Автор: Хорошилова Ксения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4
Населённый пункт: г. Славянск-на-Кубани
Наименование материала: презентация
Тема: " Сенсорное развитие младших дошкольников "
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное развитие младших дошкольников в
различных видах деятельности»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к
которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания
дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом
возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия
окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних
свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов,
необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств
предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью
геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают
одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие
представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая
дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими
представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых
различных ситуациях.
Я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей.
Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка,
необходимо для успешного воспитания ребенка в детском образовательном
учреждении, а затем и в начальной школе. При недостаточном формировании
восприятия предметов, развитии сенсорно-моторных действий, у детей возникают
трудности с обучением письму, выполнением поделок на уроках труда. Основные
задачи сенсорного воспитания, которые необходимо было мне решить:
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания
ими, цвета, величины;
• подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному
воспитанию;
• составить картотеку игр по сенсорному развитию.
Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-
развивающая среда, в которой он находится.
Сенсорное развитие осуществляю через разные формы работы:
Режимные моменты
Дидактические игры
Конструирование
Двигательную активность
Культурно-гигиенические навыки
Экспериментирование
Тактильное и зрительное развитие
Наблюдение
На слайдах видно, как и с помощью чего, мы с детьми изучаем и развиваем сенсорное
развитие.
Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная
работа по данной проблеме, а также использование дидактических,
подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную
деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на
развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются
наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления,
которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется
словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-
поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и
подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения
математики. Спасибо за внимание