

портрет, натюрморт, сюжетная).

Репродукции картин: И. Айвазовский «Девятый вал», И.И. Шишкин «Рожь»,

И.И.

Шишкин

«Золотая

осень»,

И.

Левитан

«Озеро»,

Карл

Джейкоб

Леуболд

«Портрет двух детей», И. Н. Крамский «Неизвестная», Леонардо да Винчи «Мона

Лиза»

(Джоконда),

А.

Виноградова

«Детский

портрет»,

Ян

Ван

Хейсум

«Голландский натюрморт», Поль Сезан «Яблоки и апельсины», Корнелик Де Хим

«Натюрморт с лимоном», А. Куприн «Натюрморт с синим подносом», П. Федотов

«Сватовство майора», И. Репин «Бурлаки на Волге», В. Суриков «Взятие снежного

городка», Рембранд Ван Рейн «Ночной дозор».

Ход игры. Игроки выбирают себе по одной карте. Ведущий раскладывает

перед собой маленькие карточки, называет, а ребенок должен взять и закрыть свое

окошечко на большой карте. Выигрывает тот, кто быстрее всех закрывает окошечки.

4. Дидактическая игра: «Мозаика - пейзаж»

Цель:

- познакомить с пейзажем, как одним из жанров изобразительного искусства;

- учить составлять целостное изображение произведений живописи;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Материал: репродукции картин жанра пейзаж: И.И. Шишкин «Рожь»; И.

Прищепа «Золотая осень»; К. Титков «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Утро в

сосновом бору»; И. Айвазовский «Море»; 5 целых репродукций и 5 разрезанных на

множество частей.

Ход

игры.

Воспитатель

дает

каждому

ребенку

целую

предметную

репродукцию пейзажа и такую же картинку, разрезанную на части. Педагог просит

детей собрать картинку по образцу. В дальнейшем можно собирать картинки без

образца.

5. Дидактическая игра: Название «Времена года».

Цель:

- закреплять знания детей о жанрах живописи (пейзажи);

- закреплять знания о сезонных изменениях, о цветовой гамме, присущей тому

или иному времени года, изображенному на репродукции картины;

- воспитывать умение видеть красоту в природе во все времена года.

Материал: 8 репродукций картин (пейзажи по временам года: зима, весна,

лето,

осень):

И.

Левитан «Золотая осень», А.

Андреев «Осенний пейзаж», Б.

Щербаков

«Журчат

ручьи

весенние»,

М.

Сатаров

«Весна

подснежники»,

В.

Корецкий «Зимний лес», С. Боков «Зимний лес», А. Аверин «На лугу», А. Аверин

«Лето

в

деревне»;

карточки

с

оттенками

теплых

и

холодных

цветов;

художественные тексты, относящиеся к тому или иному времени года.

Ход игры. Перед детьми выставляют репродукции картин по временам года

(зима, весна, лето, осень). Дети рассматривают их, определяют сезонные изменения

природы.

Обосновывают

свой

выбор

карточки

описательным

рассказом.

Затем

детям предлагается выбрать цветовые карточки, присущие осени, лету, весне и зиме.

Созданные

дидактические

игры

могут

использоваться

воспитателями

и

родителями

на

различных

этапах

ознакомления

детей

старшего

дошкольного

возраста с произведениями живописи.

Список литературы.

1.

От

рождения

до

школы.

Инновационная

программа

дошкольного

образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.:

Мозаика - Синтез, 2021.

2.

Погодина С.В.

Теоретические и методические

основы организации

и

методика развития детского изобразительного творчества / Погодина С. В. – М.:

Академия, 2019.



В раздел образования