Автор: Осипенко Нелли Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС "Елочка" Населённый пункт: Новый Уренгой ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: НОД "Птицы улетают на юг" Раздел: дошкольное образование
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Форма проведения: групповая.
Задачи:
- Формировать представление о перелетных птицах: кого и почему называют, их видовом разнообразии
(внешний вид), образе жизни, заботе человека о них.
- Расширять словарный запас детей, активизировать детей в самостоятельных высказываниях (перелёт-
ные птицы, кукушка, журавль, ласточка, скворец, лебедь, гнездо, скворечник, стая, вожак, клин, камыш,
летают, клюют, курлычет, вьют).
- Закладывать основы экологической этики, разъяснять место и роль человека в отношении птиц
(строить скворечники, не разорять гнезда, подкармливать)
Оборудование:
- предметные картинки: кукушка, скворец, ласточка, журавль, лебедь, гнездо, скворечник.
- диск со спокойной музыкой.
Ход
- Ребята, к нам сегодня в гости прилетел попугай. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся…
- Его зовут Кеша.
- Кеша, это ребята из старшей группы детского сада «Малышок».
- Ребята, Кеша хочет познакомиться с перелетными птицами, которые живут в наших краях.
- Каких перелетных птиц вы знаете?... воспитатель выставляет картинки
- Почему их так называют? … (осенью они улетают в теплые края, а весной возвращаются назад)
- Давайте расскажем нашему гостю все, что мы знаем о перелетных птицах нашего края.
- Сначала назовем маленьких перелетных птиц… (скворец, ласточка, кукушка)
- А теперь назовите крупных перелётных птиц… (лебедь, журавль)
- Как вы думаете, всех перелетных птиц вы назвали?... В наших краях очень много перелётных птиц, обо
всех мы сегодня не успеем рассказать Кеше. Я предлагаю рассказать о каждой из этих птице подробно
(воспитатель показывает на картинки). Сначала нужно назвать птицу, затем рассказать о ее внешнем
виде (размер, цвет оперения), строении тела (крылья, хвост, голова, лапки, туловище). Дети рассказыва-
ют о птицах.
- Молодцы, ребята, давайте из наших ладошек и пальчиков сделать фигуру птицы.
Воспитатель читает текст, сопровождая его показом движений пальцев и ладоней.
Пальчики - головка
Крылышки – ладошки
(Ладони перекрещены и повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы
цепляются друг за друга) – голова птицы, остальные сомкнутые – крылья. Помахать ими.)
- Замечательные птицы у вас получились.
- А теперь, ребята, нужно рассказать о повадках и приспособлениях названных птиц (где живут, где
строят гнезда, что едят). Дети рассказывают.
- Ребята, представьте, что мы с вами журавли.
Воспитатель читает текст физкультминутки,
дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Физкультминутка «Журавли»
На опушку, посмотри,
Прилетели журавли.
Все внимательно глядят,
На одной ноге стоят,
А потом меняют,
Глазки закрывают,
Глазки открывают,
Крылья поднимают,
Крылья опускают,
Снова поднимают.
Вот присели и поднялись,
Наклонились, распрямились,
Дружно все остановились
Крылышками помахать
И на стульчик сесть опять
- Ребята, расскажите Кеше, как заботятся люди о птицах, что они делают, чтобы птицам в наших краях
жилось хорошо. Дети рассказывают.
- Молодцы, ребята, много всего о перелетных птицах вы знаете. Кеша очень благодарен вам за получен-
ные знания. А вы хотите сделать Кеше подарок?... Мы подарим ему фотографии перелетных птиц наше-
го края. Пусть Кешины друзья тоже посмотрят на них. Еще на прошлой неделе я сфотографировала на-
ших птиц, но нечаянно засветила пленку, и поэтому остались одни только силуэты. Но я не долго
расстраивалась, потому, что я знаю, что вы мне поможете. Мы с вами возьмем цветные карандаши и рас-
красим их.
Под спокойную музыку дети выполняют практическую работу. Затем дарят попугаю свои фотогра-
фии, желают ему доброго пути, и просят его не забывать их и еще прилетать в гости.
Кеша тоже прощается и обещает привезти фотографии птиц из жарких стран.