Автор: Ольга Аркадьевна Килижекова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" 23
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности учителя начальных классов по реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС
Раздел: начальное образование
Организация деятельности учителя начальных классов по
реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели
образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие
обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования,
как «научить учиться». Важнейшей задачей системы образования является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение
обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин.
В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и
самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)
«универсальные
учебные
действия»
-
это
совокупность
действий
обучающегося, обеспечивающее его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной
деятельности по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет образовательное
учреждение.
Учебные
планы
обеспечивают
в
случаях
предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации
в
области
образования
возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам
(годам) обучения.
Реализация
технологии
компетентностного
метода
в
практическом
преподавании обеспечивается следующей системой принципов:
- Принцип компетентности - заключается в том, что обучающийся, получая
знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,
активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному
успешному
формированию
его
общекультурных
и
компетентностных
способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить обучающему возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало
в
образовательном
процессе,
приобретение
обучающимся
собственного опыта творческой деятельности.
В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию и структуре
проведение занятия, как к учителю так и к обучающемуся:
Цели урока задаются с тенденций передачи функции от учителя к
обучающему.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п.).
Используются
разнообразные
формы,
методы
и
приёмы
обучения,
повышающие степень активности обучающегося в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и
адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и
проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит
специальное
формирование
контрольно-оценочной
деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися,
используя для этого специальные приёмы.
Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося,
поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую обучающемуся, собственную
позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль,
тон
отношений,
задаваемый
на
уроке,
создаёт
атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель -
обучающийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
В рамках компетентностного подхода, в условиях реализации ФГОС в
начальной школе особое значение приобретает следующая
система целеполагания:
Развитие
личностно-смыслового
отношения
к
учебному
предмету
(актуализировать
личностный
смысл,
помочь
осознать
социальную,
практическую и личностную значимость учебного материала);
Развитие
ценностных
отношений
к
окружающей
действительности
(содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета, помочь осознать
ценность совместной деятельности);
Цели,
связанные
с
развитием
интеллектуальной
культуры
(
создать
содержательные
и
организационные
условия
для
развития
умения
анализировать,
сравнивать,
выделять
главное,
классифицировать
познавательный объект);
Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения
использовать
научные
методы
познания
(наблюдение,
гипотеза,
эксперимент);
создать
условия
для
развития
умений
формулировать
проблемы, предлагать пути их решения;
Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить
развитие
умения
ставить
цель
и
планировать
свою
деятельность,
содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и
самокоррекцию учебной деятельности);
Развитие информационной культуры (создать условия для развития умения
структурировать информацию, развивать умения составлять простой и
сложный планы);
Развитие коммуникативной культуры (содействовать развитию у детей
умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической
речи);
Развитие рефлексивной культуры (способствовать осознанию рефлексивного
алгоритма «Я-мы-дело».
- Как я чувствовал себя на уроке?
- Как мы смогли решить дело?
- Что было хорошо, что плохо?
- Достигли ли мы результата?
Рефлексия – умение отстраниться и занять любую из позиций в общении.
Цели, ориентированные на предметное содержание учебных занятий:
Организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению
фактов, понятий, законов, положений
Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению
знаний в разнообразных ситуациях
Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий
Организовать деятельность по коррекции знаний и способов действий.
Опорная таблица для конструирования учебного занятия приведена в
Приложении 1.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный
план предусматривает время:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
обязательных учебных предметов;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные;
- на внеурочную деятельность.
Организация деятельности учителя начальных классов по реализации
компетентностного подхода в условиях ФГОС состоит не только в урочной
деятельности, но и во внеурочной деятельности, которая организуется по
направлениям
развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-
нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких
формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты,
школьные
научные
общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
При
организации
внеурочной
деятельности
обучающихся образовательным учреждением используются возможности об
разовательных
учреждений
дополнительного
образования
детей,
организаций
культуры
и
спорта.
В
период
каникул
для
продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен,
летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений
и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы начального общего образования определяет образовательное
учреждение.
Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в
опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна
выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях,
способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных
курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Основные
направления
работы
по
формированию
ключевых
образовательных компетенций младших школьников:
Образовательный процесс:
-
адаптация
обучающихся
к
современным
требованиям
образования
повышенного статуса;
- отбор форм и методов работы, развивающих общеучебные умения и
навыки;
- дифференциация и индивидуализация обучения в системе гимназического
образования;
- учет интересов и способностей обучающихся, их родителей в выборе
содержания и технологии учебно-воспитательной работы.
2. Система дополнительного образования:
- организация разнообразного плодотворного досуга, направленного на
развитие творческого потенциала обучающихся;
- система мер по воспитанию здорового образа жизни;
- воспитание инициативы, самостоятельности, умения делать выбор через
организацию занятий по интересам;
- воспитание норм и ценностей коллектива, развитие общественной
активности обучающихся.
3. Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:
- определение миссии гимназического образования;
-
оценка
и
организация
проектной
деятельности
по
достижению
необходимых изменений;
- адаптация обучающихся к современным условиям жизни;
- привлечение родителей и общественности к учебно-воспитательному
процессу.
Таким образом, деятельность учителя начальных классов по реализации
компетентностного подхода в условиях ФГОС позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными
целями обучающихся. С каждым новым поколением обучающихся значение
этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников
становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и
суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;
- повысить степень мотивации обучения, прежде всего, за счет осознания его
пользы для сегодняшней и последующей жизни обучающихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени
самостоятельности и ответственности обучающихся в учении. По словам
Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на
себе, который только управляет процессом обучения. Более того: на
определенном
этапе
сами
обучающие
становятся
помощниками
и
сотрудниками учителя в преподавании;
- разгрузить обучающихся не за счет механического сокращения содержания,
а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса
внимания к способам работы с информацией, групповому распределению
нагрузок и изменению мотивации;
- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного
процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни
решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без
каких-либо
специальных
«воспитательных
мероприятий»
или
особых
«воспитывающих
уроков»,
а
обучающийся
понимает
значимость
собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
Выполнила: Килижекова Ольга Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов, МБОУ СОШ №23 г.Абакан