Автор: Дуплякова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 3 "Умка"
Населённый пункт: р.п. Тоншаево Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект ООД "Безопасность на дороге"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Умка»
Методическая разработка
Конспект ООД «Безопасность на дороге»
Целевая аудитория:
воспитанники старшей группы
Автор работы
:
Дуплякова Юлия Сергеевна
п. Тоншаево
2022 г.
Пояснительная записка
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного
движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или
пассажир, который едет в транспорте.
Дорога и улица манят ребёнка своей неизвестностью, многообразием
впечатлений. А у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная
психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
взрослым. У дошкольников наблюдается значительный разрыв между
теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Поэтому
уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного
движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения
на улице большого города. Важно не просто обучать детей навыком
безопасного поведения на дороге, но и вырабатывать привычку соблюдать
правила дорожного движения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного
возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную
обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание
постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными
опасностями, в частности на улицах.
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила
дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного
поведения на улице большого города.
Цель: совершенствование знаний о правилах дорожного движения,
закрепление практического применения их в различных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить правила пользования общественным транспортом;
-закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных
знаков;
-совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков
дорожного движения;
Развивающие:
-развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
-развивать логическое мышление;
2
Воспитательные:
-воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного
движения и желание следовать им;
-воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и
исправлять ошибки своих товарищей.
Приемы и методы:
1.
Наглядные:
рассматривание
сюжетных
картинок
по «дорожному
движению», показ демонстрационных материалов, слайды.
2. Словесные: напоминания, уточнения, повторения, беседа, вопросы, ответы
детей,
поощрение,
художественное
слово,
классификация,
сравнение,
объяснение, закрепление, итог.
3.
Практические: подвижная
игра «Светофор»,
игры
с
макетом.
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
4. Игровые: применяется технология игрового обучения (игровая ситуация).
5. Методы контроля (наблюдение, анализ работ).
Материалы
и
оборудование:
сюжетные
картинки
по правилам
дорожного движения, картинки с разными видами транспорта, картинки
- дорожные знаки, рули, «светофор» (кружки – красный, желтый, зеленый,
макет дороги.
Предварительная работа:
- беседы по ПДД,
-изучение правил дорожного движения,
3
- чтение художественных произведений,
- рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, заучивание
стихов,
- дидактические игры по ПДД,
- создание игровых проблемных ситуаций и моделирование выхода из
них.
4
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
В группу заходит Буратино с перебинтованной ногой или рукой; держит в
руках макет города и коробку с дорожными знаками.
Буратино: Здравствуйте, ребята! (ставит макет города на стол).
Воспитатель: Посмотрите, кто это к нам ещё в гости пришёл?
Дети: Буратино!
Буратино: Прислали меня к вам жители одной далекой сказочной страны, в
которой есть маленький сказочный город. Жили – не тужили жители этого
городка. Они были в большой дружбе с дорожными знаками, выполняли
все правила движения, уважали и слушали главного Светофора. Поэтому в
этом городе всегда царил порядок и покой на улицах. Но однажды на город
налетел злой и могучий ураган и унёс много очень важных дорожных знаков
в дремучий лес. Посмотрите, что случилось в городе. Вот и я пострадал!
Даже Баба Яга мне город волшебством уменьшила, заклинание наложила,
чтоб я мог город в руках унести и помощь найти.
Давайте посмотрим на город. Посреди улицы проходит дорога. Вдоль улицы
стоят разные дома, машины. Но нет дорожных знаков, исчез светофор (Дети
рассматривают макет).
Воспитатель: Да, ребята, в городе непорядок. Сказочных героев надо
выручать и дорожные знаки на место возвращать. Вот только как это
сделать? (Дети высказываются).
Воспитатель: Давайте поможем жителям сказочной страны, отправимся в
дремучий лес за дорожными знаками. А нам чём мы отправимся в путь? Кто
знает, какие есть виды транспорта?
Дети: Водный, наземный и воздушный.
Воспитатель: - Молодцы! Путь далёкий в дремучий лес нас ожидает, и чтобы
выбраться из города, нам надо вспомнить правила дорожного движения.
2. Основная часть.
Беседа о правилах дорожного движения.
Воспитатель: Скажите, что такое улица?
Дети: Место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые
площадки.
5
Воспитатель: На каждой улице есть проезжая часть. Как вы думаете, для чего
она нужна?
Дети: Проезжая часть нужна для движения транспорта.
Воспитатель: - С двух сторон проезжей части есть специальные дорожки. Как
они называются?
Дети: Тротуары.
Воспитатель: А для чего нужны тротуары?
Дети: Для людей. Взрослые и дети ходят по тротуару пешком.
Воспитатель: Поэтому этих людей называют?
Дети: Пешеходами.
Воспитатель: А если нужно перейти проезжую часть? Где это можно
сделать?
Дети:
Дорогу
нужно
переходить
в
специальных
местах,
которые
называются пешеходными переходами.
Воспитатель: А как вы узнаете это место?
Дети: Стоит знак «Пешеходный переход» и нарисованы белые полоски.
Воспитатель: Кто знает, как правильно перейти дорогу?
Дети: Сначала смотрят налево, дойдя до середины, смотрят направо.
Воспитатель: Что помогает пешеходам и водителям разобраться на дороге
куда можно ехать, а куда идти?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Вы такие умнички: хорошо знаете и правила дорожного
движения, и какой бывает транспорт, с вами смело можно отправляться в
путешествие. Давайте мы на сказочном транспорте отправимся в дорогу. Кто
из вас знает такой транспорт?
Подсказка для воспитателя:
1. На чём Емеля ехал к царю во дворец? (на печке)
2. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (в карету)
3. Любимый двухколёсный транспорт кота Леопольда. (велосипед)
4. Личный транспорт Бабы Яги. (ступа)
6
5. Ехали медведи на велосипеде, А за ним комарики... На чём? (на воздушном
шарике)
6.
Какой
подарок
сделали
родители
дяди
Фёдора
почтальону
Печкину? (велосипед)
Путешествие на ковре-самолёте.
Воспитатель: Перед нами волшебный ковер-самолет. Давайте встанем на
ковер-самолет, закроем глазки и отправимся в путешествие. Расставьте свои
руки, немного подвигайтесь. (Звучит музыка). Музыка останавливается,
дети открывают глаза.
Воспитатель: Вот мы и в сказочном лесу. А вот и пропавшие знаки.
(Воспитатель выставляет дерево, рядом с котором лежат знаки во время того,
как дети закрывают глаза).
Воспитатель: Как вы думаете, эти дорожные знаки нужны в лесу? (Ответы
детей).
Воспитатель: Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята! Дорожные знаки в лесу не нужны, потому
что здесь нет улиц и транспорта. Их надо вернуть в город и поставить на свои
места.
А вы знаете, что они означают? (Ответы детей)
Возвращение в город. Игра – разминка «Машины»
Воспитатель:
На
улице
нашей
едут
машины,
машины. (Дети
едут
по
кругу,
останавливаются).
Машины – малютки. (Дети садятся).
Машины большие. (Дети встают и поднимают руки вверх).
Эй, машины! Полный ход! (Дети быстро едут по кругу).
За руль держись, гляди вперёд! Скоро будет поворот! (Воспитатель
показывает знак, дети едут в другую сторону).
Стоп,
машины!
Стоп,
моторы!
Тормозите
все
шоферы! (Дети
останавливаются).
Воспитатель: Молодцы, что все соблюдали правила движения! Поэтому так
быстро и без аварий добрались обратно в наш детский сад.
Просмотр развивающего мультфильма.
7
Буратино: Василиса премудрая вам ребятки на помощь видеопослание
прислала! Давайте посмотрим!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с главным Светофором?
(Стоит деревянный светофор без огоньков, рядом лежат разноцветные
«осколки» из бумаги)
Дети: Сломался.
Воспитатель: Да, ребята, цветные огоньки у светофора разбились и нужно
поставить новые.
Воспитатель: Ребята, для чего же нужен светофор?
Дети: Светофор помогает регулировать движение, устанавливает порядок на
улицах.
Воспитатель: А теперь проверим, хорошо ли вы знаете, что означает каждый
свет светофора?
Воспитатель: Красный свет!
Дети: Стоп, опасно! Путь закрыт!
Воспитатель: Жёлтый.
Дети: Предупреждение! Жди сигнала для движения!
Воспитатель: Свет зеленый говорит?
Дети: - Пешеходам путь открыт!
Воспитатель: Перейти через дорогу вам на улице всегда
И помогут, и подскажут эти яркие цвета!
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофёра:
Красный свет - проезда нет (дети присели)
Жёлтый - будь готов к пути (дети встали)
А зелёный свет – кати (дети бегают, имитируя автомобили)
Воспитатель: А вы помните, в каком порядке расположены огоньки? (Ответы
детей).
Воспитатель: Правильно! Красный, жёлтый, зелёный. Приступаем к починке
светофора.
8
Воспитатель: - Светофор починили! Давайте расставим все знаки в городе на
свои места.
Конструирование: макет улицы города.
Загадки о дорожных знаках (воспитатель задаёт загадки и к каждому ответу
даёт дорожный знак). Дети находят ему подходящее место на макете.
(Задача:
подобрать
к
дорожному
знаку
соответствующую
дорожную
ситуацию).
«Дорожные работы»
Здесь дорожные работы.
Ни проехать, ни пройти
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
«Дети»
Эй, водитель осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети!
«Уступи дорогу»
Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем!
«Светофор»
Чтоб тебе помочь, дружок,
9
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни:
Зеленый, желтый, красный.
«
Главная дорога»
Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!
«Пешеходный переход»
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
«Автозаправочная станция»
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
«
Рядышком бензоколонка!»
«Въезд запрещён»
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
10
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
«
Пункт питания»
Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!
«Место остановки автобуса или троллейбуса»
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт
.
Он пешком устал шагать,
Хочет
пассажиром!
«Пост дорожно-патрульной службы»
Вот три буквы в знаке этом
Что за буквы? Не вопрос
!
Впереди расположился
ДПС – патрульный пост.
«Место парковки»
11
Посмотрите, буква в знаке,
Разве здесь она нужна?
Эта буква так важна!
Стоянка здесь разрешена!
«Пункт первой медицинской помощи»
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»
Воспитатель: Теперь в сказочном городке наступил порядок и все жители
очень рады. Теперь они без опаски могут ходить по своему сказочному
городу.
3.Заключительная часть.
Буратино: Спасибо вам ребята! За то, что вы такие добрые, отзывчивые,
внимательные и хорошо знаете правила дорожного движения, я решил
наградить вас медалями! (Вручение медалей).
Буратино: Мне, ребята, пора возвращаться!
Воспитатель: Давайте проводим Буратино, скажем ему до свидания.
Дети: До свидания!
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наше занятие-путешествие?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)
- Что нового вы сегодня узнали?
В заключении:
На улице будьте внимательны, дети.
Твердо запомните правила эти.
И выполняйте их строго всегда,
Чтоб не случилась большая беда.
12
Список литературы:
1.Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Дорожная безопасность. Москва «Третий
Рим» 2002г.
2.В.И.Ковалько. Игровой модульный курс по правилам дорожного движения
или школьник вышел на улицу. Москва «Вако» 2004г.
3. К.Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. Москва.
«Просвешение» 1998
13
14