Напоминание

"Экологическое воспитания дошкольников средствами духовно- нравственного развития"


Автор: Бекренева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 "Улыбка"
Населённый пункт: г.Зарайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитания дошкольников средствами духовно- нравственного развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад комбинированного вида №10 «Улыбка»

Консультация

для педагогов

по теме: «Экологическое воспитания

дошкольников средствами духовно-

нравственного развития».

Подготовила: Бекренева Ю.А.

Зарайск 2022г.

В

век

технологий,

материально-экономических

ценностей

общество

подстерегает

самая

большая

опасность

это

разрушение

личности.

Доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными искажает

представление детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

гражданственности и патриотизме; эмоциональная, волевая и духовная незрелость

ведет к высокому уровню детской преступности, агрессивности и жестокости.

Поэтому

духовно-нравственное

воспитание

детей

является

одним

из

приоритетных направлений содержания дошкольного образования в условиях

реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Дошкольный возраст очень важный период для формирования у детей

духовности и нравственности. Это начальный этап формирования личности

человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период

закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Одним из средств духовно-нравственного развития

является природа.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той

или иной форме

соприкасаются

с

ней.

Встречи

с природой помогают

формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение

к живым существам.

Системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него

важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать

взаимосвязь, обобщения.

Экологическое

воспитание

представляет

собой

целенаправленное

воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных

установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков

экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Приступая к работе по духовно-нравственному развитию, поставила перед

собой главную цель: духовно-нравственное развитие дошкольников посредством

экологического воспитания. Для её достижения определила следующие задачи:

Помочь детям научиться строить своё поведение в природе на основе

знаний взаимосвязи в ней и соответствующей оценки возможных

последствий своих поступков.

Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях,

находить взаимосвязь явлений в природе, умение делать выводы.

Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех

компонентов природы;

животных друг с другом, растений и

животных, живой и неживой природы, человека и природы.

Развивать

эстетические

чувства;

умение

замечать

прекрасное,

любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по

возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей при

общении с природой.

Изучив нормативные документы:

«Федеральный закон об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от

29.12.2012г,

«Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования

и науки РФ 17.10 2013 года и рекомендованные ФГОС ДО программы и

технологии:

1)

Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования

«От рождения до школы», под редакцией Вераксы Николая Евгеньевича

и коллектива авторов;

2)

«Теория и методика экологического образования детей», Николаевой

Светланы Николаевны;

3)

«Программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Добрый мир», Шевченко Людмилы Леонидовны, которую реализую

как кружок 1 раз в неделю, с письменного согласия родителей, мною

была разработана программа «Мир доброты», которую реализую в

работе с детьми нашей группы.

Реализацию программы начала с построения предметно-развивающей

среды: создан экологический уголок, где находятся плакаты об охране природы,

выставка интересных находок, природный материал, картины, иллюстрации

художников,

посвящённые

природе,

экологические

игры

«Стань

другом

природы», «Птичий двор», «Про растения», и многие другие. Альбомы: «Эти

замечательные сорняки», «Моя клумба», «Растения моего участка» и т.д.

Экологические плакаты: «Грибы», «Птицы», «Цветы», «Деревья», «Природные

явления», «Водоёмы», и другие. Создана библиотека книг о природе, в которой

представлены рассказы В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина, К. Соколова-

Микитова, Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Жидкова и т.д. Так же в библиотеке

заняла своё почётное место «Красная книга России». В группе имеется уголок

живой

природы,

где

находятся

комнатные

растения.

Круглогодично

функционирует

огород

на

окне,

позволяющий

детям

осуществлять

экспериментальную деятельность. В группе создан экспериментальный уголок

«Хочу всё знать», где имеются схемы, карты, объёмные макеты, дидактические

игры, магниты, микроскоп, трубочки, стаканчики, весы и т.д. В ДОУ создана

экологическая тропа, оформлен экологический паспорт.

В своей работе я использую следующие формы и методы работы с детьми:

НОД,

беседы,

целевые прогулки,

экскурсии,

наблюдения,

индивидуальную работу,

экологические игры,

художественную литературу,

конкурсы, викторины,

экспериментальную деятельность,

акции,

проекты,

использование ИКТ.

При планировании мероприятий с детьми наряду с обучающими задачами,

обязательно ставлю задачу духовно-нравственного направления.

На занятиях по дням Творения расширяю представления детей о мире природы,

как Творении Божьем, учу отношениям заботы о растительном и животном мире.

На занятиях из серии «Красная книга» знакомлю детей с редкими растениями,

животными, птицами и насекомыми. Учу относиться к природе бережно.

Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их,

вызывает глубокие переживания, способствует развитию духовности. Соблюдая

правила

поведения

в

природе

во

время

экскурсий,

ребенок

усваивает

нравственные нормы. Во время наблюдений, например, за насекомыми, обращаю

внимание детей на бережное отношение к ним, на то, что даже вредное насекомое

нужно природе.

Духовно

нравственному

воспитанию

способствует

художественная

литература. Знакомлю детей с произведениями экологического содержания, через

которые удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание

необходимости её охраны. Например, сказки С.Баруздина: «Почему рыбы

молчат», «Улитка», «Воробей», «Страус и черепаха», «Хитрая мышь», «Жираф и

Тушканчик» объединяются гуманной мыслью о необходимости добра и дружбы,

воспитывают светлое отношение к животному миру.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят

ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему

социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Например, в игре «Как себя вести в лесу» ребенок узнает правила взаимодействия

с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого

поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам

природы.

В течении всего учебного года провожу экологические акции: «Покормите

птиц зимой!», «Домик для скворца», «Посади дерево», «Самая красивая клумба»

и др. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют

навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат

хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети

видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Труд

в

природе

формирует

бережное,

заботливое

к

ней

отношение.

Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.

Осенью дети привлекаются к сбору цветущих растений (цинии, бархатцы,

календула и др.), пересаживанию комнатных растений из грунта в уголок

природы (герань, бегония). Зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев,

кустарников, кормлению птиц. Весной – к уборке территории и выращиванию

рассады,

созданию

огорода

на

подоконнике.

В

процессе

опытно-

исследовательской деятельности с растениями воспитываю желание ухаживать за

ними, что способствует воспитанию доброты и любви к природе.

Знания, полученные детьми закрепляю на праздниках, развлечениях:

· «Лес - наше богатство»

· «Знатоки природы»

· «Как прекрасен этот мир»

Мои воспитанники стали участниками муниципального творческого конкурса

«Наш лес», всероссийского конкурса поделок из природного материала «Осенние

фантазии».

Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и

социализации дошкольников, поставила перед собой задачу – сделать родителей

своими союзниками. Провела анкетирование родителей, стала вовлекать их в

воспитательно-образовательный

процесс,

приглашая

посмотреть

работу

дежурных в уголке природы, экологические занятия, развлечения. В помощь

родителям создана рубрика «Добро пожаловать в экологию», где их знакомлю с

интересной информацией по вопросам экологической культуры, даю советы,

рекомендации.

Провела родительское собрание с приглашением настоятеля

Ильинского храма о. Сергия: «Воспитание любви к родной природе – основа

духовного здоровья», организовала выставку поделок «Как прекрасен этот мир»,

консультации «Любовь к животным как форма воспитания», «Воспитание

доброты к природе». Показала занятия по экологии «В гостях у Феи Природы»,

«Где живёт вода», «Звуки природы» и викторину «Знатоки природы». Родители

приняли активное участие в фото-конкурсе «Природа родного края», конкурсах

«Птичья столовая», «Домик для скворца».

Систематически занимаясь экологическим воспитанием, сумела достичь таких

результатов:

o

Повысился уровень экологического сознания у детей.

o

Снизился уровень агрессивности, дети стали добрее, научились

сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за

растениями.

o

Большинство детей стали более ответственными, стараются не

срывать цветов, не ломать веток, бережно относиться к насекомым,

птицам, животным.

Всё это ещё раз подтверждает, как велико влияние экологического воспитания на

духовно-нравственное развитие дошкольников.

«Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!»



В раздел образования