Автор: Нерякшева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект комплексного занятия в старшей группе
Тема: "На поиски радуги"
Раздел: дошкольное образование
Конспект комплексного занятия в старшей группе
«На поиски радуги»
Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей
направленности.
Интеграция областей:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать у детей чувство уверенности в своих творческих силах;
Развивать общение и содействовать активному взаимодействию ребёнка со
взрослыми и сверстниками;
Развивать
сотрудничество,
взаимопомощь,
умение
слушать
других.
«Познавательное развитие»:
Закреплять первичные представления, сформированные в течение года;
Развивать любознательность и стимулировать познавательную мотивацию;
Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы.
«Речевое развитие»:
Развивать речь как средство общения, обогащать активный словарь.
Развивать связную, грамматически правильную, диалогическую речь.
«Художественно - эстетическое развитие»:
Формировать умение самостоятельно применять знания и навыки при
изготовлении оригами «Зайчик».
«Физическое развитие»:
Продолжать развивать двигательную активность детей.
Материал и оборудование: магнитная доска, картонные капельки с цифрами
1-10,
цветная бумага для оригами «Зайчик», аудиозапись с песней «Радуга»,
разноцветные бумажные зайчики, числовые домики (№7), радуга, знаки
«Правил поведения в природе».
Ход занятия:
Дети под музыку входят в групповую комнату, становятся полукругом.
Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,
у
нас
сегодня
гости.
Давайте
поздороваемся, подарим,
друг другу улыбку и с хорошим настроением
начнем занятие.
Организационный момент. «Радужная сказка»
Воспитатель: (шепотом, интригующе). Ребята, сегодня у нас необычное
занятие, я предлагаю вам, отправится в радужную сказку.
Тихо! Не спугните сказочные чудеса... Я вам буду сказку рассказывать...
Жили-были в радужной стране ребята.... Были они веселые и трудолюбивые.
Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри, да
справедливые... И были у них в радужной стране чудеса.
Первое — это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе.
Второе — это радужные зайчики. Вы, наверное, слышали о солнечных
зайчиках, а это были радужные — разноцветные зайчики. Они появлялись у
ребят, когда те делали что-то хорошее, правильно отвечали, отгадывали
загадки. А вы хотели бы их увидеть?
Дети: да.
Воспитатель: И вы их очень скоро увидите. Отгадайте загадку «После
дождичка повисло в небе чудо-коромысло».
Дети: радуга
Воспитатель: Ребята, только в радужной стране случилась беда: погасла
чудо-радуга. Не стало её на небе, вы хотите найти радугу?
Дети: да
Воспитатель:
Найти радугу нам помогут волшебные слова: «Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан» и радужные зайчики, которые
живут на радуге.
Воспитатель: А кто знает, что это за слова «Каждый охотник желает знать,
где сидит фазан»?
Вспомните, сколько цветов у радуги (7), назовите эти
цвета.
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Муз.руководитель: А что же такое радуга?
Дети: радугу видно на небе, после дождя и при ярком солнце.
Муз.руководитель: Правильно ребята, радуга появляется после дождя, вот
и у нас, прежде чем появится первый радужный зайчик, прошёл дождик».
Муз.игра «После дождя»
Дети садятся за столы.
На магнитной доске вывешены картонные капельки с цифрами 1-10.
Воспитатель: Ребята, после дождика, у нас остались капельки, давайте их
посчитаем.
(дети
с
воспитателем
считают
прямым
и
обратным
счётом).
Воспитатель: Молодцы ребята, а вот и первый красный радужный зайчик.
Он принёс нам задания. И если мы их выполним правильно, то сможем найти
первый цвет нашей радуги.
1.
Красная полоса.
«Человек и природа
»
Воспитатель:
Лес - это дом для животных, насекомых и птиц, а человек -
гость в этом доме. Чтобы не беспокоить жителей леса и не навредить им,
давайте вспомним правила поведения в природе.
Показ картинок, обсуждение «что можно делать, а что нельзя?»
Работа со знаками. (Надо кормить птиц. Запрещается рвать редкие цветы,
уносить животных домой, разорять гнезда, муравейники, слушать громкую
музыку, ломать ветки, мусорить. Разрешается дышать свежим воздухом,
приходить
на
экскурсию,
знакомиться
и
любоваться
красотой
и
богатством леса, ходить по тропинкам.)
Воспитатель:
А теперь отгадайте загадки:
1.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост – наружу
Нам зелёный хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (Морковка)
2.
Посмотри на колобок,
Он румян и краснобок,
Но не рви его до срока –
Из него не будет прока.
А когда наступит срок,
Раскуси – и брызнет сок. (Яблоко)
3.
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком.
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
4.
Вот ягодки, смотри,
Как напёрстки малые.
Все они под цвет зари:
Алые-преалые. (Малина)
Воспитатель: Что общего у всех этих загадок?
Дети: Красный цвет
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги.
Вывешивается красный цвет радуги
Воспитатель: Ребята, а какой второй цвет радуги?
Дети: Оранжевый
А вот и наш оранжевый зайчик с новыми заданиями по математике.
2. Оранжевая полоса. «Весёлая математика»
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о геометрических фигурах:
1.У этой фигуры нет углов, но это не овал. (круг)
У этой фигуры 4 угла, 4 стороны, все одинаковой длины. (квадрат)
У этой фигуры 3 угла, 3 стороны. (треугольник)
У этой фигуры 4 угла, 4 стороны попарно одинаковой длины.
(прямоугольник)
Игра «Запиши номер квартиры»
Воспитатель: Перед вами домик № 7. Но номера некоторых квартир
пропали. Ребята, запишите недостающий номер квартиры на каждом этаже.
(домики с пропущенными окнами-цифрами)
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть оранжевый цвет.
Вывешивается оранжевый цвет радуги
Воспитатель: Какой третий цвет радуги?
Дети: Желтый
Воспитатель: Ребята, какого цвета радужный зайчик будет следующим?
Дети: жёлтым
(Жёлтый радужный зайчик вывешивается рядом с Оранжевым)
Воспитатель: Вот какое задание приготовил для вас Жёлтый зайчик
3. Жёлтая полоса «Грамотеи»
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные
Воспитатель: Чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим!
Воспитатель: А как определить, сколько в слове слогов?
Дети: сколько мы слышим в слове гласных, столько и слогов.
1.
Игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая
сильный – слабый
веселая – грустная
высокий – низкий
Смеется – плачет
Закрыть – открыть
Маленький – большой
Сухой – мокрый
Белый – чёрный
Длинный – короткий
Идти – стоять
2. Звуко - буквенный анализ слова.
На доске слово РАДУГА.
Воспитатель: Сколько слогов в слове РАДУГА?
Дети: три
Воспитатель: Назовите первый слог. Второй. Третий.
С какого звука начинается слово РАДУГА?
А теперь вы придумайте и назовите слова со звуком [Р].
Вывешивается желтый цвет радуги
Воспитатель:
К нам уже спешит следующий зайчик. Какого цвета он,
ребята?
Дети: Зелёный
4. Зелёная полоса «Из какой сказки герой»
Воспитатель: Зайчик вас спрашивает, вы любите сказки? Надо вспомнить
из какой сказки герои:
• Мальвина (Приключения Буратино, Толстой)
• Лягушка (Царевна Лягушка, р. н. с)
• Крот (Дюймовочка, Андерсен)
• Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке, Пушкин)
• Кот в сапогах (Кот в сапогах, Перро)
• Доктор Айболит (Доктор Айболит, Чуковский)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и нашли зелёную полоску радуги.
Вывешивается зелёный цвет радуги
Воспитатель: Ребята, какой следующий зайчик по цвету?
Дети: Голубой.
Воспитатель: Зайчик предлагает нам отдохнуть, провести физминутку.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
5. Голубая полоса «Окружающий мир»
- Как называется страна, в котором мы живём? (Россия)
- А столица нашей страны? (город Москва)
- Президент нашей страны? (Владимир Владимирович Путин)
- Назовите цвета российского флага (белый, синий, красный)
- Сколько месяцев в году? (12 месяцев)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Как называется модель земного шара? (Глобус)
- Какое сейчас время года? (весна).
- Сколько времён года? (4)
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
Вывешивается голубой цвет радуги
Воспитатель: Ребята, какого цвета радужный зайчик будет следующим?
Дети: синий
(синий радужный зайчик вывешивается рядом с голубым)
Воспитатель: Вот какое задание приготовил для вас зайчик синего цвета.
6. Синяя полоса
Игра «Что бывает».
Воспитатель: К слову – названию цвета радуги – подберите как можно
больше слов – предметов.
Красный - платье, яблоко, знамя… и т.д.
Оранжевый-
Жёлтый-
Зелёный – крокодил, огурец, цвет, фрукт…
Голубой-
Синий-
Фиолетовый-
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились со всеми препятствиями, и
нашли синий цвет радуги!
Вывешивается синий цвет радуги
Воспитатель: Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги?
Дети: Фиолетового
Воспитатель: Ребята, какого цвета радужный зайчик будет следующим?
Дети: фиолетового
(фиолетовый радужный зайчик вывешивается рядом с синим)
Воспитатель: Вот какое задание приготовил для вас зайчик фиолетового
цвета.
7. Фиолетовая полоса.
«Оригами Радужные зайчики»
Воспитатель: Мы нашли уже шесть цветов нашей чудо - радуги. Давайте
сотворим второе чудо нашей радужной страны – радужных зайчиков из
цветной бумаги. А поможет нам фиолетовый зайчик.
Детям раздаётся цветная бумага семи цветов радуги для изготовления
зайчика.
Воспитатель: Теперь у каждого из вас есть своя частичка нашей чудо -
радуги – ваши радужные зайчики. Они будут напоминать вам о чудесной
радуге, которую вы нашли.
Вывешивается фиолетовый цвет радуги
Воспитатель: «Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями радужных
зайчиков! Дружба – это то, что помогает справиться с любой бедой или
проблемой. Она поможет вам найти новых друзей, освоить новые знания,
справиться с трудностями. Ребята, помогайте друг другу, только все вместе
мы научимся творить чудеса! И радужные, и настоящие!