Автор: Стрельникова Анна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 "Рябинка" комбинированного вида города Белово.
Населённый пункт: Кемеровская область город Белово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Моя Родина Кузбасс"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС!»
для детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Цель и задачи проекта………………………………………………………….4
Этапы проведения проекта…………………………………………………….5
Предполагаемый результат……………………………………………………6
Материально-технические ресурсы…………………………………………...7
Этапы реализации проекта………………………………………………..……8
Список литературы…………….……………………………………………….11
Приложение 1
2
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к
родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.
Формирование
исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический
процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и
воспитанников. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на
событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем
самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом,
позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем
своей малой Родины.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем
славен родной край.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития,
специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен,
который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному
краю, его патриотические чувства: сохранение, распространение и развитие
исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения
к историческому и культурному наследию народов, проживающих в
Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять
его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами
окружающей действительности и жизни общества, принять участие в
созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по
формированию чувства сопричастности к своему краю.
Знакомство
детей
с
родным
краем:
с
историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями формирует у
них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и
гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об
истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Если человек не любит, хотя бы
изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о
них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им
принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые
3
улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как
правило, равнодушен к своей стране».
Виду того, что произошли существенные изменения в развитии
системы образования - это
способствовало обновлению содержания
дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало
знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным
культурным наследием и историей страны, края.
В Законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. N 110-ОЗ "Об
образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов
Кемеровской области 29 ноября 2000 г. N 821) (с изменениями от 12 апреля,
19 декабря 2001 г., 23 апреля, 23 декабря 200 в главе первой говорится о том,
что
«национально-региональный
компонент
государственных
образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем
знаний
истории,
природы,
культуры,
экономики,
политико-правового
устройства Кемеровской области в образовательных программах».
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ
анкетирование показывает:
к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес
к истории и культурному наследию края, родного села;
у 55 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края, родного
села;
60 % родителей не имеют возможности посещать культурные
учреждения села из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории края, родного села;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.
Задача
воспитания
чувства
патриотизма,
любви
к
малой
Родине
традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали
необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее
новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы
организации
педагогического
процесса
по
ознакомлению
детей
с
особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы
стала реализация проекта: «Моя Родина - Кузбасс!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный
краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем
самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников,
помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
воспитание гражданина и патриота своей страны,
формирование нравственных ценностей,
патриотических чувств, чувства
любви к Родине, родному краю.
4
Задачи проекта
Дать
знания
детям
о
родном
посёлке:
история,
символика,
достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза,
экологическая ситуация в селе.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Белово.
Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть
прекрасное, гордиться им.
Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание
принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей
среды.
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели
группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: (октябрь 2018г. - апрель 2019г.).
Основной раздел программы: Познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие
речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная
деятельность,
непосредственно-образовательная
деятельность
по
ознакомлению с окружающим миром.
Этапы проведения проекта
I. Информационно-накопительный:
изучение интереса детей для определения целей проекта;
сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной
жизни деятельности, на темы: «Моя Родина – Кузбасс!».
5
Оформление альбомов “Красная книга Кемеровской области”, «Птицы
Кемеровской области».
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае».
Оформление
дидактических
игр
по
краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города»,
«Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом
родной».
Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями).
Лепка «Животные и птицы Кемеровской области».
Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.
Разучивание стихов, песен о Кузбассе.
Оформление музыкального уголка в русских традициях.
Изготовление макета Беловской ГРЭС.
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие: «Моя Родина – Кузбасс!».
Выставка
продуктов
детской
деятельности,
совместная
деятельность «Родитель + ребёнок»: рисунки, макет, стенгазета.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов. Итоговым результатом является педагогическая
диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное
участие детей в выставках, конкурсах,
спортивно-патриотических
мероприятиях, других видах деятельности.
Методы проекта:
наблюдение;
совместные игры;
анкетирование детей «Что ты знаешь о своем поселке?» и родителей
«Наш родной поселок»;
познавательные НОД;
беседы, экскурсии, целевые прогулки.
Предполагаемый результат:
умение
выражать
собственное
мнение,
анализировать,
живо
реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
освоение доступных знаний об истории родного края;
приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального
общения со взрослыми.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект реализуется в рамках МАДОУ бековский детский сад
«Планета детства» в 2018 – 2019 учебном году с детьми старшего
6
дошкольного
возраста
в
специально
организованной
деятельности;
совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской
деятельности; деятельности детей и родителей.
Материально-технические ресурсы,
необходимые для выполнения проекта:
подбор исторической литературы;
подбор произведений русского народного творчества;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
подготовка разного вида бросового материала;
подготовка
изобразительного
материала
для
продуктивной
деятельности;
дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
выставки книг, рисунков, поделок;
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление
групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей –
информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты).
7
Этапы реализации проекта
Тема
Цель
Вид, результат
деятельности
ОКТЯБРЬ
«Государственная
символика родного края»
Формировать
представления
детей
о
государственных
символах родного края – флаге,
гимне, гербе; подвести детей к
пониманию того, что символы не
просто обозначают, а описывают,
раскрывают
явления.
Воспитывать любовь и чувство
гордости к родному краю.
Разучивание
стихотворений
о
родном крае.
Экскурсия в библиотеку
Познакомить
детей
с
общественными
зданиями
пгт.
Инской,
их
назначением
расширять знания о профессиях
работников
социальной
сферы,
содержания и значимости труда
для
жителей;
воспитывать
правила культуры поведения на
улицах и в общественных местах;
стимулировать у детей интерес и
любовь к своему селу, заботу о
его красоте и чистоте.
Подклеивание
книг
в
группе;
изготовление
детьми книжки -
малышки.
НОЯБРЬ
«Достопримечательности
родного села» целевая
прогулка к памятнику
В.И.Ленина
Закрепить знания детей о
достопримечательностях поселка.
Познакомить с понятием
архитектура и архитектурными
памятниками поселка.
Ситуативная
беседа.
«Предприятия
родного
края»
Расширять знания о предприятиях
края, изготавливаемой продукции.
Конкурс
рисунков.
ДЕКАБРЬ
Экскурсия «Путешествие
по поселку»
Познакомить детей со своей малой
родиной,
улицами
поселка
Инской,
жилыми
домами
и
общественными
зданиями,
их
назначением;
Изготовление
макета
«Детский сад»
8
уточнить знания детей о правилах
поведения на улицах, о правилах
дорожного движения, воспитывать
чувство ответственности за свой
поселок.
«Русская изба»
Приобщать
детей
к
истории
нашего
народа,
обустройству
быта.
Знакомство
с
домашней
утварью,
предметами
быта
прошлого
времени.
Сравнивать
особенности
старого
и
современного быта.
Дидактическая
игра «В русской
избе»
Оформление
музыкального
уголка в русских
традициях
ЯНВАРЬ
Игра
–
путешествие
«Кемерово
–
столица
Кузбасса»
Формировать у детей понятия о
столице
Кузбасса;
воспитывать
патриотические
гражданские
чувства.
Беседа «Кемерово
–
столица
Кузбасса»
Игра-путешествие
Моя Родина - Кузбасс!»
Воспитывать
у
детей
патриотические чувства, любовь и
уважение к Родине.
Конкурс
рисунков «Мы в
крае
Кузнецком
живем».
ФЕВРАЛЬ
«Знай и люби родную
природу»
Вызвать желание больше узнать
об особенностях природы края,
учить
сопереживать
вместе
с
природой ее радость и печаль.
Разучивание
стихов,
загадывание
загадок о родной
природе.
МАРТ
«Флора
и
фауна
Кемеровской области»
Углублять
и
конкретизировать
представления
о
животном
и
растительном мире края.
Лепка «Животные
и
птицы
Кемеровской
области
Акция:
«Сделаем
наш
край чище»
Наглядно
показать,
что
у
ненужных
вещей
есть
вторая
жизнь.
Научить
детей
делать
интересные поделки из бросового
материала
приобщая
к
экологическому воспитанию.
Выставка поделок
из
бросового
материала
совместно
с
родителями
АПРЕЛЬ
«Птицы
Кемеровской
Формирование знаний о птицах
Изготовление
9
области»
Кемеровской
области,
поиск
необходимой
информации
совместно с родителями.
альбома.
Д/игра
«Собери
картинку».
Игра – соревнование
«Найди отличия»
Сравнивать особенности старого и
современного поселка.
Две команды: Кто
больше
назовет
отличий
тот
и
победитель.
МАЙ
Итоговое
родительское
собрание. Круглый стол
«Родной свой край люби
и знай».
Выявление
усвоенных
знаний
родителями.
Викторина
для
родителей
«Наш край».
Список литературы
1.
Ветохина
А.Я.,
Дмитренко
З.С.,
Жигналь
Е.Н.
«Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
10
2.
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в
ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об
образовании в Кемеровской области»
4. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
5. М.А. Всильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и
обучения в детском саду»
6.
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ.
Управление ДОУ 2006 № 8.
7. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
8.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ 2005 №1.
9. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005
№1.
10. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.
11. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
12. Материалы из Интернет.
Приложение 1
Анкета для детей «Что ты знаешь о своем поселке?»
11
1. Как называется наша страна?
2. Как называется поселок, в котором ты живешь?
3. Кто основал наш город?
4. Сколько городу лет?
5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?
6. Как называется улица,
на которой ты живешь? Почему она так
называется?
7. Памятники каким знаменитым людям ты знаешь у нас в поселке,
городе?
8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
9. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Анкета для родителей «Наш родной поселок»
1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к истории нашего поселка?
2. Как проявляется этот интерес?
3.Что больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади,
памятники, исторические места, и т.д.)?
4. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному
вопросу?
Приложение 2
Сюжетно – ролевая игра: «Разрез»
12
Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях поселка
,
работниках разреза. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть
сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли
Ролевые
действия
Ролевые
диалоги
Создание
условий для
игровой
деятельности
Сюжет
ные
линии
Связь игры с
разделами
программы
Окружа
ющий
мир
Р
у
ч
т
р
у
д
Начальник
Выдает наряд
на выполнение
работ
Сегодня
необходи
мо выдать
5 тон
угля на
угольный
склад
Кабинет, книга
нарядов, ручка,
каска белая
Подпис
ывание
разных
докумен
тов,
путевок
Беседа
«Наш
угольны
й край»
Апплика-
ция
«Грузовая
машина с
углем»
Мастер
Контролирует
работу за
качество
выполненной
работы, несет
ответственност
ь за рабочего
Проверяе
т и
отзванива
ется
начальни
ку о
выполнен
ии данной
работы
Необходимые
атрибуты:
путевка, каска
белая
Помога
ет
рабочи
м
Беседа
«Все
професс
ии
нужны,
все
професс
ии
важны»
Водители
Ведёт машину,
рулит, подаёт
сигнал,
устраняет
неполадки
Перевозит груз,
ведёт машину.
Работник
и
общаются
между
собой во
время
обеда и
по рации
Необходимые
атрибуты:
путевка,
инструменты
аптечка, каска
Ремонт
ируют
свои
белазы
Изготовлен
ие
Макета
«Разрез»
Машинист
бульдозера
Управляет
бульдозером,
сгребает в кучу
уголь, на
угольном
складе
Экскаватор
щик
Управляет
экскаватором,
добывает уголь
нагружает
уголь в кузов.
Работник
и
общаются
между
собой во
время
Необходимые
атрибуты,
экскаватор
«уголь»
13
обеда и
по рации
Бензоправщи
кк
Заливает в
машину
бензин,
Устанавл
ивает
очередь.
- Сколько
литров
бензина
вам
нужно
залить?
Бензоправка,
касса, чеки
Заказыв
ает
бензин,
Диспетчер
Даёт указания
об отправлении
машины.
Объявляет
маршрут.
Посылает
контролёров
узнать все ли в
порядке
Внимание
белаз
номер 8,
отправляе
тся за
углем,
бульдозер
№10
отправляе
тся на
угольный
склад
Рупор,
необходимые
атрибуты.
Медсестра
Осматривает
работников,
выдает
пропуски
водителям,
Проходит
е
пожалуйс
та,
возьмите
ваш
пропуск.
- Что у
вас
случилось
?
Медицинский
кабинет,
необходимые
атрибуты
оказыва
ет
первую
медици
нскую
помощь
Сюжетно – ролевая игра: «Шахта»
Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях поселка
,
работниках шахты. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть
сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли
Ролевые
действия
Ролевые
диалоги
Создание
условий
для
игровой
деятельно
Сюжетн
ые линии
Связь игры с разделами
программы
Окружающ
ий мир
Ручной
труд
14
сти
Начальник
Выдает
наряд на
выполнение
работ
Сегодня
необходимо
добыть 2 тонны
угля
Кабинет,
книга
нарядов,
ручка,
каска белая
Подписыв
ание
разных
документ
ов,
путевок
Беседа
«Мы
в крае
Кузнецком
живем».
Аппликаци
я «Мой
папа
шахтер»
Мастер
Контролиру
ет работу за
качество
выполненно
й работы,
несет
ответственн
ость за
рабочего
Проверяет и
отзванивается
начальнику о
выполнении
данной работы
Возьмите
пожалуйста
ваш фонарь и
самоспасатель
Общаются
между собой
Необходим
ые
атрибуты:
путевка,
каска белая
Помогает
рабочим
Беседа «Все
профессии
нужны, все
профессии
важны»
Изготовлен
ие
Макета
«Шахты»
Лампов-
щица
Отмечает
спуск
подъем
рабочего с
шахты
Кабинет в
котором
находятся
самоспасат
ели и
фонари
Уборку в
своем
кабинета,
заряжает
фонари.
Рабочие
Выполняют
работу по
наряду
начальника
Необходим
ые
атрибуты,
каска,
роба,
рабочие
инструмент
ы
Медсестра
Осматривает
работников,
выдает
пропуски на
спуск в
шахту
Проходите
пожалуйста,
возьмите ваш
пропуск.
- Что у вас
случилось?
Медицинск
ий кабинет,
медикамен
ты,
медицинск
ое
оборудован
ие
оказывает
первую
медицинс
кую
помощь
15