Автор: Жубоназарова Наиля Тагирзяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12 "Алтынчеч"
Населённый пункт: РТ, г. Бавлы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тайна маленькой батарейки
Раздел: дошкольное образование
Проект «Тайна маленькой батарейки» для детей 6-7 лет
Автор: воспитатель
первой квалификационной категории.
Жубоназарова Н.Т.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Время реализации: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7лет), воспитатели, родители, специалисты Приикского территориального
управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Цель: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, формирование представления о вреде
использованных батареек окружающей среде
.
Задачи:
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, связную речь;
-развивать творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать
собственные суждения.
Воспитательные:
- воспитывать экологическое грамотное поведение в природе, помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы
в приемные пункты;
Образовательные:
- расширять знания детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы;
- формировать представления о том, какую опасность для человека и природы несут использованные батарейки;
- организовать сбор нефункциональных батареек, для дальнейшей передачи в утилизацию.
Актуальность проекта заключается в том, что люди не знают о той опасности, которую таит в себе обыкновенная батарейка. Особенно не
защищены дети. Интересные и яркие игрушки на батарейках присутствуют в жизни каждого ребенка. Дети играют с ними до тех пор, пока
хватает зарядки, и всегда расстраиваются, если игрушка перестала работать в самый неподходящий момент. Далее взрослые меняют
батарейки, и счастливый ребенок продолжает игру. Мы решили рассказать детям, что батарейка может быть «другом», а может быть очень
опасной. На примере утилизации батареек продемонстрировали детям, что только от человека зависит состояние окружающего мира.
Предложили дошкольникам исследовать, какой вред батарейка может нанести природе, если ее неправильно утилизировать
В батарейках содержится множество различных опасных и вредных металлов, которые наносят существенный вред нашему здоровью.
Трудно представить, какой вред наносится экологии в глобальном масштабе.
Методы проекта: наглядные, словесные, практические, игровые, опытно-исследовательские.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
-привлечь к участию в реализации проекта «Батарейки могут быть переработаны!» как можно больше детей, родителей, общественность;
-помочь приобрести навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
-вызвать у родителей и детей желание решать экологические задачи через познавательно - исследовательскую деятельность;
-помочь осознать опасность выброшенных вместе с обычным мусором батареек;
-повысить активность родителей в вопросах экологического воспитания детей;
-вызвать понимание важности проделанной работы, формирование ответственного отношения к организации утилизации батареек;
- изменить отношение родителей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом
1 этап подготовительный:
-подбор и изучение литературы;
-разработка содержания познавательно - воспитательного процесса;
-создание развивающей среды в группе;
-подбор дидактических игр, опытов;
-подбор рекомендаций для родителей.
-планирование проекта с помощью «Модели трех вопросов».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
С помощью чего мы узнаем?
Зачем человеку нужны батарейки
Что делать с использованной батарейкой?
Беседа с родителями
На
батарейках
нарисованы
различные
знаки
Какой знак на батарейке обозначает: не
выбрасывать в мусорный бак?
Рассматривание
знаков
на
батарейке,
использование интернет ресурсов, энциклопедий
Все
люди
на
планете
пользуются
батарейками
Как спасти планету от батареек?
Просмотр мультфильма Фиксики «Батарейка»
Про пользу батареек
Какой
вред
наносят
использованные
батарейки окружающей среде?
Экспериментирование
Взаимодействие с родителями:
-наглядная информация: консультации «Сохраним природу», «Ознакомление дошкольников с природой», «Любовь к природе родного
края», «История маленькой батарейки»
- консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты»
-рекомендации для родителей «Тайна маленькой батарейки», «Мир в творчестве ребенка», «Сохраним природу вместе», «Чистый мир», «От
экологии природы - к экологии души», «История создания батарейки».
- консультация «Утилизация батареек»;
-информация о пунктах приема использованных батареек;
-выставки семейных рисунков: «Останови загрязнения атмосферы!», «Чистая планета».
-призыв к участию в экологической акции «Батарейки могут быть переработаны!»
2 этап основной
Направления развития
Совместная деятельность
Социально – коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Где находятся батарейки», «Из чего сделано?»,
«Можно - нельзя
Игровая ситуация: «Как спасти планету от батареек»,«Планета, на которой я
хотел бы жить», «Что было бы, если…», «Новая жизнь старых батареек»,
«Батарейка в моей машинке».
Просмотр мультфильма «Фиксики.Батарейка»
Физическое развитие
Подвижные игры: «К приборам на батарейках (без батареек) беги !»
Физкультминутки: «Мы по улице идем», «Если я приду в лесок»;
Игра малой подвижности «Батарейка- сеть» (по правилам игры «Съедобное или несъедобное»);
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Найди сходство и отличие», «Береги живое», «Сортировка мусора».
Опытно-исследовательская деятельность: «Влияние воды на батарейку», «Батарейка нужна, но
опасна!»
Интерактивная игра: « Найди для батарейки домик»;
Р
ассматривание знаков на батарейках ;
П
росм
о
тр
экологических
презентаций
«Мусор
–враг
природы»,
«Экологический вред батарейки»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование запрещающих и разрешающих знаков поведения людей на природе;
Оформление альбомов с творческими работами, выполненными совместно с родителями(рисунки,
рассказы, сказки) «Сказка про пальчиковую батарейку», «Приключения лампочки»;
Изготовление
книжек-самоделок
«Останови
загрязнение
атмосферы»,
«Плюс– минус маленькой батарейки»
Речевое развитие
Составление
творческих рассказов «Как спасти планету от батареек»,
«Планета, на которой я хотел бы жить», «Что было бы, если…», «Новая жизнь
старых батареек», «Батарейка в моей машинке».
Игры на закрепление и активизацию речи:«Сказка про пальчиковую батарейку», «Вот что нужно
сделать, что бы батарейки не навредили»;
Ситуативный разговор «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку»;
Чтение сказки «Сказка про батарейку Сонечку»;
Речевая игра «Я начну, а ты продолжи», «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я… («Бросать
мусор в воду», «Выбрасывать батарейки в мусорный контейнер», «Разбивать лампочки»); «Продолжи
сказку про батарейку», «Новая жизнь сказочной батарейки»
Заключительный этап проекта:
-итоговое мероприятие: акция «Батарейки могут быть переработаны!» (участники: дети, воспитатели, родители, специалист Приикского
территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Юсупова А.Р. );
-подведение итогов проекта, награждение активных участников;
-обработка и оформление материалов проекта;
-анализ результативности проекта.
Список использованной литературы:
1. «Наш дом – природа». Н.А.Рыжова, - ТЦ Сфера, 2006.
2. «Большая энциклопедия природы для детей», Н.Н.Малофеева, - Межкнига, 1994.
3. Энциклопедия дошкольника, Москва: Росмэн, 2008.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.
5.Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического
образования, 2013 г.
6.Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010г.