Автор: Бекренева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 "Улыбка"
Населённый пункт: г.Зарайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитания дошкольников средствами духовно- нравственного развития"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад комбинированного вида №10 «Улыбка»
Консультация
для педагогов
по теме: «Экологическое воспитания
дошкольников средствами духовно-
нравственного развития».
Подготовила: Бекренева Ю.А.
Зарайск 2022г.
В
век
технологий,
материально-экономических
ценностей
общество
подстерегает
самая
большая
опасность
–
это
разрушение
личности.
Доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными искажает
представление детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме; эмоциональная, волевая и духовная незрелость
ведет к высокому уровню детской преступности, агрессивности и жестокости.
Поэтому
духовно-нравственное
воспитание
детей
является
одним
из
приоритетных направлений содержания дошкольного образования в условиях
реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Дошкольный возраст очень важный период для формирования у детей
духовности и нравственности. Это начальный этап формирования личности
человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Одним из средств духовно-нравственного развития
является природа.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той
или иной форме
соприкасаются
с
ней.
Встречи
с природой помогают
формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение
к живым существам.
Системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него
важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать
взаимосвязь, обобщения.
Экологическое
воспитание
представляет
собой
целенаправленное
воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных
установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков
экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Приступая к работе по духовно-нравственному развитию, поставила перед
собой главную цель: духовно-нравственное развитие дошкольников посредством
экологического воспитания. Для её достижения определила следующие задачи:
Помочь детям научиться строить своё поведение в природе на основе
знаний взаимосвязи в ней и соответствующей оценки возможных
последствий своих поступков.
Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях,
находить взаимосвязь явлений в природе, умение делать выводы.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех
компонентов природы;
животных друг с другом, растений и
животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Развивать
эстетические
чувства;
умение
замечать
прекрасное,
любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по
возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей при
общении с природой.
Изучив нормативные документы:
«Федеральный закон об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012г,
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ 17.10 2013 года и рекомендованные ФГОС ДО программы и
технологии:
1)
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы», под редакцией Вераксы Николая Евгеньевича
и коллектива авторов;
2)
«Теория и методика экологического образования детей», Николаевой
Светланы Николаевны;
3)
«Программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Добрый мир», Шевченко Людмилы Леонидовны, которую реализую
как кружок 1 раз в неделю, с письменного согласия родителей, мною
была разработана программа «Мир доброты», которую реализую в
работе с детьми нашей группы.
Реализацию программы начала с построения предметно-развивающей
среды: создан экологический уголок, где находятся плакаты об охране природы,
выставка интересных находок, природный материал, картины, иллюстрации
художников,
посвящённые
природе,
экологические
игры
«Стань
другом
природы», «Птичий двор», «Про растения», и многие другие. Альбомы: «Эти
замечательные сорняки», «Моя клумба», «Растения моего участка» и т.д.
Экологические плакаты: «Грибы», «Птицы», «Цветы», «Деревья», «Природные
явления», «Водоёмы», и другие. Создана библиотека книг о природе, в которой
представлены рассказы В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина, К. Соколова-
Микитова, Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Жидкова и т.д. Так же в библиотеке
заняла своё почётное место «Красная книга России». В группе имеется уголок
живой
природы,
где
находятся
комнатные
растения.
Круглогодично
функционирует
огород
на
окне,
позволяющий
детям
осуществлять
экспериментальную деятельность. В группе создан экспериментальный уголок
«Хочу всё знать», где имеются схемы, карты, объёмные макеты, дидактические
игры, магниты, микроскоп, трубочки, стаканчики, весы и т.д. В ДОУ создана
экологическая тропа, оформлен экологический паспорт.
В своей работе я использую следующие формы и методы работы с детьми:
НОД,
беседы,
целевые прогулки,
экскурсии,
наблюдения,
индивидуальную работу,
экологические игры,
художественную литературу,
конкурсы, викторины,
экспериментальную деятельность,
акции,
проекты,
использование ИКТ.
При планировании мероприятий с детьми наряду с обучающими задачами,
обязательно ставлю задачу духовно-нравственного направления.
На занятиях по дням Творения расширяю представления детей о мире природы,
как Творении Божьем, учу отношениям заботы о растительном и животном мире.
На занятиях из серии «Красная книга» знакомлю детей с редкими растениями,
животными, птицами и насекомыми. Учу относиться к природе бережно.
Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их,
вызывает глубокие переживания, способствует развитию духовности. Соблюдая
правила
поведения
в
природе
во
время
экскурсий,
ребенок
усваивает
нравственные нормы. Во время наблюдений, например, за насекомыми, обращаю
внимание детей на бережное отношение к ним, на то, что даже вредное насекомое
нужно природе.
Духовно
–
нравственному
воспитанию
способствует
художественная
литература. Знакомлю детей с произведениями экологического содержания, через
которые удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание
необходимости её охраны. Например, сказки С.Баруздина: «Почему рыбы
молчат», «Улитка», «Воробей», «Страус и черепаха», «Хитрая мышь», «Жираф и
Тушканчик» объединяются гуманной мыслью о необходимости добра и дружбы,
воспитывают светлое отношение к животному миру.
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят
ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему
социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Например, в игре «Как себя вести в лесу» ребенок узнает правила взаимодействия
с природой, учится предупреждать неправильные поступки, с помощью взрослого
поправлять последствия своих ошибочных действий по отношению к объектам
природы.
В течении всего учебного года провожу экологические акции: «Покормите
птиц зимой!», «Домик для скворца», «Посади дерево», «Самая красивая клумба»
и др. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют
навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат
хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети
видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Труд
в
природе
формирует
бережное,
заботливое
к
ней
отношение.
Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.
Осенью дети привлекаются к сбору цветущих растений (цинии, бархатцы,
календула и др.), пересаживанию комнатных растений из грунта в уголок
природы (герань, бегония). Зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев,
кустарников, кормлению птиц. Весной – к уборке территории и выращиванию
рассады,
созданию
огорода
на
подоконнике.
В
процессе
опытно-
исследовательской деятельности с растениями воспитываю желание ухаживать за
ними, что способствует воспитанию доброты и любви к природе.
Знания, полученные детьми закрепляю на праздниках, развлечениях:
· «Лес - наше богатство»
· «Знатоки природы»
· «Как прекрасен этот мир»
Мои воспитанники стали участниками муниципального творческого конкурса
«Наш лес», всероссийского конкурса поделок из природного материала «Осенние
фантазии».
Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и
социализации дошкольников, поставила перед собой задачу – сделать родителей
своими союзниками. Провела анкетирование родителей, стала вовлекать их в
воспитательно-образовательный
процесс,
приглашая
посмотреть
работу
дежурных в уголке природы, экологические занятия, развлечения. В помощь
родителям создана рубрика «Добро пожаловать в экологию», где их знакомлю с
интересной информацией по вопросам экологической культуры, даю советы,
рекомендации.
Провела родительское собрание с приглашением настоятеля
Ильинского храма о. Сергия: «Воспитание любви к родной природе – основа
духовного здоровья», организовала выставку поделок «Как прекрасен этот мир»,
консультации «Любовь к животным как форма воспитания», «Воспитание
доброты к природе». Показала занятия по экологии «В гостях у Феи Природы»,
«Где живёт вода», «Звуки природы» и викторину «Знатоки природы». Родители
приняли активное участие в фото-конкурсе «Природа родного края», конкурсах
«Птичья столовая», «Домик для скворца».
Систематически занимаясь экологическим воспитанием, сумела достичь таких
результатов:
o
Повысился уровень экологического сознания у детей.
o
Снизился уровень агрессивности, дети стали добрее, научились
сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за
растениями.
o
Большинство детей стали более ответственными, стараются не
срывать цветов, не ломать веток, бережно относиться к насекомым,
птицам, животным.
Всё это ещё раз подтверждает, как велико влияние экологического воспитания на
духовно-нравственное развитие дошкольников.
«Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»