Автор: Шагова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа - детский сад №14"
Населённый пункт: г.о. Зарайск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игрушки в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Роль игрушки в жизни
ребенка»
Родительская любовь стремиться сделать ребенка счастливым, наполнить его жизнь разнообразными
впечатлениями, удовлетворить возникающие потребности детей. Желая порадовать ребенка, взрослые
дарят ему игрушки. Важно, чтобы эта игрушка стала для него открытием чего-то нового,
окружающего мира, дала возможность общения с близкими людьми. Серьезное отношение родителей
при выборе игрушки для ребенка – залог успеха воспитания, умения дружить, формирование таких
качеств, как доброта, сочувствие, отзывчивость. Необходимо стремиться, чтобы ребенок дорожил
игрушками.
Выбор игрушки для ребенка – дело не простое. Чтобы правильно выбрать игрушку нужно знать
возрастные особенности его развития, потребностей в той или иной деятельности, желания,
стремления, опыт.
В раннем возрасте ребёнок испытывает интерес к познанию, исследованию всего, что его окружает.
Малышу необходимы яркие игрушки, звучащие, мобильные, приятные на ощупь. Они становятся
посредниками в общении между ребенком и взрослым, между детьми в семье.
Дети с удовольствием включают в игру мягкие игрушки, им нравиться чувствовать их прикосновение
пушистого меха, сопровождаемое ласковой интонацией взрослого. От простого манипулирования
игрушкой ребенок постепенно переходит к выполнению ей непосредственно игровых функций.
Эмоционально реагируют дети на игру с куклами би-ба-бо. Эта игрушка может решить много
проблем. Например, дети начинают ссорится, вдруг появляется Петрушка – задорный и смешной.
Веселое стихотворение приветствие каждому, вызывает улыбки у детей. Петрушка, хвалит детей,
подчеркивает достоинство каждого, а затем подсказывает, во что можно поиграть вместе не ссорясь.
Эта театрализованная игра дает возможность родителям установить контакт с детьми, избежать плача
и ссор. Дети воспринимают такие игрушки очень эмоционально общаются с ними.
Игрушка – надежный помощник в воспитании. Отношение к ней родителей – это
преподаваемая ими модель отношения к окружающему миру, эмоционально понятна и наглядно
доступна ребенку. Дети часто бросают игрушку на пол, а родители не придают этому значения, а ведь
этот момент требует особого внимания. Необходимо показать ребенку, что игрушке больно и обидно,
потому, что её бросили. «Ты тоже обижаешься, когда с тобой вдруг перестают играть и оставляют
одного. Пожалей куклу!» небрежное отношение к игрушкам нельзя допускать даже случайно. Иначе
ребенок перестанет верить в искренность слов родителей, а значит, не сделает данное требование
привычкой в своем поведении. Чаще обращайте внимание на то, что игрушки – живые друзья, надо
обращаться с ними, как с живыми. Нельзя игрушечного зайку поднимать с пола за уши – «ведь ему
больно». Каждая мелочь в поведении авторитетных для ребенка людей, папы и мамы, не останется не
замеченным им.
Игрушка может стать самым настоящим помощником в регулировании поведения ребенка, если
у взрослого удалось сформировать отношение к ней, как к другу. Конечно, это весомо и значимо, если
осуждает игрушка, значимо вдвойне, с ней у ребенка устанавливаются положительные эмоциональные
отношения. Как спутник игры приносит ребенку радость, удовлетворение, уверенность в себе,
реализацию своих личных потребностей. С помощью любимой игрушки можно эффективно
использовать и в практике семейного воспитания.
Нередко игрушка используется, чтобы указать ребенку на его ошибки, недостатки. Например,
ребенок обедает. Рядом с тарелкой сидит игрушка кошка. На столе крошки, пролит чай. Взрослый
подмечает: «Это с тобой кошка обедала». Какая она не аккуратная. Посмотри, как накрошила. Ты её,
пожалуйста, научи есть аккуратно. Ведь такая грязь – это некрасиво! Как ты думаешь?». Ребенок
соглашается и сразу предлагает: «Я вытру». Берет тряпку, стирает со стола. Замечание не обидело его,
более того у ребенка появилась цель – есть красиво и чисто не ради выполнения просьбы взрослого, а
чтобы не подвести любимую игрушку.
Игрушку можно использовать так же для восстановления контакта с ребенком в конфликтных
ситуациях. Жизнь детей неотделима от игры. Все другие виды деятельности гармонично вплетаются в
неё, создавая предпосылки для формирования личности. Через игру можно эффективно влиять на
разностороннее развитие ребенка. С этой целью уже в раннем детстве нужно научить ребенка
использовать в своей деятельности самые разнообразные игрушки: дидактические, строительные
материалы, игрушки для театрализованной деятельности, музыкальные и моторные, а также
спортивный инвентарь.
Большие возможности для разнообразных игр создает домашний спортивный комплекс,
овладеть которым помогают родители. Нельзя забывать и о образовательной деятельности детей.
Бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин должны использоваться под руководством
взрослого. Все эти игрушки могут стать любимыми если позаботиться о формировании интереса
ребенка к ним. Чтобы вести воспитательную работу с помощью игрушек, необходимо выделить место
для игрового уголка. Он поможет формировать у ребенка качества, как аккуратность,
самостоятельность, ответственность и эстетический вкус. Первой самой важной обязанностью ребенка
по дому - это поддержание порядка в игровом уголке. Проявление любви к своим игрушкам, забота о
них – это первые ценные качества характера. Подарить ребенку игрушку – это означает подарить
радость общения, радость познания мира, удовлетворение от реализации творческих возможностей
своего «Я». Нередко перед современными родителями встает вопрос: «Как выбрать нужную игрушку,
и какой она должна быть, чтобы ребенок увлеченно играл с ней?» - при большом выборе игрушек.
На помощь приходят советы педагогов – психологов. Они напоминают родителям что:
каждая игрушка рассчитана на определенный возраст;
чем меньше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр;
ребенок не играет всеми игрушками сразу;
приобретая игрушки, учитывайте склонность детей, но не всегда руководствуйтесь
только их интересами;
необходимо научить ребенка пользоваться игрушками;
внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок.
Чаще играйте вместе с детьми. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение того
мира, который мы, взрослые, им подарили.
Когда взрослый играет с ребенком, он уделяет ему внимание. Когда взрослый играет в то, что
ребенок ему предложил, взрослый показывает ребенку, как он ему интересен, и на сколько высоко он
оценивает его способности. Раз вы такой взрослый и умный следуйте его плану игры и выполняйте то
что он просит.
Чем больше взрослый будет подражать ребенку, тем больше ребенок будет поражать взрослому.
Подражание, имитация – одна из важнейших составляющих способностей к обучению, а у одаренных
детей эта способность особенно развития. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, что хочет
он, взрослый много узнает о ребенке. Это не только пойдет на пользу вашим отношениям.
То, что дети играют иначе, чем мы и есть одно из проявлений общей особенности современного мира.
Каждый день появляются новые технологии, игрушки, игры, новые модели поведения и сферы где их
можно применить. Представление о том, что хорошо и плохо, социальные роли и стили жизни сегодня
крайне многообразны и динамичны. Человеку не только необходимо воспринимать всё это
многообразие, но и постоянно делать выбор. Игра готовит детей к жизни в хаотическом и сложном
мире. Игра может помочь развить способности, необходимые для того чтобы подготовленными
встретить сложные задачи хаотичного и сложного мира будущего. Игры помогают исследовать мир,
учат взаимодействовать с ним, ухватывать фрагменты в его течении и соединяться с ним.
К трем года ребёнок начинает понимать назначение окружающих его предметов. детские игры и
игрушки помогут ему лучше усвоить, что лопатка предназначена для того, чтобы ей копали, а стул
чтобы сидеть. В этот период роль игрушек в жизни ребенка возрастает, а значит необходимо грамотно
их подбирать. Это могут наборы игрушечной мебели и посуды, всевозможные конструкторы,
пирамидки более сложных конструкций и т.д. С трёхлетнего возраста дети начинают осваивать
настольные развивающие игры.
Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе с ребенком растете и вы, приобретая новый опыт,
делая для себя новые открытия. Принимая участие в играх ребенка находясь рядом с ним, научите его
быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим человеком среди людей.