Автор: Билалова Инзиля Рафисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №35 "Соловушка"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: "Использование дидактических игр в режимных моментах с детьми"
Тема: "Дидактические игры в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры в ДОУ.
Использование в режимных моментах с детьми.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению
новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них
представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению
высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой
игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми,
объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое
отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае
необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные
компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача,
игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней
дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в
ходе которой уточняются знания и представления детей).
2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих
правил.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом,
вопросом, напоминанием).
5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По
результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она
использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры
позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере
детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка
входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть
отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами (игрушками).
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию,
познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам,
организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей ,
соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким
образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с
их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую
природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные
цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой
интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» ,
«Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при
ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,
явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото",
"домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно
успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику,
внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения,
развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности
мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях
играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные
задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают
их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений
природы.
В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об
объектах природы и ее сезонных изменениях.
Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей
активизации познавательной деятельности детей.
Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует
формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает
основные психические процессы, наблюдательность,
мышление.
Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное
консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки,
тематические выставки с предложенным материалом – дает более
эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации,
воспитания гуманного отношения к природе использую следующие
дидактические игры:
Используемая литература:
А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».