Автор: Ямаева Ольга Эльфатовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Школьная метеолаборатория"
Раздел: среднее образование
«Принято»
Педагогическим советом.
Протокол от 31.08.2020 № 1
Введено приказом от 31.08.2020 № 138
Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ
____________________________ В.Д. Скотарь
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий внеурочной деятельности
“ШКОЛЬНАЯ МЕТЕОЛАБОРАТОРИЯ “
уровень 5-9
класс (параллель) 9а,б,д
направление обще-интеллектуальное
срок реализации программы; 2020-2021 учебный год
Автор-составитель: Ямаева О.Э.
учитель высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора ________
Бадртдинова Г.Р.
от 28.08.2020г
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от _______№ ____от 28.08.2020г.
Руководитель МО ___________ Лысанова А.М.
Елабуга, 2020г
Планируемые результаты изучения занятий внеурочной деятельности:
Личностные результаты
1) укрепление познавательных мотивов к овладению знаниями об окружающей среде,
2) развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества,
3) ознакомление учащихся со спецификой профессий метеоролога и эколога и формирование интереса и понимания важности научного
подхода к изучению окружающей среды на основе современных технических средств;
Метапредметные результаты
1) приобщение учащихся к участию в исследовательской и проектной деятельности;
2) развитие у детей субъективно новые способы познавательной деятельности, связанных с проведением самостоятельных наблюдений,
получением, обработкой и анализом полученной информации;
3) формирование навыков регулятивной деятельности (ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с
поставленной задачей);
4) формирование навыков работы с приборами и датчиками;
5) развитие усений устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды и метео-характеристик среды, чтобы на этой
основе прогнозировать её изменения;
Содержание занятий внеурочной деятельности
Название раздела
Краткое содержание
Основные формы организации
деятельности
Основные виды деятельности
обучающихся
Температура и
климат
Понятие температуры. Различные виды
термометров, принципы работы.
Тепловые процессы в природе. Связь
погодных изменений с температурой.
Датчик температуры
Самостоятельная групповая и
парная работа, работа над проектом
Наблюдение, измерение на местности.
Построение и обработка графиков.
Составление паспортов приборов.
Поиск информации по проекту
«Температуры в природе».
Влажность и ее
роль в жизни
Понятие влажности, гигрометры,
принципы работы, способы управления
Групповые исследования, работа
над проектом
Наблюдение, измерения
психорометром, расчеты и прогнозы
человека
влажностью. Датчик влажности.
Составление паспортов приборов
Сбор информации по проекту
«Измерение влажности»
Атмосферное
давление,
зависимость от
температуры и от
высоты
Барометры, виды приборов и принципы
работы.
Датчик давления.
Групповые проекты. Квест.
Эксперимент, наблюдение, построение
графиков.
Оформление дневника погоды,
прогнозирование.
Оформление презентаций и проектов.
Составление паспортов приборов
Проектные работы «Атмосферное
давление в природе и технике».
Магнитное поле
Земли.
Локальные
возмущения
магнитного поля,
вызванные
устройствами на
переменных
токах.
Магнитное поле Земли, влияние на
компас. Простейший измеритель на
катушке с током-тангенсгальванометр.
Работа с датчиком индукции, измерение
поля в помещениях и на улице. Влияние
на здоровье человека магнитных бурь и
локальных всплесков
Коллективное творчество, парные
задания, эксперименты
Десант по зонам измерений.
Составление таблиц данных. Проект
«Локальные магнитное бури»
Составление паспортов приборов.
Конференция Zoom
Радиоактив-
ность, способы
измерения,
влияние на
окружающую
среду и здоровье
Понятие радиоактивности. Источники
радиации. Влияние на экологию. Методы
регистрации. Работа с радиометром.
Групповые практические работы
Составление карт уровня радиации
школы, микрорайона.
Выявление проблемных участков.
Экскурсия на метеостанцию
Санитарные
нормы значений
температуры,
влажности,
давления,
индукции, уровня
радиационного
фона
Работа с источниками информации об
исследованиях в области экологии
климата, с нормами СанПин.
Освещенность в школьных помещениях,
ее измерение.
Индивидуальные и парные
исследования.
Составление таблиц норм температуры,
освещенности и влажности для
школьных помещений.
Подведение
итогов.
Промежуточная
аттестация.
Защита проектов
Конференция
Выступления, презентациии.
Тематическое планирование
№
Тема занятий
Форма и вид деятельности.
1
Понятие температуры
Самостоятельная групповая и парная работа
2
Виды термометров, принципы работы
Составление паспортов приборов.
3
Тепловые процессы в природе.
Работа над проектом, экскурсия
4
Датчик температуры
Наблюдение,
измерение
на
местности.
Практическая
исследовательская
работа,
групповой эксперимент
5
Работа с датчиком температуры и обработка результатов с помощью блока
LabQwest
Построение и обработка графиков.
6
Работа с датчиком температуры и обработка результатов с помощью блока
LabQwest
Составление паспортов приборов.
7
Понятие влажности
Групповые исследования
8
Гигрометры, принципы работы
Составление паспортов приборов.
9
Психрометр, определение температуры точки росы
Наблюдение, измерения, расчеты и прогнозы,
парные эксперименты
10
Датчик влажности
Составление паспортов приборов.
11
Работа с датчиком и обработка результатов с помощью блока LabQwest
Практическая
исследовательская
работа,
групповой эксперимент
12
Работа с датчиком и обработка результатов с помощью блока LabQwest
Индивидуальные задания, экскурсия
13
Атмосферное давление, факторы влияния
Парная работа с источниками информации,
квест.
14
Барометры, виды и принципы работы
Эксперимент, наблюдение, построение
графиков.
15
Датчик давления.
Составление паспортов приборов
индивидуально
16
Работа с датчиком и обработка результатов с помощью блока LabQwest
Оформление дневника погоды,
прогнозирование.
17
Работа с датчиком и обработка результатов с помощью блока LabQwest
Индивидуальные задания, экскурсия
18
Явления, связанные с давлением атмосферы. Проектные работы «Атмосферное
давление в природе и технике».
Прогнозирование, групповая работа
Оформление презентаций и проектов.
19
Магнитное поле Земли, влияние на компас.
Парная работа с источниками информации
20
Простейший измеритель на катушке с током-тангенсгальванометр.
Практическая
исследовательская
работа,
групповой эксперимент
21
Работа с датчиком индукции, измерение поля в помещениях и на улице.
Десант по зонам измерений.
22
Работа с датчиком индукции, измерение поля в помещениях и на улице.
Составление таблиц данных.
23
Влияние на здоровье человека магнитных бурь и локальных всплесков. Проект
«Локальные магнитное бури»
Эксперимент, наблюдение, построение
графиков в группах.
Конференция Zoom
24
Влияние на здоровье человека магнитных бурь и локальных всплесков. Проект
«Локальные магнитное бури»
Прогнозирование, групповая работа
Оформление презентаций и проектов.
25
Понятие радиоактивности. Источники радиации.
Парная работа с источниками информации
26
Влияние радиации на экологию.
Составление карт уровня радиации школы,
микрорайона.
Выявление проблемных участков.
27
Методы регистрации.
Парная работа с источниками информации
28
Работа с радиометром.
Групповые практические работы, экскурсия
29
Работа с радиометром.
Наблюдение, измерение на местности.
30
Закон радиоактивного распада веществ, период полураспада изотопов.
Практическая
исследовательская
работа,
групповой эксперимент
31
Освещенность и ее измерение.
Парная работа с источниками информации
32
Работа с источниками информации об исследованиях в области экологии климата
Индивидуальные и парные исследования.
33
Работа с источниками информации об исследованиях в области экологии климата.
Знакомство с нормами СанПин.
Экскурсия на метеостанцию, интервью со
специалистом
34
Промежуточная аттестация.
Защита проектов.
Инструментарий:
Лабораторный комплекс LabQwest
Датчики температуры, влажности, давления, магнитного поля, уровня радиации
Результативность реализации курса (оценка образовательных достижений) отсдеживается по следующим видам деятельности:
1.
Оформление метеожурналов и составление ближних прогнозов
2.
Выполнение исследовательских проектов и их защита
3.
Составление паспортов приборов
4.
Выполнение тестовых заданий по правилам измерений и обработке результатов.