Напоминание

Проект "Моя Родина Кузбасс"


Автор: Стрельникова Анна Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59 "Рябинка" комбинированного вида города Белово.
Населённый пункт: Кемеровская область город Белово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Моя Родина Кузбасс"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС!»

для детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Цель и задачи проекта………………………………………………………….4

Этапы проведения проекта…………………………………………………….5

Предполагаемый результат……………………………………………………6

Материально-технические ресурсы…………………………………………...7

Этапы реализации проекта………………………………………………..……8

Список литературы…………….……………………………………………….11

Приложение 1

2

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к

родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать.

Формирование

исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический

процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и

воспитанников. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на

событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем

самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом,

позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем

своей малой Родины.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом

месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего

материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем

славен родной край.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития,

специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен,

который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному

краю, его патриотические чувства: сохранение, распространение и развитие

исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения

к историческому и культурному наследию народов, проживающих в

Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять

его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами

окружающей действительности и жизни общества, принять участие в

созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по

формированию чувства сопричастности к своему краю.

Знакомство

детей

с

родным

краем:

с

историко-культурными,

национальными, географическими, природными особенностями формирует у

них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и

гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об

истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти

человека на всю жизнь.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Если человек не любит, хотя бы

изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о

них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им

принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые

3

улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как

правило, равнодушен к своей стране».

Виду того, что произошли существенные изменения в развитии

системы образования - это

способствовало обновлению содержания

дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало

знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным

культурным наследием и историей страны, края.

В Законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. N 110-ОЗ "Об

образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов

Кемеровской области 29 ноября 2000 г. N 821) (с изменениями от 12 апреля,

19 декабря 2001 г., 23 апреля, 23 декабря 200 в главе первой говорится о том,

что

«национально-региональный

компонент

государственных

образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем

знаний

истории,

природы,

культуры,

экономики,

политико-правового

устройства Кемеровской области в образовательных программах».

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ

анкетирование показывает:

к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес

к истории и культурному наследию края, родного села;

у 55 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края, родного

села;

60 % родителей не имеют возможности посещать культурные

учреждения села из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории края, родного села;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.

Задача

воспитания

чувства

патриотизма,

любви

к

малой

Родине

традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали

необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее

новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы

организации

педагогического

процесса

по

ознакомлению

детей

с

особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы

стала реализация проекта: «Моя Родина - Кузбасс!».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный

краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем

самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников,

помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

воспитание гражданина и патриота своей страны,

формирование нравственных ценностей,

патриотических чувств, чувства

любви к Родине, родному краю.

4

Задачи проекта

Дать

знания

детям

о

родном

посёлке:

история,

символика,

достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза,

экологическая ситуация в селе.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Белово.

Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.

Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть

прекрасное, гордиться им.

Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание

принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей

среды.

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Вид проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели

группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: (октябрь 2018г. - апрель 2019г.).

Основной раздел программы: Познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие

речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная

деятельность,

непосредственно-образовательная

деятельность

по

ознакомлению с окружающим миром.

Этапы проведения проекта

I. Информационно-накопительный:

изучение интереса детей для определения целей проекта;

сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной

жизни деятельности, на темы: «Моя Родина – Кузбасс!».

5

Оформление альбомов “Красная книга Кемеровской области”, «Птицы

Кемеровской области».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае».

Оформление

дидактических

игр

по

краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города»,

«Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом

родной».

Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями).

Лепка «Животные и птицы Кемеровской области».

Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.

Разучивание стихов, песен о Кузбассе.

Оформление музыкального уголка в русских традициях.

Изготовление макета Беловской ГРЭС.

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие: «Моя Родина – Кузбасс!».

Выставка

продуктов

детской

деятельности,

совместная

деятельность «Родитель + ребёнок»: рисунки, макет, стенгазета.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Итоговым результатом является педагогическая

диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное

участие детей в выставках, конкурсах,

спортивно-патриотических

мероприятиях, других видах деятельности.

Методы проекта:

наблюдение;

совместные игры;

анкетирование детей «Что ты знаешь о своем поселке?» и родителей

«Наш родной поселок»;

познавательные НОД;

беседы, экскурсии, целевые прогулки.

Предполагаемый результат:

умение

выражать

собственное

мнение,

анализировать,

живо

реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

освоение доступных знаний об истории родного края;

приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального

общения со взрослыми.

Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект реализуется в рамках МАДОУ бековский детский сад

«Планета детства» в 2018 – 2019 учебном году с детьми старшего

6

дошкольного

возраста

в

специально

организованной

деятельности;

совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской

деятельности; деятельности детей и родителей.

Материально-технические ресурсы,

необходимые для выполнения проекта:

подбор исторической литературы;

подбор произведений русского народного творчества;

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

подготовка разного вида бросового материала;

подготовка

изобразительного

материала

для

продуктивной

деятельности;

дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

выставки книг, рисунков, поделок;

создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление

групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей –

информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты).

7

Этапы реализации проекта

Тема

Цель

Вид, результат

деятельности

ОКТЯБРЬ

«Государственная

символика родного края»

Формировать

представления

детей

о

государственных

символах родного края – флаге,

гимне, гербе; подвести детей к

пониманию того, что символы не

просто обозначают, а описывают,

раскрывают

явления.

Воспитывать любовь и чувство

гордости к родному краю.

Разучивание

стихотворений

о

родном крае.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить

детей

с

общественными

зданиями

пгт.

Инской,

их

назначением

расширять знания о профессиях

работников

социальной

сферы,

содержания и значимости труда

для

жителей;

воспитывать

правила культуры поведения на

улицах и в общественных местах;

стимулировать у детей интерес и

любовь к своему селу, заботу о

его красоте и чистоте.

Подклеивание

книг

в

группе;

изготовление

детьми книжки -

малышки.

НОЯБРЬ

«Достопримечательности

родного села» целевая

прогулка к памятнику

В.И.Ленина

Закрепить знания детей о

достопримечательностях поселка.

Познакомить с понятием

архитектура и архитектурными

памятниками поселка.

Ситуативная

беседа.

«Предприятия

родного

края»

Расширять знания о предприятиях

края, изготавливаемой продукции.

Конкурс

рисунков.

ДЕКАБРЬ

Экскурсия «Путешествие

по поселку»

Познакомить детей со своей малой

родиной,

улицами

поселка

Инской,

жилыми

домами

и

общественными

зданиями,

их

назначением;

Изготовление

макета

«Детский сад»

8

уточнить знания детей о правилах

поведения на улицах, о правилах

дорожного движения, воспитывать

чувство ответственности за свой

поселок.

«Русская изба»

Приобщать

детей

к

истории

нашего

народа,

обустройству

быта.

Знакомство

с

домашней

утварью,

предметами

быта

прошлого

времени.

Сравнивать

особенности

старого

и

современного быта.

Дидактическая

игра «В русской

избе»

Оформление

музыкального

уголка в русских

традициях

ЯНВАРЬ

Игра

путешествие

«Кемерово

столица

Кузбасса»

Формировать у детей понятия о

столице

Кузбасса;

воспитывать

патриотические

гражданские

чувства.

Беседа «Кемерово

столица

Кузбасса»

Игра-путешествие

Моя Родина - Кузбасс!»

Воспитывать

у

детей

патриотические чувства, любовь и

уважение к Родине.

Конкурс

рисунков «Мы в

крае

Кузнецком

живем».

ФЕВРАЛЬ

«Знай и люби родную

природу»

Вызвать желание больше узнать

об особенностях природы края,

учить

сопереживать

вместе

с

природой ее радость и печаль.

Разучивание

стихов,

загадывание

загадок о родной

природе.

МАРТ

«Флора

и

фауна

Кемеровской области»

Углублять

и

конкретизировать

представления

о

животном

и

растительном мире края.

Лепка «Животные

и

птицы

Кемеровской

области

Акция:

«Сделаем

наш

край чище»

Наглядно

показать,

что

у

ненужных

вещей

есть

вторая

жизнь.

Научить

детей

делать

интересные поделки из бросового

материала

приобщая

к

экологическому воспитанию.

Выставка поделок

из

бросового

материала

совместно

с

родителями

АПРЕЛЬ

«Птицы

Кемеровской

Формирование знаний о птицах

Изготовление

9

области»

Кемеровской

области,

поиск

необходимой

информации

совместно с родителями.

альбома.

Д/игра

«Собери

картинку».

Игра – соревнование

«Найди отличия»

Сравнивать особенности старого и

современного поселка.

Две команды: Кто

больше

назовет

отличий

тот

и

победитель.

МАЙ

Итоговое

родительское

собрание. Круглый стол

«Родной свой край люби

и знай».

Выявление

усвоенных

знаний

родителями.

Викторина

для

родителей

«Наш край».

Список литературы

1.

Ветохина

А.Я.,

Дмитренко

З.С.,

Жигналь

Е.Н.

«Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

10

2.

Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в

ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

3. Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об

образовании в Кемеровской области»

4. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

5. М.А. Всильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и

обучения в детском саду»

6.

Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ.

Управление ДОУ 2006 № 8.

7. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного

возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

8.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Управление ДОУ 2005 №1.

9. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005

№1.

10. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.

11. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

12. Материалы из Интернет.

Приложение 1

Анкета для детей «Что ты знаешь о своем поселке?»

11

1. Как называется наша страна?

2. Как называется поселок, в котором ты живешь?

3. Кто основал наш город?

4. Сколько городу лет?

5. Какие главные улицы и площади ты знаешь?

6. Как называется улица,

на которой ты живешь? Почему она так

называется?

7. Памятники каким знаменитым людям ты знаешь у нас в поселке,

городе?

8. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?

9. Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?

Анкета для родителей «Наш родной поселок»

1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к истории нашего поселка?

2. Как проявляется этот интерес?

3.Что больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади,

памятники, исторические места, и т.д.)?

4. Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному

вопросу?

Приложение 2

Сюжетно – ролевая игра: «Разрез»

12

Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях поселка

,

работниках разреза. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть

сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли

Ролевые

действия

Ролевые

диалоги

Создание

условий для

игровой

деятельности

Сюжет

ные

линии

Связь игры с

разделами

программы

Окружа

ющий

мир

Р

у

ч

т

р

у

д

Начальник

Выдает наряд

на выполнение

работ

Сегодня

необходи

мо выдать

5 тон

угля на

угольный

склад

Кабинет, книга

нарядов, ручка,

каска белая

Подпис

ывание

разных

докумен

тов,

путевок

Беседа

«Наш

угольны

й край»

Апплика-

ция

«Грузовая

машина с

углем»

Мастер

Контролирует

работу за

качество

выполненной

работы, несет

ответственност

ь за рабочего

Проверяе

т и

отзванива

ется

начальни

ку о

выполнен

ии данной

работы

Необходимые

атрибуты:

путевка, каска

белая

Помога

ет

рабочи

м

Беседа

«Все

професс

ии

нужны,

все

професс

ии

важны»

Водители

Ведёт машину,

рулит, подаёт

сигнал,

устраняет

неполадки

Перевозит груз,

ведёт машину.

Работник

и

общаются

между

собой во

время

обеда и

по рации

Необходимые

атрибуты:

путевка,

инструменты

аптечка, каска

Ремонт

ируют

свои

белазы

Изготовлен

ие

Макета

«Разрез»

Машинист

бульдозера

Управляет

бульдозером,

сгребает в кучу

уголь, на

угольном

складе

Экскаватор

щик

Управляет

экскаватором,

добывает уголь

нагружает

уголь в кузов.

Работник

и

общаются

между

собой во

время

Необходимые

атрибуты,

экскаватор

«уголь»

13

обеда и

по рации

Бензоправщи

кк

Заливает в

машину

бензин,

Устанавл

ивает

очередь.

- Сколько

литров

бензина

вам

нужно

залить?

Бензоправка,

касса, чеки

Заказыв

ает

бензин,

Диспетчер

Даёт указания

об отправлении

машины.

Объявляет

маршрут.

Посылает

контролёров

узнать все ли в

порядке

Внимание

белаз

номер 8,

отправляе

тся за

углем,

бульдозер

№10

отправляе

тся на

угольный

склад

Рупор,

необходимые

атрибуты.

Медсестра

Осматривает

работников,

выдает

пропуски

водителям,

Проходит

е

пожалуйс

та,

возьмите

ваш

пропуск.

- Что у

вас

случилось

?

Медицинский

кабинет,

необходимые

атрибуты

оказыва

ет

первую

медици

нскую

помощь

Сюжетно – ролевая игра: «Шахта»

Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях поселка

,

работниках шахты. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть

сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Роли

Ролевые

действия

Ролевые

диалоги

Создание

условий

для

игровой

деятельно

Сюжетн

ые линии

Связь игры с разделами

программы

Окружающ

ий мир

Ручной

труд

14

сти

Начальник

Выдает

наряд на

выполнение

работ

Сегодня

необходимо

добыть 2 тонны

угля

Кабинет,

книга

нарядов,

ручка,

каска белая

Подписыв

ание

разных

документ

ов,

путевок

Беседа

«Мы

в крае

Кузнецком

живем».

Аппликаци

я «Мой

папа

шахтер»

Мастер

Контролиру

ет работу за

качество

выполненно

й работы,

несет

ответственн

ость за

рабочего

Проверяет и

отзванивается

начальнику о

выполнении

данной работы

Возьмите

пожалуйста

ваш фонарь и

самоспасатель

Общаются

между собой

Необходим

ые

атрибуты:

путевка,

каска белая

Помогает

рабочим

Беседа «Все

профессии

нужны, все

профессии

важны»

Изготовлен

ие

Макета

«Шахты»

Лампов-

щица

Отмечает

спуск

подъем

рабочего с

шахты

Кабинет в

котором

находятся

самоспасат

ели и

фонари

Уборку в

своем

кабинета,

заряжает

фонари.

Рабочие

Выполняют

работу по

наряду

начальника

Необходим

ые

атрибуты,

каска,

роба,

рабочие

инструмент

ы

Медсестра

Осматривает

работников,

выдает

пропуски на

спуск в

шахту

Проходите

пожалуйста,

возьмите ваш

пропуск.

- Что у вас

случилось?

Медицинск

ий кабинет,

медикамен

ты,

медицинск

ое

оборудован

ие

оказывает

первую

медицинс

кую

помощь

15



В раздел образования