Напоминание

"Использование блоков Дьенеша как универсальной модели развития логико - математических представлений дошкольников"


Автор: Казакова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18
Населённый пункт: деревня Островцы Раменский городской округ Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование блоков Дьенеша как универсальной модели развития логико - математических представлений дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одним из направлений подготовки дошкольников к школе является

формирование у них элементарных математических представлений в

процессе освоения предматематики. Этот процесс связан со всеми сторонами

воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения (ДОУ) и

направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и

математического развития дошкольников. Отличительными его чертами

являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым

развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Дети

дошкольного

возраста

проявляют

спонтанный

интерес

к

математическим категориям: количество,

форма, пространство, время,

именно они помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях,

упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию

понятий.

Логическое мышление

процесс

очень

сложный

и

крайне

необходимый

для

нормального

психического,

физического

и

социального развития

ребенка.

Его

роль

в

жизни детей

колоссальна.

Благодаря логике дети

способны

анализировать

ситуации,

выявлять

закономерности,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

делать

выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка –

осмысления задачи и ее последующего эффективного решения. Огромное

значение

для

процесса

формирования логики

имеют

специально

разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и

интерактивных

заданий,

они

привлекают

детское

внимание

и

эффективно развивают навыки логического мышления у детей в возрасте 3 -

6 лет. Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и

даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже

в дошкольном

возрасте

можно

активно

тренировать

способности

ребенка логически мыслить.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников

является использование логических блоков Дьенеша, позволяющих успешно

реализовывать задачи познавательного развития детей.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно

встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.),

«логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в

каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического

мышления.

Дидактический набор «Логические блоки Дьенеша» состоит из 48

объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и

толщине.

Таким

образом,

каждая

фигура

характеризуется

четырьмя

свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух

фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств

(красный,

синий,

желтый,

прямоугольный,

круглый,

треугольный,

квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети

легко распознают и называют.

В

процессе

разнообразных

действий

с

логическими

блоками

(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение), дети

овладевают

различными

мыслительными

умениями

интеллектуального

развития: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,

кодирования декодирования, а также логические операции «НЕ», «И»,

«ИЛИ».

Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала

элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них

способность действовать в уме, осваивать представления о числах и

геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические

фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и

являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами

предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их

развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию

двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с

блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в

предметах (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и

обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем

они

овладевают

умениями

анализировать,

сравнивать,

классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и

форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по

трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и

толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При

этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности

задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят

дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и

бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом

блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы

не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу

двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме,

цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые

карточки (5×5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет,

форма, размер, толщина) – всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием

свойств.

цвет обозначается пятном;

форма-контур фигур (круглый, прямоугольный,);

величина — силуэт домика (большой, маленький);

толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и

тонкий).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к

замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать

информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе

выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая

карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине

блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе

поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают

умением декодировать информацию о них

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к

наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств

становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм —

геометрических

фигур

(круг,

квадрат,

равносторонний

треугольник,

прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей,

начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими

фигурами при решении многих других развивающих задач.

В пособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для

дошкольников» представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и

упражнений с логическими блоками:

Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства (развивают у

детей умения оперировать одним свойством: выявлять и абстрагировать одно

свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на

его основе. С их помощью дети получат первые представления о замещении

свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при

выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не

позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и

упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные

фигуры» и другие);

Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам (развивают

у

детей

умения

оперировать

сразу

двумя

свойствами:

выявлять

и

абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать

предметы сразу по двум свойствам. Они даются в такой последовательности,

что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем

классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок

осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по

самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух

предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения,

как «Дорожки», «Домино» и др.);

Для развития действий классификации и обобщения (формируют

умения оперировать сразу тремя свойствами);

Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры с логическими блоками позволяют: познакомить с формой,

цветом,

размером,

толщиной

объектов;

развивать

пространственные

представления; развивать логическое мышление, представление о множестве,

операции

над

множествами

(сравнение,

разбиение,

классификация,

абстрагирование, кодирование и декодирование информации); усвоить

элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, развивать

умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их

свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои

рассуждения; развивать познавательные процессы, мыслительные операции,

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении

цели.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами

логических блоков можно предложить им следующие задания:

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по

толщине);

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по

цвету);

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие,

желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

Логические блоки Дьенеша однозначно оказывают положительное

влияние на всестороннее развитие детей:

Блоки

Дьенеша

знакомят

детей

с

основными

геометрическими

фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине;

Блоки

Дьенеша

способствуют

развитию

у

детей

логического

мышления,

комбинаторики,

аналитических

способностей,

формируют

начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать

логические задачи;

Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в

объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать

словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно

два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по

одному или нескольким свойствам;

Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших

понятиях как алгоритмы, кодирование информации, логические операции;

Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: дети строят фразы с

союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.;

Блоки

Дьенеша

помогают

развивать

психические

процессы

дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей

креативно мыслить.

Блоки

Дьенеша

универсальный

дидактический

материал,

позволяющий успешно реализовывать задачи умственного, познавательного

развития детей.

Учитывая, что в дошкольном возрасте у ребенка доминирует наглядно-

действенное мышление, в своей работе с детьми, я использую дидактическое

пособие венгерского психолога Дьенеша.

Предлагаемые им логические игры, способствуют развитию речи,

развитию речи, формируют навыки, необходимые для решения логических

задач.

Мною разработана программа «Волшебные блоки Дьенеша» для

дополнительного образования детей.

Во

второй

младшей

группе

используем

блоки

Дьенеша

для

организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для

этого предоставляем детям возможность самостоятельно знакомиться с

логическими блоками используя их по своему желанию в различных видах

деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют

различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираем игры и

упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать

объекты по одному свойству:

- Строим дорожки к домикам из блоков и фигур одного цвета (одной

формы, одной толщины, размера), строим дорожки из блоков, фигур, чередуя

по цвету, форме.

Дети 3 – 4 лет часто говорят «Я сам» и действительно, они уже многое

могут делать самостоятельно, у них появляется устойчивый интерес к

познанию

мира.

Используя

игровой

альбом

«Блоки

Дьенеша»

дети

самостоятельно создают различные предметы: грузовика и черепаху, слона и

жирафа и т.д.

Дети 4 - 5 лет анализируют свойства, выявляют их наличие и

отсутствие. Сравнивают блоки по одному признаку, находят блоки с

одинаковыми и разными свойствами, действуют по правилам (строим

дорожку, выкладываем гусеницу. Дети выкладывают дорожки так, чтобы

соседние блоки в ней различались по цвету (размеру, форме, толщине). Затем

усложняем правила. Дети при выполнения задания ориентируются сразу на

два свойства: нужно построить дорожку так, чтобы соседние блоки были

одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета;

одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по

размеру и цвету и т.д.). Правила построения придумывают как взрослые, так

и дети.

Можем усложнять правила, требуется учёт трёх свойств – построить

дорожку так, чтобы соседние блоки были одного цвета, но разной формы и

размера; одной формы, но разного цвета и размера.

В этом возрасте дети знакомятся со знаками – символами и составляют

«семейки» блоков.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к знаковым

системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.

Используя кодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены

свойствами предметов, знакомим детей с приёмами кодирования.

В этом возрасте дети анализируют свойства объектов и выявляют их

наличие или отсутствие; пользуются знаками – символами; находят блоки по

трём знакам – символам (карточки с перевёрнутыми знаками), собирают их в

группу. Называют общие свойства группы. Провожу дидактические игры

«Угадай-ка», «Найди клад». Используя альбомы «Спасатели приходят на

помощь», «Давайте вместе поиграем».

Дети ориентируются на знаки – символы свойств и их отрицание;

расшифровывают свойства.

В результате проделанной работы у детей формируются сенсорные

эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме. Дети

ориентируются в пространственном отношении между предметами. У детей

появляются конструктивные навыки.

Игры и упражнения с блоками Дьенеша позволяют моделировать

важные понятия не только в математике, но и информатики.

Играя с блоками, дети учатся абстрагировать и удерживать в памяти

одно, два или три свойства, обобщать объекты по нескольким свойствам.

Дети используют занимательный материал как в организованной

образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера.

Список используемой литературы:

1. Программа «STEM–образование детей дошкольного и младшего

школьного возраста»

2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.— М.: БИНОМ., 2019. —

112

3. Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников»

В.А. Маркова – М.:БИНОМ.

4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования

«Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. :

ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

5. Интернет - ресурсы:

- Портал «Образование»

- Портал «Инфоурок»



В раздел образования