Напоминание

игровые движения в классе фортепиано


Автор: Наталья Александровна Еремеева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ г.Ярцево"
Населённый пункт: Ярцево, Смоленская область, Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: игровые движения в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «ДШИ г.Ярцево»

Методическая разработка

«Игровые движения в классе фортепиано»

подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Еремеева Наталья Александровна

Г.Ярцево

2021

Рояль – это особый, очень сложный инструмент. Уже на первом этапе

обучения

ребѐнку,

сидя

за

инструментом,

одновременно

приходится

выполнять

очень

много

задач

зрительных,

слуховых,

двигательных,

эмоциональных,

интеллектуальных.

Насколько

сложно

с

одинаковым

вниманием одновременно слушать и смотреть, можно проверить на простом

опыте:

постарайтесь

очень

внимательно

прислушиваться

к

малейшим

изменениям тиканья часов, при этом держа перед собой какой-либо текст. Вы

почувствуете,

что

зрительное

восприятие

ослабевает.

И,

наоборот:

при

внимательном

чтении

ослабевает

слуховое

восприятие.А неразвитость

координации движений, малая чувствительность

кончиков

пальцев не

позволяет сразу же услышать тот звук, который хотелось бы.

Недаром А. Гольденвейзер говорит, что «хороший пианист – это в

известном

смысле урод, ибо мозг человека устроен таким образом, что

внимание его может быть нацелено только на один объект. Всѐ остальное

воспринимается

им

как

фон».

Сложная,

многоплановая

фортепианная

фактура

требует

от

музыканта

дифференцированного

и

в

тоже

время

целостного воспроизведения еѐ на инструменте.

Фортепиано обладает множеством достоинств, но, к сожалению, это

инструмент

однообразный

по

тембру

и

лишѐнный

из-за

молоточковой

природы протяжного, долгого звучания. Организацию игровых движений

ученика нужно построить так, чтобы воспитать у него правильное отношение

к клавиатуре, к фортепиано как к «поющему» инструменту.

С первого урока надо объяснять ученикам, что прикасаться к клавишам

нужно не ногтем, а подушечкой пальца – всей или частью еѐ, в зависимости

от того, какой звук мы хотим получить. Такое прикосновение позволяет

сохранить чуткость осязания кончика пальца и является одним из условий

певучести. Чувствуя

упругое

сопротивление

клавиши,

надо

стараться

не

давить на неѐ, не извлекать звук толчками и тычками.

При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальное

строение рук ученика, а также конкретные особенности звучания и фактуры

музыкального

произведения.

Например,

вокальную

кантилену,

большие

аккорды,

пьесы

в

тональностях

с

большим

количеством

знаков

удобнее

играть

пологими,

несколько

вытянутыми

пальцами

особенно

при

маленькой руке. Быстрые пассажи на белых клавишах, наоборот, лучше

играть более подобранными, закруглѐнными пальцами.

Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы

легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать, согнутые,

крючкообразные

не способны

разгибаться

во

второй

фаланге.

Поэтому

предпочтительнее естественная, слегка закруглѐнная форма пальцев, дающая

возможность и сокращать, и свободно поднимать и опускать.

Большое

значение

имеет

положение

кисти

на

клавиатуре.

Лучше

всего

положение кисти с опорой не в так называемые «косточки», а дальше - в

мякоть,

в

середину

ладони.

Пястнофаланговые

суставы

при

этом

не

выдаются наружу, но и не продавлены. Опора в поднятые «косточки» менее

желательна, так как придаѐт кисти несколько фиксированную форму, при

которой сужается ладонь и затрудняется работа пальцев. Широкое положение

ладони позволяет добиться певучего, сочного звучания.

Важное значение в организации игровых движений ученика играет 1-ый

палец. Особое положение 1-го пальца – слегка в стороне от ладони, но так,

чтобы

было

возможно

сближение

его

с

остальными

пальцами.

Ладонь

у

основания

1-го

пальца

должна

быть

широкая,

раскрытая,

мышцы

между

пястными костями 1-го и 2-го пальцев – мягкие, ненапряжѐнные. 1-ый палец

должен играть легко, без всяких усилий. 5-ый палец также играет ведущую

роль при игре арпеджий, октав, аккордов.

Сильные мышцы 5-го и 1-го

пальцев дают возможность им сближаться и раздвигаться. При поворотах

кисти, при смене позиций 1-ый и 5-ый пальцы

удобно держать

почти

параллельно.

Создание

палитры

разнообразных

красок,

певучего

звучания

требует

от

ученика большого мастерства. В значительной мере

разрешению этих задач

может помочь развитие тонкости, точности и

разнообразия прикосновений чутких кончиков пальцев, а также работа над

координацией

движений

крупных

рычагов

руки

в

доинструментальный

период.

Развивать

тонкие

дифференцированные

движения

нужно постепенно, в порядке возрастания сложности. Условно их можно

разделить на 3 категории:

Игры и гимнастика с использованием целостных крупных движений

рук, ног, спины.

Пальчиковая гимнастика.

Тактильные

упражнения

на

осязание

разных

по

характеру

поверхностей предметов.

Все двигательные упражнения, которые дети проходят в классе

имеют названия или прилагаемый текст. Это нужно для того, чтобы

во-первых: запомнить суть разучиваемой проблемы;

во-вторых: развивает ритмическую организацию ученика;

в-

третьих:

совершенствует

координацию

движений,

т.к.проговаривая

текст,

ребѐнок вынужден следить за событиями и координировать свои движения.

Упражнение «Шалтай-болтай»

Встать

прямо.

Опустить

руки

свободно

вниз,

слегка

нагибаясь

вперѐд.

Покачиваем руки навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя их в

стороны. Постепенно наклоняться больше, затем вернуться к исходному

положению. Это упражнение раскрепощает руки, спину, делает движения

более плавными и естественными.

Упражнение «Маятник»

Стать ровно, ноги на уровне плеч. Опускаем руки вдоль туловища свободно,

Начинаем раскачивать одной, затем другой рукой, взад-вперѐд, как маятник,

всѐ больше и больше увеличивая амплитуду движения, пока рука не начнѐт

крутиться вокруг плеча.

Упражнение «Красим стену»

Это подготовительное упражнение для развития гибкости

кисти

и свободы

движения руки. Исходное положение – ребѐнок стоит перед дверью или

стеной на расстоянии шага. Я прошу ученика представить, что его рука – это

кисточка,

которой

он

будет

«красить»

стену,

совершая

рукой плавные

движения вверх и вниз, при этом фиксируется внимание ученика на то, что

рука должна быть слегка прижата к стене. В дальнейшем можно усложнить

задание – попросить «красить» кистью различные геометрические фигуры.

Упражнение «Капуста»

Это упражнение снимает мышечное напряжение во всѐм теле.

Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту трѐм, трѐм,

Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмѐм, жмѐм.

При

проговаривании

текста

ученик

одновременно

совершает

соответствующие движения рукам

Пальчиковая гимнастика без инструмента

Упражнение «Колобок»

Взять кисть ребѐнка, добившись, чтобы она была свободной, затем

раскручивать руку у запястья, как колобок из теста. «Раскручивать» надо по

очереди правую и левую руки ребѐнка. Детям нравится, когда от свободного,

быстрого раскручивания, кажется, что в воздухе мелькают

сразу

десять

пальцев на каждой руке. «Раскручивать» колобок нужно несколько минут.

После этого кисть у детей становится более гибкой и мягкой.

Упражнение «Строим дом»

Ученику

предлагается из своей руки построить «дом», с крышей,

окнами, входной дверью. Исходное положение – руки свободно лежат на

столе или крышке рояля. Пальцы нужно чуть-чуть присобрать. Затем мы

поднимаем «крышу», т.е свод пальцев, «прорубаем окошки», т.е раздвигаем

«слипшиеся» друг с другом пальцы и «открываем дверь» - отодвигаем чуть в

сторону 1-ый палец. В этой понятной и доступной для восприятия ребѐнка

форме происходит закрепление нужных движений, ощущений, чтобы научить

правильной постановке рук ученика.

Упражнение «Командир»

Ученику предлагается поиграть в игру, где командиром будет он сам, а

солдатами – его пальцы. Исходное положение = рука свободно лежит на

поверхности стола или крышке рояля. На счѐт 1 любой указанный учеником

или учителем палец должен быстро

подняться вверх, при этом кончик пальца

обязательно «смотрит» вниз, на счѐт 2 – палец опускается. В дальнейшем

можно записать пальцевые последовательности цифрами в тетради и следить

за чѐтким выполнением команд ученика.

Упражнение «Братцы»

Четверо братьев, - поднять вверх пр.руку от локтя. 2,3,4,5 пальцы

соединены, 1-ый отставлен в сторону.

Высоки да тонки. - л.р.поглаживает четыре пальца пр. руки,

обхватывая их снизу вверх.

Держатся вместе, - л.р.обнимает эти же пальцы.

А пятый в сторонке. - пальцы л.р. поглаживают большой палец

пр. руки.

Но чуть за работу - четыре пальца одновременно

Приходится браться, сжимаются в кулачок (большой палец в сторонке)

Четверо кличут - несколько произвольных поклонов и др. движений

Пятого братца – кулак полностью сжимается

Упражнение « Одевание пальчиков»

Небольшой

массаж может

дать

возможность

хорошо

почувствовать

каждый пальчик.

Перед тобой – пятѐрка братьев, - поднять пр. р. от локтя вертикально.

Пальцы растопырены, но не напряжены.

Дома все они без платьев, - пальцы л.р. поочерѐдно гладят пальцы правой руки

от основания к кончику («раздевающие»движения)

А на улице зато

- пошевелить пальцами

Нужно каждому пальто. – «одевающие» движения от кончиков пальцев к их

основаниям.

Упражнение « Дружные пальчики»

Упражнение на знакомство с названием пальцев.

Этот пальчик маленький, - гладим мизинец с обхватом

Мизинчик удаленький. - ритмично нажимаем на палец с двух сторон по всей

длине 1 и 2 п. левой руки.

Безымянный кольцо носит – «одевание кольца»

Ни за что его не бросит.

- покручивающее движение у основания пальца

Ну, а средний - длинный. - поглаживание-вытягивание пальца от

основания к кончику

Он как раз посередине.

- пр.р. поднять вверх от локтя. Кончики средних

пальцев обеих рук соединяются и ритмично нажимаются.

Этот указательный - пальцы л.р.берут указательный п.правой за кончик. Пр.р.

повисает в вертикальном положении.

Пальчик замечательный - повисшая пр.р. выполняет свободные повороты

влево - вправо, как флюгер

Большой палец, хоть не длинный - поглаживание с обхватом

среди пальцев самый сильный пальцы левой руки проверяют силу этого

пальца, зацепляясь в замочек

Пальчики не ссорятся- ладошки соединяются друг с другом

Вместе дело спорится - ладони дважды складываются в замок:

1-ый раз –

одна рука сверху,2-ой – другая.

Упражнение «Мальчик с пальчик»

Это известное многим упражнение на сгибательные и разгибательные

движения пальцев. При первом проговаривании текста одна рука поочерѐдно

сгибает пальцы другой руки, при его втором проговаривании – разгибает в

обратном порядке.

Мальчик с пальчик - большой п. покачивает пальцы другой руки

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил. - сгибаем указательный палец к

середине ладони

С этим братцем щи варил,

- средний

С этим братцем кашу ел,

- безымянный

С этим братцем песни пел.

– мизинец.

Упражнение « Спокойные и бодрые пальчики

Пальцы одной руки поочерѐдно сгибают пальцы другой руки, начиная с

мизинца.

Этот палец хочет спать,

- чуть-чуть согнуть мизинец

Этот палец лѐг в кровать, - уложить безымянный закруглѐнный палец в

ладошку

Этот пальчик чуть вздремнул, – уложить средний палец

Этот пальчик уж уснул,

- указательный палец

Этот крепко-крепко спит, - большой палец положить под лежащие на ладони

пальцы

Никто больше не шумит.

- пальцы л.р. накрывают все пальцы пр.р.,

сложенные в кулак

Тише, тише не шумите

- л.р.поглаживает кулачок пр.р.

Пальчики не разбудите, Утро новое придѐт,

- л.р. постепенно поднимается

вверх, еѐ пальцы – «лучики солнца»

Солнце красное взойдѐт, Будут птички щебетать

- произвольные движения

пальцев л.р.

Будут пальчики вставать! - пальцы обеих рук активно,одновременно

поднимаются из ладошек.

Упражнение « Семья»

Упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев

другой

руки.

Работает

только

одна

рука,

сжатая

в

кулачок.

Пальцы

поочерѐдно,

начиная

с

большого,

показываются,

но

до

конца

не

выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе.

Нужно обратить внимание на то, чтобы пальцы не находились в напряжении.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья!

Упражнение « Гости»

Вначале

упражнение

выполняется

очень

просто:

ладони

сложены,

движения пальцев крупные, размашистые. В дальнейшем модно переходить

на точные прикосновения подушечек пальцев друг к другу, каждый раз меняя

характер

прикосновений,

исходя

из

изменения

характера

образов

персонажей: ребѐнка, мамы и гостей. Ребѐнок может быть весѐлым, грустным,

шумным и т.д. Также может меняться характер мамы, гостей.

Мама, мама! -речь ребѐнка - мизинчики

Что, что, что? - речь мамы- большие пальцы

Гости едут!- речь ребѐнка- безымянные пальцы

Ну, и что? -речь мамы – указательные пальцы

Здрасьте, здрасьте! – гости - средние пальцы полностью обхватывают друг

друга слева и справа

Чмок, чмок, чмок! - средние пальцы прикасаются друг к другу подушечками.

Упражнение «Краб»

Это упражнение на активную супинацию и пронацию. Движение имитирует

походку краба. Ученик должен опираться на 1-ый и 5-ый пальцы, не поднимая

кисть.

Кто там прячется углу,

Кто забился под скалу,

Кто усами шевелит,

Ничего не говорит?

Старый краб, Не будь

упрям, Вылезай-ка

лучше к нам!

Упражнение с мячом

Упражнение

с

мячом

воспитывает

ловкость,

быстроту

реакции.

Хватательные

движения

развивают

сгибатели

пальцев,

в

особенности

сгибатели основных фаланг. Я заранее ставлю перед учеником задачу – он

должен в процессе игры называть ноты по порядку, начиная с ноты «до» ( по

гамме до мажор). Затем поочерѐдно мы перебрасываем друг другу мяч. Кто

ошибѐтся с названием нот, тот проиграл.

Упражнение с пластилином

Это упражнение развивает чуткость кончика пальца, ощущение контакта с

клавиатурой. Я предлагаю ребѐнку самостоятельно катать маленькие шарики

1-2; 1-3; 1-4; 1-5 пальцами. После того, как у нас будут готовы несколько

шариков, я прошу ученика разложить их на столе. Затем каждым пальцем мы

будем надавливать на шарик, чтобы он превратился в лепѐшку, палец при этом

не должен прогибаться.

Упражнение «Одуванчик»

Собрать пальцы в щепотку, затем мгновенно и очень легко, без усилий,

«открыть» их (как будто кто-то на них подул, и они «разлетелись», как

пушинки одуванчика) После «взлѐта» пальцы свободно «опадают». В работе

должны участвовать только пальцы, кисть не сгибать и не разгибать.

Упражнение «Щёточка»

При выполнении этого упражнения хорошо ощущается разъединѐнность

пальцев. Лѐгкими пальцами мы как бы «отбрасываем» соринки с колен и

затем обратное движение к себе – пальцы собираются, как бы подметая и

легко схватывая какой-либо предмет. Кисть в работе участвовать не должна.

Упражнение «Месим тесто»

Выполняя это упражнение, мы можем почувствовать упругость ладони. С

помощью большого куска пластилина, мы ладонью мнѐм его, как бы

«месим» тесто. При этом вес руки «перетекает» в ладонь.

Упражнение «Висячий мост»

Это упражнение используется для того, чтобы почувствовать свободный вес

руки. Нужно зацепиться за край стола или крышку рояля кончиками пальцев и

держась за них, почувствовать свободное провисание рук. Чтобы убедиться в

том, что цепкий кончик пальцев способен выдержать

вес руки, можно

предложить ученику зацепиться кончиками пальцев за

такие

же

цепкие

кончики пальцев педагога и раскачать этот сцепленный «висячий мост».

Упражнения за инструментом

«Опора звука» В основе этого упражнения лежит упр. «Красим стену».

Движение

руки

мягкое

и

свободное,

кисть

гибкая.

На

счѐт

1-2

извлекаем звук каждым пальцем по очереди одной рукой в медленном

темпе, следим за звуком – он должен быть глубоким и сочным. На счѐт

3-4 руки спокойно лежат на коленях. Чтобы найти состояние

«проводимости

звука»,

перед

выполнением

этого

упражнения

надо

поднять руки вверх и почувствовать, как вес руки как бы стекает в

спину. В момент звукоизвлечения должно быть обратное ощущение:

вес руки как бы передаѐтся от спины к кончику пальца.

«Радуга» Перенесение рук с одной опоры на другую. Рука «рисует» на

клавиатуре радугу. Руки переносятся от одной точки к другой просто и

естественно.

Ах ты, радуга-дуга,

Под тобой лежат луга,

В небе ты повисла

Словно коромысло.

Я красивую такую

В полминуты нарисую

«Утюжим клавишу» На счѐт 1-2, медленно, как бы утюжа, движением

от себя погружаем палец вглубь клавиатуры. При этом расширяется

ладонь, запястье

не поднимать.

На

счѐт 3-4 палец

возвращается

в

исходное положение. Следить за тем, чтобы звук продолжал тянуться

(клавишу не отпускать). Ощущение, которое должно возникнуть при

его выполнении – ощущение «протекания» звука через корпус, руку,

ладонь и палец в клавишу, как будто мы касаемся самой струны, минуя

деревянные части инструмента. Приѐм погружения в клавиатуру с

«расправлением» всей руки ( разведение пальцев не обязательно) мы

можем

использовать

в

поисках

глубокого,

«струнного»

звука

в

кантилене. Степень погружения зависит от характера и интенсивности

звучания, которое мы хотим получить.

Перенос опоры от пальца к пальцу ( это упражнение может служить

подготовкой

к

репетициям

оно

является

как

бы

замедленной

киносъѐмкой репетиций). Взять звук и незаметным движением у самих

клавиш,

не

поднимая

кисть,

переносить

руку

в

горизонтальной

плоскости

(почти

легато)

с

пальца

на

палец.

Тянущийся

звук

передаѐтся от 5-го к 1-му пальцу и обратно.

«Взлѐт»

и

«Приземление»

на

клавишу.

Легко

отталкиваться

подушечкой

пальца

от

клавиши,

раскрывая

ладонь

(«отбрасывание

пылинок»). Палец «открывается» с исходного положения на самой

клавише – не движением сверху. Упражнение выполняется без усилий,

без резких движений. Нужно следить, чтобы при отталкивании и взлѐте

не поднималось запястье и не было бы толчков.

«Щѐточка».

«Отбрасывание

соринки»

«открывающимися»

лѐгкими

пальцами

и

затем

быстрое

обратное

движение

к

себе

пальцы

естественно собираются, как бы подметая и легко схватывая какой-

нибудь невесомый предмет. Кисть в работе не участвует. Не терять

чуткости кончика пальца и обязательно «доходить до струны».

Упражнения на осязание

Упражнения с различными по характеру предметами и специально

сделанными карточками открывают ребѐнку целый мир новых ощущений и

образов, обогащают осязательный опыт.

Основная цель данных занятий – привлечение внимания и интереса

ребѐнка

к

длительному

осязанию

разных

поверхностей:

мягких,

острых,

твѐрдых, пушистых и т.д. Чем дольше ученик трогает их, тем

больше

обостряется чувствительность кончиков пальцев.

Упражнение с мелкими предметами

Чуткие движения пальцев внутри мешочка, нахождение в нѐм разных

маленьких предметов напоминает поиск нужного звука.

Изучение пальчиками внутреннего содержания мешочка.

Вынимание предметов по одному с предварительным описанием

того, что чувствуешь под пальцами, что это может быть, какое –

мягкое, шершавое. Острое и т.д.

Поиск конкретного предмета по заданию учителя.

Возможный

набор

предметов:

бусинки

маленькие

и

большие,

шарики,

кусочки

разных

тряпочек,

меха,

можно

использовать

мелкие игрушки, фигурки. Мешочек не должен быть большим.

Упражнения с карточками

Вырезать 10 карточек из картона (размер 5/10) и точно такого же размера

кусочки меха, байки, шѐлка, наждачной бумаги, спички, кнопки и т.д. Склеить

эти кусочки клеем. Перед выполнением упражнения я не показываю карточки

ученику

и

он

выполняет

задание,

закрыв

глаза.

После

последнего

раскладывания карточек, ребѐнок может открыть глаза и посмотреть, что же

было у него под руками. Для работы нужно 4-7 карточек в зависимости от

возраста. Задание – я выкладываю карточки в ряд и прошу запомнить в каком

порядке они лежат. Как только карточки запомнились, их нужно перемешать

и снова выложить по памяти в том же порядке. Затем глаза можно открыть и

проверить правильность выкладки.

Карточку

со

спичками

можно

использовать

для

развития

точной

направленности

движения

пальцев.

Нужно

поочерѐдно

переступать

пальчиками по спичкам с закрытыми, а потом с открытыми глазами.

Для воспитания цепкости пальцев можно использовать карточку с

бусинами. По просьбе ученик находит с закрытыми глазами более гладкие

или более острые бусины.

Следующий этап работы – это постепенный переход от осязания

конкретных

предметов

к

развитию

представления

о

контактах

сначала

с

реальными

предметами,

а

затем

уже

в

воображении

со

всем

тем

в

окружающем

мире,

что

потрогать

нельзя.

Нужно

попросить

ученика

представить, что ладошка превращается в карточки, и мы притрагиваемся к

воображаемой карточке –ладошке. Затем «карточкой» становится моя ладонь

и я объясняю, что к ладони можно прикасаться по-разному: то колючим,

коротким цепким движением, то упругим нажимом, то нежно поглаживая

ладонь. Эти различные способы прикосновения может поискать и

сам

ребѐнок, это будет способствовать развитию его фантазии.

Посредством пальчиковых игр у ребѐнка развиваются не только тактильные

движения и осязание, но и интенсивно происходит его речевое

развитие,

которое

в

свою

очередь

непосредственно

связано

с

общим

развитием

ученика, становлением его личности.

Список использованной литературы

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М. «Кифара» 2002

Сафарова И. Э. Игры для организации пианистических движений.

Екатеринбург 1994

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. «Советский композитор»

1988

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика "Феникс" Ростов-на-Дону 2002

Тимакин Е. М. Воспитание пианиста М., "Советский композитор" 1981

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков Ленинград

"Музыка" 1985



В раздел образования