Напоминание

литературная гостиная "В гостях у дедушки Чуковского"


Авторы: Сучкова Светлана Александровна, Сбруякина Татьяна Владимировна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 3 имени Сурина В.К.
Населённый пункт: города Белорецк, Республики Башкортостан
Наименование материала: сценарий праздника
Тема: литературная гостиная "В гостях у дедушки Чуковского"
Раздел: начальное образование





Назад




Литературная гостиная,

посвященная 140-летию К. И. Чуковского

«В гостях у дедушки Чуковского»

Цели:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить

читательский интерес.

Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.

Развивать мышление, речь, воображение, память.

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

Популяризация творчества К. Чуковского среди учащихся;

Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность, умение

инсценировать;

учить находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий,

выделять существенную информацию в тексте;

Поддерживать интерес детей к знакомым литературным произведениям;

Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность, умение

инсценировать.

Оформление:

Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).

Вывеска-название «Литературная гостиная».

Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

Выставка книг К.И.Чуковского.

Названия команд.

Чудо-дерево.

Письмо.

Презентация.

Ход мероприятия

Слайд 1

Ведущий

-Здравствуйте. Мы очень рады видеть вас в нашей школе.

Ведущий: (показывает конверт и вынимает из него письмо)

- Ребята! Нам пришло письмо такого содержания:

«Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо,

И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.

Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!

Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.

К вам хотел бы я приехать, но с условием одним:

Дам я вам задания – пройдите испытания»

- К сожалению, автор забыл подписаться. А вы догадываетесь, кто прислал это письмо?

- Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр!

- Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Приглашаем вас в «Литературную гостиную»,

посвященную творчеству и 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского –

сказочника, критика, переводчика.

Ученик 1

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали –

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорино горе.

Ученик 2

Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорино горе.

Сценка

( Появляется книга)

Книга

– Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?

Дети

– Книга сказок К. И. Чуковского.

Книга

- Да. Я – Книга сказок К. И. Чуковского.

(Книга закрывает лицо руками и плачет)

(Выходят Таня и Ваня)

Таня

– Добрая книжка, что же ты плачешь?

Книга

– Как всегда по вечерам,

Сидя у кроватки,

Я рассказывала малышам

Чуковского сказки.

Тут такое началось!

Вы мне не поверите!

Колесом все понеслось!

Верите? Не верите?

Ваня

– Расскажите, что же произошло.

Книга

– В некотором царстве,

У Корнея в государстве.

Жили сказки, не тужили,

Детям правдою служили.

Только злобный Бармалей

Перессорил всех друзей.

(Появляется курица).

Курица

– Куд-куда, Куд-куда

Что такое? Вот беда!

(На сцену выбегает мальчик- «грязнуля»)

Мальчик

– Помогите, помогите!

От мочалки сколько раз

По Садовой убегал,

А теперь кастрюля мчится

И ведь злиться, злиться, злиться

(Выбегает кастрюля)

Кастрюля

- За тобой бегу, бегу

Удержаться не могу!

Мальчик

– Помогите , скорее, спасайте!

(Выскакивает курица).

Курица

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Таня

- Ваня, надо помочь.

Ваня

– Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.

Таня

– Ваня, надо помочь.

(Появляется Федора)

Федора

– Ох, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Куда же вы сгинули?

На кого вы меня, бедную, покинули?

(Летит комарик)

Комарик

– Я посуду всю найду

И к вам, сеньора, приведу

А потом душа-девица

Я на Вас хочу жениться.

Федора

– Что такое? Почему?

За Комара я не пойду

( Федор убегает, Комарик делает круг, убегает)

Курица

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

(Появляются звери из «Путаницы»)

(Появляются котята):

Котята

- "Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

(присоединяются утята):

Утята

- "Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!"

Медведь

- Не хочу реветь,

Буду лучше как петух петь

Ку-ка- ре- ку!

(Появляется Айболит)

Айболит

– Слушайте, это какая-то беда.

Я не должен был попасть сюда

Но, а эти бедные крошки.

Заболели, наверное, немножко.

Придется поставить им градусники.

(Выскакивает курица).

Курица

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Таня

– Что за путаница? Все запуталось.

(На сцене появляется Бармалей).

Бармалей

– Я тут быстро все улажу

И не дам вам пикнуть даже

Будут все мне тут служить,

Веселить меня, смешить.

(Выскакивает курица).

Курица

– Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Книга

– Дорогие дети, помогите!

Бармалея злого победите!

Не покиньте нас.

В столь печальный час.

Таня

– Ваня, надо помочь

Ваня

– Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно.

Таня

– Ваня, надо помочь.

Ваня

– Эх, Бармалей, Бармалей,

Не знаешь ты современных детей.

Таня

- Они много читают

И много знают!

Ведущий

- Чтобы наших героев спасти и помочь Книге, придется путаницу распутать.

Ребята! Готовы помочь?

- Устроим соревнования

команд на лучшее знание произведений К. И. Чуковского. Этим

мы поможем распутать путаницу и увидим, какая команда лучше всех знает произведения

Корнея Чуковского.

1.

Сложите из букв название или героя сказки, и мы узнаем названия команд

1.(йормддыр) Мойдодыр

2.(албайрме) Бармалей

3.(йотибал) Айболит

4.(инббоги) Бибигон

5.(фетнело) Телефон

6.(апутнаци) Путаница

7.( окуцахот) Цокотуха

- Объявите название команды, школу и класс.

2.

Викторина

- Давайте немного узнаем о самом писателе Корнее Ивановиче Чуковском. Каждая

команда по очереди выбирает вопрос и отвечает на него.

1.

Назовите настоящее имя Чуковского (Николай Васильевич Корнейчуков)

2.

В какой книге Чуковский обобщил свой опыт исследования речи детей? («От

двух до пяти»)

3.

Как назвали дом Чуковского, где встречалась петербургская молодежь?

(«Чукоккала»)

4.

Как прозвали Чуковского дети? (Дедушка Чукоша)

5.

Назовите место под Москвой, где находилась дача Чуковского. (Переделкино)

6.

Какой подарок из Англии находился в кабинете Чуковского? (Шалтай-Болтай)

7.

Назовите автобиографическую повесть Чуковского. («Серебряный герб»)

Ведущий

Слайд 2

Родился Корней Иванович Чуковский 31 марта 1882 года в Петербурге. Корней

Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это

называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай

Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя

Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим

родственникам.

Слайд 3

Он был веселым и жизнерадостным человеком. Если бы он был жив, в этом году

31 марта ему исполнилось бы 140 лет.

Слайд 4

Много лет писатель жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в

небольшом доме. Сейчас там находится его дом – музей.

Слайд 5

На даче в Переделкино Корней Иванович устраивал встречи с окрестными

детьми, беседовал с ними, читал стихи.

Слайд 6

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея,

Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет

с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.

- Продолжаем викторину. Каждая команда по очереди выбирает вопрос и отвечает

на него.

1.

Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

2.

Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)

3.

Куда спрятались тараканы, испугавшись злодея Паука? (под диваны)

4.

Кто сообщил автору, что бегемот провалился в болото? (Носорог)

5.

За кем бежал чайник в "Федорином горе?" (за кофейником)

6.

Кто пристыдил Медведя в сказке "Краденое солнце" и отправил его сражаться с

Крокодилом? (зайчиха)

7.

С кем играли в чехарду Танечка и Ванечка в Африке? (слонами)

3.

Молодцы, ребята. Следующее задание «Исправь ошибки».

- Вы получите строчки из произведений дедушки Чукоши. По моей команде

переверните листок, прочитайте отрывок, найдите ошибку, зачеркните неверное

слово и напишите правильный ответ. Когда задание будет выполнено, поднимите

листок вверх. Учитывается время и правильность выполнения.

1.Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно

Стало заиньке смешно. (темно).

2.Долго, долго целовала

И ласкала их она.

Поливала, умывала,

Разбивала их она. (полоскала)

3.А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы подушками нынче объелись, (лягушками)

И у нас животы разболелись.

4.Только вдруг из – за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает соловей. (воробей)

5. Нет – нет! Соловей

Не поёт для свиней

Позови-ка ты лучше корову (ворону).

6. Веселится народ -

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого паука (комара).

8.

Но не слушали газели

И по-прежнему глазели: (галдели)

— Неужели в самом деле

Все качели погорели?

- Передайте листочки жюри. А теперь проверим задание. Слайды

7-13

Физминутка. Слайд 14

- Пришло время отдохнуть. Все встаньте, слушайте песню и выполняйте

соответствующие движения.

- Молодцы, ребята.

4.

Следующее задание «Потеряшки». Слайд 15

- Выберите одного участника из команды. (выбирают)

- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Участник, которого вы

выбрали, вытаскивает одну вещь. Вы должны не только назвать, кому она

принадлежит, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится.

1.Телефон – «У меня зазвонил телефон…» («Телефон»)

2.Воздушный шарик – «Ехали комарики на воздушном шарике» («Тараканище»)

3.Мыло – «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса» («Мойдодыр»)

4.Блюдце – «А за ними блюдца, блюдца, дзинь-ля-ля, и танцуют и смеются, дзинь-

ля-ля…» («Федорино горе»)

5.Термометр – «И ставит, и ставит им градусники…» («Айболит»)

6.Сито – «Скачет сито по полям…» («Федорино горе»)

7.Перчатки – «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»

(«Телефон»)

8. Мочалка – «И мочалку словно галку, словно галку проглотил» («Мойдодыр»)

9. Монета – «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» («Муха-Цокотуха»)

10. Шоколадка – «И всем по порядку дает шоколадку и ставит, и ставит им

градусники» («Айболит»)

11.Спички – «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли»

(«Путаница»)

- Молодцы, ребята. Переходим к следующему заданию.

5.

Кроссворд. Слайд 16

- Разгадайте кроссворд. Задание нужно выполнять быстро и очень тихо, чтобы

соперники не услышали ваши ответы. Читайте вопросы и записывайте слова в

соответствующие клеточки. На задание дается 3-4 минуты. Если вы выполните

раньше, поднимите листочек вверх.

По вертикали

1. Из какой сказки эти строки?

Только заинька

Был паинька:

Не мяукал

И не хрюкал –

Под капустою лежал,

По-заичьи лопотал.

2. Разгадай ребус, и ты узнаешь название сказки.

1,2,3

1 1,2,3

4. Собери пословицу. К какой сказке она подходит?

грязь, да, мыло, с, вода, души, смыло

6. Из какой сказки эти строки?

Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему —

Не пойму!

По горизонтали

3. Из какой сказки эти строки?

А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы

И скорее со всех ног

Наутёк.

5. Разгадай ребус, и ты узнаешь название сказки.

- Давайте проверим задание. Слайд 17

1

П

У

Т

2

А

3

Б

Н

Т

А Р

А

К

А

Н И Щ Е

Р

Ц

4

М

М

А

О

А

6

5

А Й

Б

О Л

И Т

Д

Е

Е

О

Й

Л

Д

Е

Ы

Ф

Р

О

Н

- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете сказки Корнея Ивановича.

6.

Пазлы. Слайд 18

-Известно, что Чуковский придавал большое значение наглядному графическому

воплощению литературных образов. Еще до того, как поэт начал создавать свои сказки, он

приложил немало усилий для привлечения к оформлению лучших современных

художников.

У вас на столах (в конвертах) пазлы с иллюстрациями к произведениям

Корнея Ивановича, которые нужно сложить и отгадать произведение. Кто выполнит

задание, поднимайте вверх руки.

- Назовите произведение.

-

Молодцы! У вас получились замечательные иллюстрации.

7.

Загадки. Слайд 19

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал: “Всегда,

где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я,

чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от

умственной праздности!”

- Для каждой команды прозвучит загадка в исполнении Корнея Ивановича. Отгадывает

только эта команда. Если она не дает правильный ответ, то отвечает другая команда,

поднявшая руку вверх раньше остальных. С места выкрикивать нельзя!

Слайды 20-26

1.Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Отгадка:(Яйцо и цыплёнок.)

2.Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл —

Прямо по морю пошёл!

Отгадка: (Пароход.)

3.Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец — глупца,

Баран — барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну — обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

Отгадка: (Зеркало.)

4.Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала.

Глядите, побежала телега без коня!

Отгадка: (Грузовик.)

5.Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!

Отгадка:(Коньки.)

6.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт.

Отгадка:(Сосулька.)

7.Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Отгадка: (Гребешок.)

-

Молодцы, ребята. И с этим заданием вы тоже справились.

Ведущий. Слайд 27

Корней Чуковский был не только писателем, но и переводчиком. Он перевел с

английского “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Рикки –

Тики – Тави” и множество английских стихов и песенок.

Слайд 28

- Молодцы, ребята! Вы помогли книге.

(Выходит книга)

Книга

- Вы сказки Чуковского любите, знаете.

С удовольствием сказки эти читаете.

Я рада, ребята, очень за вас.

За то, что в гостях побывала у вас.

Чтоб жить вам было веселей,

Придумал сказки эти

Дедушка…

Все: КОРНЕЙ

(Выходит Бармалей)

Ведущий

- Бармалей, что скажешь?

Бармалей

- Послушайте, я буду, буду добрей,

Заведу добрых друзей.

Не губите меня, пощадите меня.

О, я буду, я буду добрей.

Ведущий

- Давайте, ребята, простим Бармалея.

Рефлексия. Слайд 29

Ведущий

А у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

- В произведении великого Корнея Чуковского растёт сказочное дерево, на котором

круглый год «цветут» башмаки, туфли, валенки и чулки? Давайте на нашем дереве

вырастим новые плоды. У вас на столе карточки со словами, возьмите и повесьте их на

наше дерево. (добро, счастье, дружба, радость, уважение, сочувствие, трудолюбие,

сострадание, сопереживание)

- Посмотрите, какое у нас получилось дерево!

Чему же вас научили сказки и стихи К. Чуковского?

Ведущий. Слайд 30

- А сейчас подведем итоги нашего литературного соревнования. Слово предоставляется

жюри.

Всем большое спасибо, до свидания.



В раздел образования