Напоминание

Функциональная грамотность в системе СПО


Авторы: Науменко Наталья Марленовна, Малькова Любовь Александровна
Должность: преподаватель истории, преподаватель анатомии, физиологии.
Учебное заведение: ГАПОУ НУКОР
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Функциональная грамотность в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Функциональная грамотность в системе СПО.

В настоящее время важно оценить значимость функциональной

грамотности. Под функциональной грамотностью понимается совокупность

знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование

человека в современном обществе. Низкий уровень функциональной

грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и

социализацию в социуме. Современному обществу нужны эффективные

граждане, способные максимально реализовать потенциальные

возможности в трудовой и профессиональной деятельности.

Современный мир очень быстро меняется, поэтому стоит непростая задача-

определить, какие знания ,умения ,навыки будут востребованы следующие

десятилетие 21 века. Мир не просто меняется, он изменяется

нарастающими темпами.

Известно, что поток информации удваивается каждые 20 месяцев. Резко

сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений

и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда. Если на

освоение электричества с момента его изобретения человеку понадобилось

десятилетия, то повсеместное распостранение смартфонов в развитых

странах составило считаные годы.

В данный момент ученые выделяют ряд трендов, оказывающих

существенное влияние на все секторы экономики.

Существующие тренды можно подразделить на несколько категорий.

Технологические тренды (автоматизация, цифровизация) легко заметны,так

как проявляются на физическом уровне и оказывают немедленное влияние

на окружающую реальность.

Социальные тренды, а также тренды, находящиеся на пересечении

социальной и технологической сферы, могут быть не так заметны, так как в

меньшей степени проявляются в повседневной жизни. Но именно они

формируют устройство общества, задают спрос на те или иные товары,

услуги или даже формы организации труда.

В современном мире будет расти запрос на человеческий контакт,

необходимо чтобы услуга сопровождалась вниманием к чувствам, эмоциям,

личности.

В новом мире сотрудники неизбежно столкнутся с необходимостью

повысить уровень решаемых ими когнитивных задач. Все больше работ

будет связано со способностью придумывать новые решения или выносить

собственные суждения, не опираясь на заранее заданные параметры.

При ускоряющихся темпах технологических и социальных изменений

человеку несколько раз за жизнь придется переучиваться и переходить в

новые сферы деятельности. В связи с этим все большее внимание уделяется

способности к адаптации

Человечество за всю историю развития освоило миллионы различных

навыков. Растущая сложность мира будет сопровождаться дальнейшим

ростом разнообразных существующих навыков и знаний.

Человечество переходит в принципиально новую форму. Но проблема не в

самом переходе. Проблема нового перехода состоит в том, что происходит

слишком быстро- не за тысячилетия как аграрный, и не за столетие как

промышленный, а всего за несколько десятков лет. Переход уже начался .

Задача- как сделать его для людей более осознанным, скоординированным,

сглаживающим различные противоречия.

Понимание структурной взаимосвязи функциональной грамотности и

учебно-познавательной компетентности в процессе профессиональной

подготовки позволяет найти пути развития интереса к будущей профессии у

студентов и поддерживать стремление к освоению профессии в процессе

всего периода подготовки, а также способствует дальнейшему развитию

профессиональной компетентности специалистов

.

Выпускник системы среднего профессионального образования должен быть

грамотным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным, легко

адаптирующимся и конкурентноспособным, умеющим критически мыслить,

способным применять полученные знания для решения задач и в жизни, и

профессиональной деятельности. Достичь желаемого результата помогают

современные методы и приемы, применение которых способствует

развитию компетенций.

В образовательном процессе должны создаваться условия, обеспечивающие

возможность формирования функциональной грамотности обучающихся на

основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных

способов деятельности, включающей овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу готовности к успешному

взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшего образования и

успешной деятельности в профессиональной сфере.



В раздел образования