Напоминание

"Программа развития критического мышления педагогов"


Автор: Пагель Татьяна Вячеславовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Школа №150"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Программа развития критического мышления педагогов"
Раздел: среднее образование





Назад




«Рассмотрено» на

заседании

педагогического совета

протокол № __

от ___________

«Утверждено»

Директор МБОУ «Школа №150»

_________________О.И.Щербинина

Введено в действие приказом

№____от «___»_____20_____

Программа развития

критического мышления у педагогов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №150»

Приволжского района города Казани

Разработчики программы: Закирова Д.А.- заместитель директора по УР

Пагель Т.В.- заместитель директора по УР

Спрожецкая Н.В.- учитель искусства

1

Оглавление

Пояснительная записка.......................................................................................3

Цель и задачи программы...................................................................................6

Ожидаемые результаты......................................................................................7

Содержание программы......................................................................................8

Основные этапы программы повышения критического мышления:.............8

1 блок. Теоретический........................................................................................8

2 блок. Практический..........................................................................................9

Направление изучения........................................................................................9

1 блок. Теоретический........................................................................................9

2 блок. Практический. Организация мероприятий по изучению

критического мышления.......................................................................................12

Перспективный план работы с педагогами...................................................13

по повышению знаний о критическом мышлении.........................................13

2

Пояснительная записка.

Мыслить критически - это, значит уметь анализировать информацию с

позиций логики, уметь выносить обоснованные суждения, решения и

применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным

ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление означает не

негативность суждений и критику, а разумное рассмотрение разнообразия

подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

«Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Критическое

мышление это своего рода направленное мышление, поскольку оно нацелено

на получение желаемого результата.

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление –

тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым

утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при

этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –

необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за

собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути –

некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее имя,

чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в

нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы приведем

ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления»

составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса.

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся

знания и представления об изучаемой теме. Формируется личный интерес,

определяются цели рассмотрения той или иной темы.

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило,

обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее

систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе

3

изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения

старой и новой информации. Происходит формирование собственной

позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже

можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся

закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные

представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы, в рамках этой модели обучающиеся овладевают

различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать

собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и

представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств,

выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к

окружающим.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,

пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющих знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по

категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

4

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению

информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,

выработка собственной позиции, оценка процесса)

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да – нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

Цель и задачи программы

Основной целью формирования критического мышления педагогов

является расширение мыслительных компетенций для эффективного

5

решения научных и практических проблем обучения. При этом необходимо

учитывать следующие принципы построения технологии развития

критического мышления:

-

информационной насыщенности учебного и практического материала

для использования аргументов, доказательств или опровержений,

основанных на конкретных фактах, источниках, данных;

-

социальной обусловленности предмета осмысления. Ранее было

отмечено, что критическое - это мышление социальное, поэтому подбор

проблем, задач, тем для обсуждения следует осуществлять с учетом этого

особого свойства;

-

коммуникативности в процессе осмысления проблемы и ее

обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и

самостоятельное, но проявляется оно в спорах, дискуссиях, при обсуждениях

и публичных выступлениях, поэтому коммуникативные навыки участников в

осмыслении проблемы для формирования данного типа мышления играют

решающую роль в успехе;

-

мотивации и потребности в знании - основан на том, что отправным

пунктом мыслительной деятельности вообще и проявление критичности ума

в особенности, является рефлексия, которая возможна при условии, если

человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить

истину или получить положительный результат;

-

научности, достоверности и доступности информации - способности и

умения определить ценность информации, необходимой для формирования

критического мышления.

Задачами программы:

1.

Рассмотреть понятие задачи и их роль в обучении.

6

2.

Выявить различные подходы к определению понятий «критичность»

и «критическое мышление» на основе анализа психолого-педагогической

литературы.

3.

Рассмотреть методы определения уровня критичности мышления

учащихся.

4.

Раскрыть

различные

приемы

и

средства

формирования

критического

мышления

учащихся

общеобразовательной

школы

при

обучении математике.

5.

Выделить

методические

особенности

организации

обучения

математике учащихся с помощью задач на развитие критичности.

6. Раскрыть кейс-технологию как одну из форм организации обучения

математике по формированию критического мышления учащихся старших

классов общеобразовательной школы на примере темы «Отбор корней при

решении логарифмических уравнений».

7. Разработать методические материалы по теме «Логарифмическая

функция»,

способствующие

развитию

критичности

учащихся

общеобразовательной школы.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной программы планируется получить

следующие ожидаемые результаты:

По окончанию реализации проекта ожидаемые результаты включают в

себя:

1. Повышение информативной грамотности в учебной деятельности.

2.

Применение

навыков

целенаправленной

и

последовательной

деятельности.

3. Применение технологии «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо».

7

4. Новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость,

рефлексивность.

5. Применение базовых качеств личности: критическое мышление,

коммуникативность,

креативность,

мобильность,

самостоятельность,

толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей

деятельности.

6.

Повышение

культуры

чтения,

включающей

в

себя

умение

ориентироваться

в

источниках

информации,

адекватно

понимать

прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

7. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.

Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций

– одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически.

Образовательная технология развития критического мышления и предлагает

ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством

решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения

жизненных затруднений.

Содержание программы.

Основные этапы программы повышения критического мышления:

1 блок. Теоретический.

Данная деятельность осуществляется администрацией учреждения.

1.

Диагностика уровня сформированности и развития критического

мышления учителя и его склонности к изучению (анкетирование, личная

беседа, посещение уроков).

2.

Формирование инициативной группы учителей (тьюторов) в освоении.

3.

Определение направлений работы каждого учителя группы.

8

4.

Определение роли, постановка задач, планирование работы группы,

как тьюторов, в процессе освоения в масштабе школы.

2 блок. Практический.

Данная деятельность осуществляется группой школьных тьюторов.

1.

Определение учителей в предметных направлениях.

2.

Проведение мероприятий по преемственности опыта (открытые уроки,

внутренние семинары).

3.

Проведение плановых семинаров по изучению.

4.

Промежуточная диагностика успешности освоения учителями.

5.

Организация конкурсной деятельности среди учителей в освоении.

6.

Диагностика результатов работы по формированию и развитию

критического мышления учителей.

Организация всевозможных конкурсов отражает решение поставленных

задач и достижение поставленной цели.

Направление изучения.

1 блок. Теоретический.

1.

Диагностика уровня сформированности и развития критического

мышления учителя и его склонности к изучению (анкетирование, личная

беседа, посещение уроков).

Данную

деятельность

проводит

администрация

учреждения.

Ответственными

за

работу

в

данном

направлении

разрабатывается

анкетирование учителей с целью выявления основных пробелов в знаниях о

критическом мышлении..

9

Пусть в нашем случае перед администрацией будет поставлена задача в

освоении трех фаз базовой модели технологии развития критического

мышления.

1 этап «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Учитель ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап «Осмысление» (реализация осмысления).

На

данной

стадии

учитель

под

руководством

администрации,

приглашенных гостей и своих коллег ответит на вопросы, которые сам

поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» учитель на семинарах по

данной проблеме.

Вопросы анкет не должны быть перегружены сложными терминами и

понятиями. К ним можно отнести вопросы:

1.

Способ мышления, при котором человек ставит под сомнение

поступающую информацию, собственные убеждения, называется:

2.

Укажите, верно ли следующее утверждение:

Критическое мышление не является врожденной способностью, а значит, его

можно развивать.

3.

Что является характерным для критического мышления?

4.

Какая умственная деятельность не относится к критическому

мышлению?

5.

Выберите признаки критического мышления.

10

6.

Что означает аббревиатура РКМЧП?

7.

Для чего, по мнению Михаила Казиника, необходимо использовать

метод парадоксов?

8.

Клиповое мышление — это?

9.

Из каких этапов состоит урок в технологии РКМЧП?

10.

Какие

методы

можно

применять

на

уроке

для

развития

критического мышления?

Подобная анкета позволяет диагностировать,

что учителя знают про

критическое мышление.

Первыми мероприятиями по обучению необходимо провести те, которые

позволят для каждого учителя исправить отрицательные ответы анкеты на

положительные.

2.

Формирование инициативной группы учителей в освоении знаний о

критическом мышлении.

Инициативная группа выбирается из тех, у кого есть интерес в данном

направлении. Это самое главное. На первых этапах обучения эта группа в

основном складывается из тех, кому данное направление работы знакомо.

Однако далее, их будут дополнять, и заменять другие учителя, у которых в

освоении знаний о критическом мышлении имеются успехи. И это является

самым

важным

в

ходе

программы

обучения

обучение

через

преемственность опыта.

3.

Определение направлений работы для каждого члена инициативной

группы.

Для каждого направления обучения определяется свой член инициативной

группы, который станет тьютором в данном направлении.

4.

Определение роли, постановка задач, планирование работы группы,

как тьюторов, в процессе освоения знаний о критическом мышлении в

масштабе учреждения.

11

Задача тьютора – обозначить объём своих знаний в данном направлении и

разработать (лично или совместно) план обучения учителей.

2 блок. Практический. Организация мероприятий по изучению

критического мышления.

Данная деятельность осуществляется группой школьных тьюторов.

1.

Определение учителей в предметных направлениях..

На данном этапе коллектив учителей разделяется по предметным

принципам. Т.е. происходит их разделение на учителей начальной, основной

и старшей школы, а также на предметные области.

2.

Проведение мероприятий по преемственности опыта (открытые уроки,

внутренние семинары).

Учителя-тьюторы проводят открытые уроки для учителей, демонстрируя

свой опыт и возможности оборудования.

3.

Проведение

плановых

семинаров

по

изучению

критического

мышления.

На данном этапе определяется время для проведения обучающих

семинаров внутри учреждения. Явка на семинары должна быть обязательной.

Пусть за счёт методических дней. На семинарах работа может складываться

из разных форм.

Промежуточная диагностика успешности освоения учителями знаний о

критическом мышлении.

Диагностика здесь должна включать в себя все вопросы, рассматриваемые

на семинарах.

4.

Организация конкурсной деятельности среди учителей в освоении

знаний о критическом мышлении.

12

Объявление

конкурсной

работы

по

использованию

изучаемого

оборудования.

Конкурсы проводятся по направлениям:

1)

Лучший открытый урок.

2)

Лучшее обучение коллеги.

3)

Лучшие приемы.

4)

Лучшая презентация.

5.

Диагностика результатов работы повышения знаний о критическом

мышлении учителей.

Содержит вопросы минувшего цикла, а так же плавно переходит в первую

аналитическую диагностику на очередной цикл обучения.

Перспективный план работы с педагогами

по повышению знаний о критическом мышлении

п/п

Тема

Цель

Месяц

1.

Анкетирование педагогов

Определить степень знаний о

критическом мышлении

Февраль

2.

Семинар на тему:

«Что такое критическое

мышление»

Сформировать умения

учителей применять технологию

развития критического

мышления в учебном процессе;

3.

Практическое занятие по

теме:

«Методические приемы,

формирующие критическое

мышление»

Формирование у членов

семинара следующие

компетенции: умение

осуществлять самоанализ

профессиональной деятельности;

умение определять критерии

эффективности занятия; умение

осуществлять учебное

сотрудничество и

профессиональную

коммуникацию для решения

практических задач учебной и

13

педагогической деятельности;

умение проектировать занятие.

4.

Практическое занятие по

теме:

«Первый этап- Вызов»

Изучают следующие приемы,

позволяющие

повысить

мотивацию

к

изучению

материала:

Таблица

«Знаю,

хочу

узнать, узнал»

Таблица

«Плюс-минус-

интересно»

Лестница успеха

Дерево целей

Графический организатор

«Рыбья кость»

Высказывания по кругу

Мозговой штурм

«Тонкие»

и

«толстые»

вопросы

Графический организатор

«Кластеры (гроздья)»

Ключевые слова

Высказывания «верю / не

верю»

«Шесть шляп мышления»

5.

Практическое занятие по

теме:

«Первый этап-

Осмысление»

Изучаются приемы:

Таблица

«Знаю,

хочу

узнать, узнал»

Таблица

«Плюс-минус-

интересно»

Концептуальная таблица

«Тонкие»

и

«толстые»

вопросы

Разбивка

текста

на

логические блоки

Чтение с остановками

Разметка текста

«Бортовой журнал»

Март

14

6.

Практическое занятие по

теме:

«Первый этап- Рефлексия»

Знакомство

с

приемом

«Солнечный

зайчик»,

установление

причинно-

следственных

связей

между

блоками информации, возврат к

ключевым

словам,

верным

и

неверным утверждениям, ответы

на

поставленные

вопросы,

организация

устных

и

письменных

круглых

столов,

"Фишбон", "Двухрядный стол",

Синквейн.

7.

«Домашнее задание» подготовка и размещение материалов на

личных сайтах педагогов

Апрель

8.

Открытые занятия с применением методик и приемов

развития критического мышления для учителей МБОУ «Школа

№150»

9.

Конкурсы

10.

Итоговое анкетирование

педагогов

Определить степень владения

приемами формирования и

развития критического

мышления

11.

Семинар на тему:

«Обобщения опыта работы за

год и планирование работы

на следующий учебный год»

Систематизация знаний и

умений педагогов и разработка

плана работы на будущий год.

15



В раздел образования