Напоминание

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС


Автор: Ольга Аркадьевна Килижекова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" 23
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Организация деятельности учителя начальных классов по

реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели

образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие

обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования,

как «научить учиться». Важнейшей задачей системы образования является

формирование

совокупности

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение

обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и

самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового

социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)

«универсальные

учебные

действия»

-

это

совокупность

действий

обучающегося, обеспечивающее его культурную идентичность, социальную

компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению

знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в

действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем

нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав

и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной

деятельности по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может

включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и

внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной

программы начального общего образования определяет образовательное

учреждение.

Учебные

планы

обеспечивают

в

случаях

предусмотренных

законодательством

Российской

Федерации

в

области

образования

возможность обучения на государственных языках субъектов Российской

Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и

устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам

(годам) обучения.

Реализация

технологии

компетентностного

метода

в

практическом

преподавании обеспечивается следующей системой принципов:

- Принцип компетентности - заключается в том, что обучающийся, получая

знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и

формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,

активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному

успешному

формированию

его

общекультурных

и

компетентностных

способностей, общеучебных умений.

- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик

с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

- Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой

науки в системе наук).

- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна

предложить обучающему возможность освоения содержания образования на

максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое

начало

в

образовательном

процессе,

приобретение

обучающимся

собственного опыта творческой деятельности.

В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию и структуре

проведение занятия, как к учителю так и к обучающемуся:

Цели урока задаются с тенденций передачи функции от учителя к

обучающему.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие

(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины

затруднений и т.п.).

Используются

разнообразные

формы,

методы

и

приёмы

обучения,

повышающие степень активности обучающегося в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и

адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и

проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки

(происходит

специальное

формирование

контрольно-оценочной

деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися,

используя для этого специальные приёмы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося,

поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающемуся, собственную

позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль,

тон

отношений,

задаваемый

на

уроке,

создаёт

атмосферу

сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель -

обучающийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

В рамках компетентностного подхода, в условиях реализации ФГОС в

начальной школе особое значение приобретает следующая

система целеполагания:

Развитие

личностно-смыслового

отношения

к

учебному

предмету

(актуализировать

личностный

смысл,

помочь

осознать

социальную,

практическую и личностную значимость учебного материала);

Развитие

ценностных

отношений

к

окружающей

действительности

(содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета, помочь осознать

ценность совместной деятельности);

Цели,

связанные

с

развитием

интеллектуальной

культуры

(

создать

содержательные

и

организационные

условия

для

развития

умения

анализировать,

сравнивать,

выделять

главное,

классифицировать

познавательный объект);

Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения

использовать

научные

методы

познания

(наблюдение,

гипотеза,

эксперимент);

создать

условия

для

развития

умений

формулировать

проблемы, предлагать пути их решения;

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить

развитие

умения

ставить

цель

и

планировать

свою

деятельность,

содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и

самокоррекцию учебной деятельности);

Развитие информационной культуры (создать условия для развития умения

структурировать информацию, развивать умения составлять простой и

сложный планы);

Развитие коммуникативной культуры (содействовать развитию у детей

умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической

речи);

Развитие рефлексивной культуры (способствовать осознанию рефлексивного

алгоритма «Я-мы-дело».

- Как я чувствовал себя на уроке?

- Как мы смогли решить дело?

- Что было хорошо, что плохо?

- Достигли ли мы результата?

Рефлексия – умение отстраниться и занять любую из позиций в общении.

Цели, ориентированные на предметное содержание учебных занятий:

Организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению

фактов, понятий, законов, положений

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению

знаний в разнообразных ситуациях

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий

Организовать деятельность по коррекции знаний и способов действий.

Опорная таблица для конструирования учебного занятия приведена в

Приложении 1.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный

план предусматривает время:

- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных

обязательных учебных предметов;

- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы

обучающихся, в том числе этнокультурные;

- на внеурочную деятельность.

Организация деятельности учителя начальных классов по реализации

компетентностного подхода в условиях ФГОС состоит не только в урочной

деятельности, но и во внеурочной деятельности, которая организуется по

направлениям

развития личности

(спортивно-оздоровительное,

духовно-

нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких

формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,

диспуты,

школьные

научные

общества,

олимпиады,

соревнования,

поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

При

организации

внеурочной

деятельности

обучающихся образовательным учреждением используются возможности об

разовательных

учреждений

дополнительного

образования

детей,

организаций

культуры

и

спорта.

В

период

каникул

для

продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности

организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен,

летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений

и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и

внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной

программы начального общего образования определяет образовательное

учреждение.

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в

опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна

выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях,

способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных

курсов, так и о формах организации образовательного процесса.

Основные

направления

работы

по

формированию

ключевых

образовательных компетенций младших школьников:

Образовательный процесс:

-

адаптация

обучающихся

к

современным

требованиям

образования

повышенного статуса;

- отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и

навыки;

- дифференциация и индивидуализация обучения в системе гимназического

образования;

- учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе

содержания и технологии учебно-воспитательной работы.

2. Система дополнительного образования:

- организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на

развитие творческого потенциала обучающихся;

- система мер по воспитанию здорового образа жизни;

- воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через

организацию занятий по интересам;

- воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной

активности обучающихся.

3. Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

- определение миссии гимназического образования;

-

оценка

и

организация

проектной

деятельности

по

достижению

необходимых изменений;

- адаптация обучающихся к современным условиям жизни;

- привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному

процессу.

Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации

компетентностного подхода в условиях ФГОС позволяет:

- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными

целями обучающихся. С каждым новым поколением обучающихся значение

этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников

становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и

суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

- повысить степень мотивации обучения, прежде всего, за счет осознания его

пользы для сегодняшней и последующей жизни обучающихся;

- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени

самостоятельности и ответственности обучающихся в учении. По словам

Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на

себе, который только управляет процессом обучения. Более того: на

определенном

этапе

сами

обучающие

становятся

помощниками

и

сотрудниками учителя в преподавании;

- разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания,

а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса

внимания к способам работы с информацией, групповому распределению

нагрузок и изменению мотивации;

- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного

процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни

решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без

каких-либо

специальных

«воспитательных

мероприятий»

или

особых

«воспитывающих

уроков»,

а

обучающийся

понимает

значимость

собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

Выполнила: Килижекова Ольга Аркадьевна

Должность: учитель начальных классов, МБОУ СОШ №23 г.Абакан



В раздел образования