Автор: Коптелева Людмила Витальевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №3 им. Р. Яхина" г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Сценарий концерта " Танцы на все времена"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №3 им. Р. Яхина» г. Казани
Методическая работа
СЦЕНАРИЙ
концерта
"Танцы на все времена"
Составитель: Коптелева Людмила Витальевна
2022 г.
Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы будем говорить о танцах и
слушать их. С помощью танцев мы будем путешествовать во времени по разным
эпохам. а появились танцы на заре человечества, их тогда и танцами - то назвать
было нельзя! Первобытные люди выражали свою радость по поводу удачной
охоты
общими
движениями
вокруг
костра.
Движения
сопровождались
выкриками, ударами разными предметами друг о друга. Это они делали для
того,
чтобы
движения
исполнялись
дружно,
одновременно,
ритмично.
Получалось что-то вроде танца дикарей.
Исполняется произведение. А. Накада " Танец дикарей"
Танцы и сопровождавшая их музыка, конечно. были разными. Одно дело
дикари в шкурах у костра, и совсем другое при дворце короля, или на
деревенской улочке, где народ собирался разный, небогатый.
А теперь посмотрим на картинки. Они с намёком! Какое отношение они
имеют к танцам? На первой картинке изображены велосипед, ролики, диванный
валик. У велосипеда колёса крутятся, ролики катятся, валик можно катить,
вращая его. На электростанции крутиться вал турбины. Не догадались о каком
танце пойдёт речь? Конечно, о вальсе! По-немецки вальс звучит как Вальцер, т.
е. танец – вращенец. А вальс ведь немецкого происхождения! В старину его
называли по-разному: например, роллер - круженец или дреер - круженец. Все
эти слова немецкие и обозначали один и тот же крестьянский танец, который в
других странах называли ещё и дойчером. В Австрии же его называли ленлером.
Исполняется ансамбль. Л.В. Бетховен " Лендлер".
Однако, со временем все названия отпали и осталось одно - вальс. Вальс
танцуют парами, кружась под музыку.
Исполняется " Вальс" П.И. Чайковского из " Детского альбома".
А теперь посмотрите на второй рисунок. На нём изображена бегущая
лошадь. Когда лошадь скажет очень быстро, как называется её бег? Родители
могут подсказать! Конечно, это галоп! Существует танец с таким названием.
Звучит музыка. Л. Казелла "Галоп".
А вот третий рисунок намекает на старинный танец гавот. На нём изображён
журавель со скрещенными ногами. В гавоте есть похожее движение. Его
французы назвали " кривые ноги журавля". А гавоты - это было прозвище
жителей юга Франции, там видимо этот танец и получил своё название.
Исполняется "Гавот" И. С. Баха.
А теперь перенесёмся на несколько столетий назад, в прошлое. На арену
истории выходят танцы в алфавитном порядке. Итак, Аллеманда! На часах
истории 16 век. Аллеманда - слово французское, в переводе означает
«немецкая»,
т.
е.
танец
немецкого
происхождения.
Сначала
это
был
величественный танец. Сквозь анфиладу зал в старинном замке неторопливо
движутся пары в тяжёлых одеждах, не позволяющих танцующим быстрых
движений. Постепенно облегчалась одежда и танец тоже становился более
подвижным, таким он и вошёл в танцевальные сюиты. Сейчас мы услышим две
аллеманды, одна прозвучит на клавесине, напоминая нам о старинных временах,
когда роялей и пианино ещё не было.
Звучит "Аллеманда" Гайдна на клавесине. И "Аллеманда" И. С. Баха на
рояле.
Буррэ - его танцевали дровосеки, весело, с прыжками и притоптыванием, как
будто уминая ногами связку хвороста (т.е. сухих веток). Слово буррэ так и
переводится с французского " связка хвороста". Постепенно этот танец проник
во дворец и стал чуть сдержаннее, аристократичнее, но основной характер
сохранил.
Звучит "Буррэ" Кригера на клавесине, и " Буррэ" Моцарта на рояле.
А сейчас танцевальный алфавит свёл вместе сразу три танца: вальс, галоп и
гавот. На часах истории средние века. Соревнуются двое: вальс и гавот. Как
ведут
себя
соперники?
Вполне
мирно,
этакие
деревенские
увальни,
простодушные и грубоватые.
Звучит музыка. Телеман" Гавот". Майкапар " Вальс".
На часах истории 17 век - времена мушкетёров. В моде шикарные
дворцовые балы, открыты Академии танцев. Придворные кавалеры и дамы
старательно заучивают мудрёные фигуры танца. Во дворцах блистает гавот! Он
приобрёл изысканные манеры!
Исполняется " Гавот" Д. Шостаковича.
А как же вальс? Он ещё в тени, держится скромно и застенчиво. Но надолго
ли? Часы истории уже движутся к концу 18 века. В Вене, столице Австрии
царит вальс. Великий Моцарт смеётся «Забавно видеть, как люди начинают
ходить кругами на немецкий лад под любой мотив, даже неподходящий». И
заезжий иностранец записывает в своём блокноте: "Весь город от прачки до
знатной придворной дамы, от мастерового до вельможи кружатся в вальсе.
Просто какая-то танцевальная болезнь!" Да, микроб вируса вальса оказался
ужасно заразным! В 19 веке эпидемия под названием " вальс" охватила весь
мир! Что чувствовали заболевшие вальсом? Лёгкое головокружение, ощущение
счастья, какое-то поэтическое забытьё и упорно не желали лечиться!
Звучит "Лирический вальс" Д. Шостаковича. И " Вальс" И. Штрауса.
На часах истории 20-30 годы 19 века. Почти вровень с вальсом несётся по
танцевальным залам галоп. В Париже веселятся уже совсем не так, как 150 лет
назад. Куда девалась медлительность, церемонность? В разгар бала вдруг все
кидаются в общий танец - скачки по-лошадиному. Буря восторга! Это галоп!
Звучит ансамбль. В. Гаврилин" Галоп".
А на часах уже 20 век! С какой лёгкостью вальс перешагнул в новое
столетие! Но вальс не только танец, но и музыка для слушания.
Звучит " Вальс" Ф. Шопена.
А вот и кадриль, от французского, что означает 4, потому что танцующие
располагаются квадратами. Подвижный танец. На балах стал любимым в начале
19 века. Любим разными народами, каждый из которых придаёт кадрили
национальные особенности. Хорошо известна русская кадриль.
Поёт хор. Песков " Кадриль".
Краковяк - живой. горделивый танец конца 19 - начала 20 веков. По
названию понятно, что он из Польши, из Кракова.
Исполняет ансамбль. М. Глинка " Краковяк" из оперы " Иван Сусанин".
Куранта. О ней было известно с 14 века, а просуществовала она до начала 17
века и много раз меняла свой облик, пока не вошла в старинную, танцевальную
сюиту. Слово куранта произошло то ли от французского "бегать", то ли от
итальянского "текущий, течение". Она исполнялась скользящим движением.
Расцвела во времена мушкетёров при дворе французского короля. её танцевала
одна пара танцоров, которая должна была обежать изящно и красиво весь зал.
Танец подвижный и очень сложный. Кто научился его танцевать, тому все
остальные танцы казались лёгкими.
Менуэт появился в середине 18 века. Танцоры в напудренных париках, в
нарядах, похожих на кремовые торты грациозно двигаются под музыку. Какая
отточенная
искусная
техника!
Церемония
галантных
приветствий
,
расшаркиваются кавалеры, кланяются дамы, приседают в реверансах! Все
чинно двигаются по залу. Мелкими шажочками, строго выписывая букву S.
Звучат "Менуэты" И. Гайдна и Л. Бетховена.
А в музыкальном алфавите появляется следующий танец на букву М. Это
мазурка. Как вы думаете откуда родом этот гордый танец? Откуда эти
решительные движения, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим
искру? Конечно, из Польши. Решительные движения и удар каблука от мазуров,
древнего славянского племени. В их честь танец назван мазуркой.
Звучит " Мазурка" Гречанинова.
" Сколько в этом танце заключено гордости, нежности, вызова" - так говорил
о мазурке Ф. Лист. Весь 19 век с восторгом танцевал мазурку и аплодировал ей.
И даже в 20 веке у мазурки были поклонники. Мазурка всегда была украшением
бала. Но под мазурку можно не только танцевать! Мазурку можно и слушать!
Мы никогда не перестаём восхищаться мазурками Шопена.
Звучит " Мазурка " Ф. Шопена.
Полонез. По-русски значит польский. Появился на свет в старой польской
столице Кракове в 1574 году при церемонии вступления на престол короля, в тот
момент, когда польские шляхтичи - дворяне торжественно и чинно прошлись
под звуки музыки перед новым королём. И вскоре его полюбили на балах всего
мира. Характер у полонеза твёрдый, крепкий, танцевальные движения не
сложные. Многие знаменитые композиторы писали полонезы.
Звучит
"
Полонез"
И.
С.
Баха
на
клавесине.
Ансамбль.
Ф.
Лист
"
Торжественный
полонез"
" Полонез" Огинского.
А
вот
и
следующий
танец
-
полька!
Вы
думаете
он
польского
происхождения? Вовсе нет! Полька чешского происхождения. Слово полька
означает полшага (полка - половинка). Манера движения - передвигаться
мелкими быстрыми подскоками, парами по кругу. Чем-то полька похожа на
галоп, но движения в польке изящнее, Легче, кокетливее.
Звучит "Полька" Майкапара.
Прославили польку в концертах И. Штраус, С. Рахманинов, Д. Шостакович и
многие другие знаменитые композиторы.
Исполняют ансамбль. Штраус " Две польки"
Следующий по алфавиту танец - сарабанда. Это бальный придворный танец,
величественный, торжественный и печальный.
Звучит " Сарабанда" И.С. Баха.
и завершает наш музыкально- танцевальный алфавит Экосез - в переводе с
французского значит шотландский, т. е. пришедший из Шотландии, царивший
на балах с 17 века.
Бетховен " Экосез". Шуберт " Экосезы".
Я рассказала вам о старинных танцах. И уже наступило время новых танцев.
В 20 веке ворвались на танцплощадки: танго, пасодобль, шейк, шимми,
чарльстон, фокстрот, буги- вуги, твист, брейк-данс и многие другие. Но о них мы
поговорим в следующий раз.
Спасибо всем за внимание! Наш концерт окончен. До новых встреч!