Автор: Кольцова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г.Балахна Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы активации на уроках теоретического цикла ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Методы активации на уроках теоретического цикла в ДМШ»
Выполнила Кольцова Ольга Николаевна - преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО «Детская музыкальная школа №2» г.Балахны Нижегородской области.
В связи с ростом научно-технического прогресса XXI века перед музыкальным
образованием встают очень важные задачи – формирование творческой личности, которая
могла бы осваивать новые идеи, быть конкурентно-способной в новых жизненных условиях.
В детской музыкальной школе огромную роль играет предмет сольфеджио, который призван
дать обучающимся прочную основу для развития их музыкальных способностей.
Цели и задачи учебного предмета «Сольфеджио» в ДМШ:
1.
Дать обучающимся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных
средств музыкальной выразительности.
2.
Выработать у обучающихся элементарные музыкально-технические навыки,
необходимые в процессе прохождения курса и в дальнейшем музыкальном развитии.
3.
Заложить основы музыкального воспитания и образования, определить верное
направление музыкально-эстетическим вкуса обучающегося.
Сольфеджио - дисциплина, которая объединяет различные виды музыкальной деятельности,
активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы
появились новые подходы к организации занятий, позволяющие сделать одну из самых
трудных музыкальных дисциплин интересной и доступной.
Начальный период обучения имеет особое значение. Когда маленький ученик приходит на урок
сольфеджио, на него буквально обрушивается огромное количество информации: множество
новых терминов, иностранных слов и их значений. Как заинтересовать современного
информированного ребёнка?
«Чтобы ученик учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно; а для этого необходимо: чтобы
материал был понятным и занимательным, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных
условиях» В.А.Сухомлинский.
Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Принцип соревновательности
использовался в воспитании и обучении в древних Афинах. В Средневековье устраивались
игры-состязания школьников в риторике. К использованию приёмов игрового обучения
призывали Ф.Рабле, Я. Каменский, Ж.Руссо. Педагогический феномен игры истолкован в
трудах А.Макаренко, К.Ушинского, В.Сухомлинского. Он писал: «Духовная жизнь ребенка
полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без
этого он - засушенный цветок»
Конечно, все мы знаем из психологии, что из трёх основных каналов восприятия у людей,
больше развит какой-то один и наблюдаем, что Аудитивный (слуховой) – имеют самый
маленький процент наших учащихся. Такие дети обладают обширным словарным запасом,
хорошей памятью на имена и факты; но шум, резкие звуки мешают им сосредоточиться.
Визуальный тип. Во время объяснения нового материала такие дети рисуют где попало
абстрактные рисунки. Им надо все записывать. Таких детей большинство.
Кинестетический тип. Обучение происходит через непосредственное участие и действие.
Такие дети не могут долго сидеть, слушать или смотреть. Им нужны формы деятельности с
элементом соревнования, кроссворды, карточки, кубики, настольные игры – всё, что можно
потрогать руками.
По данным ЮНЕСКО человек, слушая, запоминает 15%, но если добавляется элемент действия,
то запоминание происходит быстрее, а освоение материала становится более эффективным.
На уроке сольфеджио нужны не только слуховые, осязательные и двигательные упражнения, но
и зрительные. Хорошие помощники в этом – яркие наглядные пособия. При их применении в
обучении, наглядные пособия помогают малышам легче усваивать новые знания.
В 1994 г. мне представилась возможность быть слушателем семинара В.Кирюшина в
Москве, я заинтересовалась его эмоционально-образной методикой. Потом в течение
нескольких лет приобретала его кассеты и книги; материал этот до сих пор частично
использую. Вскоре как грибы стали появляться музыкально-сказочные методики, например
«Занимательное сольфеджио» Л.Лёхиной; пособия С.Белецкого (Омская экспериментальная
музыкальная школа). Ну и, как правило, хорошая идея даёт толчок для создания чего-то своего,
оригинального. Наглядные пособия, которые я использую в работе, привлекают внимание
детей, яркий образ рождает яркую эмоцию, все направлено на восприятие и усвоение
материала.
Игровые методы обучения относятся к инновационным процессам педагогики, являются её
здоровье-сберегающим элементом, становятся средством активизации, и в то же время
являются методом контроля знаний.
Важно то, что игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы и
творчества. Дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, опираясь
на наглядные и слуховые образы или даже на свой жизненный опыт.
Среди наглядных пособий, широко используемых в классе, обязательным условием является
опора на фортепианную клавиатуру, которая используется как эффективное наглядно-
вспомогательное средство в изучении и практическом усвоении учебного материала.
Клавиатура располагаются на столах перед каждым ребёнком в течение всего периода обучения
в школе. Наличие клавиатуры предоставляет возможность каждому ученику непосредственно
участвовать в практических формах работы. Клавиатура применяется в различных упражнениях
по музыкальной грамоте, где требуется наглядность при построении интервалов, аккордов,
пении гамм разных тональностей и их видов, записи музыкальных диктантов.
Дидактические игры как способ закрепления полученных навыков, помогают сделать урок
более насыщенным, ускоряют темп, вносят разнообразие, доставляют детям радость. Дети 7-9
лет особенно остро нуждаются в радостном, эмоциональном подъёме. Это их естественная
потребность. Психологи убедительно доказали, что в сравнении с чистой логикой состояние
эмоционального подъёма во много раз увеличивает степень запоминания материала. Функции
игры многогранны. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Конечно, урок не должен превращаться в сплошную игру и развлечение. Занимательные
средства - это прежде всего на разнообразие форм и способов объяснения и особенно
закрепления учебного материала. И то, что ребята до выпускного класса почти на каждом уроке
спрашивают: «А сегодня играть будем?» - это говорит само за себя.
Роль учителя на уроке заключается в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в
постоянном поиске, движении, размышлении. Идеальная форма занятий – это диалог, когда
учитель так выстраивает свои вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего рода
открытиям, самостоятельным выводам по теме урока.
В заключении: сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально-
теоретического цикла. Однако, новая эпоха требует от него способности быть многосторонне
применимым. Важно, чтобы, любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что
именно на этих занятиях он разовьет внимание, память, ассоциативное мышление. То есть, все
то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того,
станет он профессиональным музыкантом или нет.