Авторы: Соколова Ольга Викторовна, Маркова Виктория Ивановна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ школа №7
Населённый пункт: г.Долгопрудный
Наименование материала: конспект занятия по обучению грамоте
Тема: Звуки "К", "Кь".Буква К.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№7
Городского округа Долгопрудный
(МБОУ средняя школа №7)
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе компенсирующей направленности для
детей с ФФН
с элементами социо-игровой технологии
Тема: «Звуки «К», «Кь». Буква К»
Подготовили и провели:
воспитатель Соколова О.В.
учитель- логопед Маркова В.И.
г. Долгопрудный
2021
Программные задачи
Образовательные:
-закрепить звуки «К» и «Кь», буквы К,к;
- совершенствовать звуко-буквенный анализ;
- формировать навык письма букв, слогов, слов;
- обучать чтению простых предложений;
- развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и дружелюбное отношение к окружающим, умение
работать в команде, желание помогать товарищу;
- формировать умение играть и заниматься каким-либо делом рядом с
другими, создавать обстановку, в которой дети легко вступают в контакт
друг с другом;
Оборудование: колокольчик, песочные часы –интервал 2 и 3 минуты, 4
одинаковые сюжетные картинки с предметами, комплект карточек со
словами на звук «к» и «кь» для составления предложений для каждой
команды, разрезные карточки с буквами и цифрами для составления слов
(по одному набору для каждой команды), загадки, простые карандаши,
зеленый и синий карандаш, карточки на определение места звука в слове,
по одному листу А4, мел, доска, мяч.
Ход НОД:
Организационный момент.
У воспитателя мяч, дети стоят в кругу.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в игру «Скажи приятное
другу»
Дети передают мяч друг другу (по кругу) и говорят что-то приятное
своему товарищу. Например, ты сегодня веселый, добрый, симпатичный,
смелый, хороший товарищ и т.п.)
Затем воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы: «Для
этого необходимо вспомнить в какое время года у тебя день рождения
(зима, весна, лето, осень) и объединиться в команды по временам года»
(Дети делятся на 4 команды и выбирают себе стол, за которым будут
работать)
Воспитатель с помощью колокольчика, подзывает к себе по одному
посыльному от каждой команды для получения первого задания.
Задание 1. Придумать название команды, которое состояло бы из
одного слова и начиналось на звук «к» или «кь».
Посыльные возвращаются к своим командам и передают задание
остальным членам команды. Дети должны договориться между собой и
совместно придумать название команды. (Если есть дети, которые умеют
писать, можно предложить детям красиво написать название своей
команды на листе бумаги). На выполнение задания дается 2-3 мин. Время
отсчитывается с помощью песочных часов. Когда команда готова, дети
берутся за руки и хором кричат: «Мы готовы!»
Воспитатель колокольчиком подзывает к себе еще по одному
посыльному от каждой команды и дает им следующее задание.
Задание 2. Определить первый и последний звук в названии своей
команды.
Посыльные возвращаются к своим командам и передают задание.
Когда команда готова отвечать, дети берутся за руки и хором кричат: «Мы
готовы!» Очередность ответов в порядке готовности команд. Одна команда
отвечает, воспитатель и другие команды проверяют правильность ответа,
если надо исправляют. За каждое правильно выполненное задание команде
начисляется 1 балл.
Воспитатель с помощью колокольчика подзывает новых посыльных от
каждой команды и дает им новое задание.
Задание 3. Посыльным от каждой команды даются одинаковые
сюжетные картинки и задание: «Найти на картинке все предметы,
которые начинаются со звука «к» или «кь».
После того как команды сообщают о том, что они готовы, воспитатель
и другие команды проверяют правильность выполнения задания. Если у
других команд есть слова, которые не назвали предыдущие команды, то им
начисляется дополнительный балл за каждое новое слово.
Воспитатель подзывает новых посыльных от каждой команды и дает
им следующее задание.
Задание 4. Детям даются карточки, на которых написаны
отдельные слова. Все слова начинаются на букву «К». Необходимо
составить из слов предложение и прочитать его.
Например:
За каждое правильно выполненное задание команде начисляется 1
балл.
Воспитатель подзывает новых посыльных от каждой команды. (Если
уже все дети в команде были посыльными, можно подходить по второму
разу).
Задание 5. Посыльным даются зашифрованные карточки с
буквами и цифрами, из которых необходимо сложить слово и
посчитать количество слогов в этом слове.
Например:
К
О
Л
О
Б
О
К
1
2
3
4
5
6
7
(Слово
разрезается
по
вертикальным
столбцам,
получившиеся
карточки перемешиваются.)
Воспитатель подзывает
новых посыльных
от каждой
команды.
Посыльным даются одинаковые листы –задания.
Задание 6. Определить место звука в слове и закрасить нужным
цветом соответствующий квадрат.
Пример задания:
Катя
красную
катала
коляску.
На выполнение задания отводится 2-3 мин. Время отмечается по
песочным часам.
Следующее задание дается каждой команде по очереди. Отгадка, слово
начинающееся со звука «к» или «кь»
Задание 7. Загадки.
За каждую правильную отгадку команде начисляется бал. Если
команда не справилась, право ответа переходит следующей команде.
1.Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная… (Картошка)
2. Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)
3. У меня есть верный друг,
Хоть без глаз он и без рук,
Он повешен на стене,
Безотказно служит мне.
Каждый месяц, целый год
Дням, неделям счет ведет.
И с восхода до заката
Мне показывает даты.
Этот друг родился встарь.
И зовется… (Календарь)
4. Когда за грибами
Ты в рощу идешь,
Ее непременно
С собою берешь. (Корзина)
5.
Кто расскажет нам о странах,
О морях и океанах?
Про зверей, про рыб, про птиц
Говорящих сто страниц. (Книга)
6. Воду, овощи бери,
Суп и борщ во мне вари.
Я чистюля, не грязнуля,
Я же мамина… (Кастрюля)
7. В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая…(Кошка)
8. Я люблю смешить людей,
А особенно детей.
Выйти на манеж я рад,
Чтоб повеселить ребят.
В цирке встретить меня можно,
Догадались, кто я? ...(Клоун)
Заключительная часть.
Воспитатель хвалит детей за проявленные знания, за дружную работу в
командах, за помощь и взаимовыручку. В конце подсчитываются баллы и
награждаются команды-победительницы.