Напоминание

"Современные подходы в работе учителя-логопеда. Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет по лексической теме: "Времена года"


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: г.Тихорецка Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные подходы в работе учителя-логопеда. Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет по лексической теме: "Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Леонова Светлана Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ №9 «Золотой петушок»

города Тихорецка Тихорецкого района

Краснодарского края

Современные подходы в работе учителя-логопеда

Сборник дидактических материалов по коррекционно-

развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет

по лексической теме: «Времена года»

Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится

играм.

В

игровой

деятельности

старших

дошкольников

существует

двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается

и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием

развития речи. Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае,

когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Именно по этой причине

было принято решение оформить игры и дидактический речевой материал в

виде сборника.

Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей

работе для детей с ТНР (от 5 до 7 лет) по лексической теме «Времена года»

направлен на формирование и закрепление представлений детей о временах

года. Содержание сборника позволяет развивать восприятие детей, внимание,

память, мышление и речь; знакомить детей с месяцами года и их

последовательностью, закреплять признаки времен года. Все материалы

соответствуют данной теме и несут в себе познавательную и развивающую

функции.

Цель: Закрепление знаний о временах года у детей.

Задачи:

-обобщать и систематизировать знания детей о чередовании времен года и их

характеристиках;

-расширять активный и пассивный словарь и формировать лексико-

грамматические конструкции;

-упражнять детей в составлении описательных рассказов о временах года с

помощью мнемотаблицы ;

-закреплять знания и умения, направленные на формирование звуко-

слогового анализа и синтеза;

-закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями;

-систематизировать знания о взаимодействии живой и неживой природы;

-развивать восприятие, внимание, память, мышление (умение анализировать,

сравнивать, сопоставлять, делать выводы);

-активизировать речевые навыки;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Сборник дидактических материалов включает всевозможные задания,

направленные на обогащение активного и пассивного словарного запаса

ребенка, формирование правильных грамматических конструкций речи,

звуко-слогового анализа и синтеза.

При работе с данным пособием детям необходимо выполнить

определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки,

выучить

стихотворения,

составить

рассказ,

провести

наблюдения

(за

погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе). В

ходе такой работы дошкольники получают новые знания по лексической

теме, расширяют и обогащают экспрессивную и импрессивную речь.

В содержание сборника включены следующие дидактические игры с

детьми:

- Лото "Времена года"

- Дидактическая игра "Круглый год"

- Дидактическая игра "Разложи по размеру"

- Дидактическая игра "Путаница"

- Разрезные картинки "Времена года"

- Дидактическая игра "Одень куклу на прогулку"

- Дидактическая игра "Запомни пословицу"

- Дидактическая игра "Четвертый лишний»

- Отгадывание загадок "Отгадай загадку"

- Дидактическая игра "Двенадцать месяцев"

- Дидактическая игра "Доскажи словечко"

- Дидактическая игра "Посчитай, не ошибись"

- Дидактическая игра "Дерево"

- Паззл "Собери картинку"

- Составление рассказа по мнемотаблице "Расскажи по схеме о времени года"

- Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам "Составь

рассказ"

- Чтение, заучивание стихов о временах года.

В ходе работы это пособие:

1. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по

изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая,

что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Дает возможность повторить пройденный материал в любое удобное время

для ребенка.

3. Хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются

дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.

Предложенное авторское пособие поможет не только педагогам, но и

родителям в доступной увлекательной форме закрепить знания детей по

данной теме.

Методическое пособие имеет практическую значимость и отвечает всем

основным

требованиям,

представленным

к

работе

данного

вида.

Представленное методическое пособие может быть рекомендовано к

использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и

родителям в индивидуальной работе с детьми.

Инструкции для организации работы с содержанием сборника

Сборник дидактических материалов включает всевозможные задания,

игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического

строя

речи,

расширение

словаря

и

формирование

связной

речи

по

лексической теме «Времена года».

В сборнике подобраны стихи о временах года и оформлены в виде

книжек-малышек.

Они помогут обогатить знания детей о природе, её многообразии, о приметах

каждого времени года. Стихи развивают познавательный интерес к миру

природы, эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею), обогащают знания детей, расширяют словарный

запас словами (например: «капель», «метель», «листопад» «проталина»,

«узор», «подснежник»), развивают память.

Загадки в кармашках в форме листьев и желудей.

Загадки по временам года направлены на разностороннее развитие устной

речи и обогащение словарного запаса ребенка. Также они формируют умение

делать выводы и выделять основные признаки предметов, развивают

предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу.

Зачастую в загадках присутствуют многозначные слова, с помощью которых

ребенок познает переносные значения некоторых знакомых слов.

Цель: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением

времени года; развивать слуховое внимание;

с помощью поэтического слова, показать красоту различных времен

года, разнообразие сезонных явлений.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных

предложений с союзом потому что, активизировать и обогащать словарь

детей.

Ход игры: Перед ребенком выложить карточку с четырьмя картинками, на

которой три картинки соответствуют одному времени года, а одна картинка -

другому. Ребенок должен найти лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

Дидактические игры «Разрезные картинки» и

«Собери картинку»

Цель игры: сложить из фрагментов целое изображение.

Задачи: Обучать составлять сюжет по фрагментам; закреплять у ребенка

понятия «часть» и «целое»; тренировать координацию глаз-рука, развивать

логическое мышление, внимание, речь

Эти игры с обсуждениями полученной картинки тренируют речь ребенка,

умение строить связные предложения, расширяют

словарный запас и

кругозор. Яркие картинки стимулируют зрительное восприятие и образное

воображение.

Лото «Времена года» (в двух вариантах).

Цель: расширить представления детей о временах года, сезонных явлениях;

развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Ребенку

надо

подобрать

картинки

и

предметы,

соответствующие

определенному времени года.

Карточки с изображением времен года так же можно использовать при

составлении описательных рассказов с помощью алгоритма «Времена

года».

Беседы по картинке

развивают связную речь, обобщают имеющиеся

знания по теме, активизируют мыслительную деятельность и внимание.

Дидактические игры «Составь рассказ» и «Вспомни все»

Цель:

развивать

устную

речь,

наблюдательность,

внимание,

память,

расширяя представления детей о временах года.

Ребенку надо составить описание времени года, используя картинку. В

помощь

можно

использовать

алгоритм

«Времена

года».

Или же предложить ребенку посмотреть на картинку 30 секунд, запомнить

как можно больше деталей, затем ответить на вопросы по содержанию

картинки.

Лото «Времена года»

Цель: находить соответствующие данному времени года картинки; называть

в определенной последовательности времена года; развивать зрительную

память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Ход игры: дети берут по одной большой картинке с изображением времени

года. Педагог показывает одну маленькую, дети определяют, когда это

бывает. Побеждает тот, кто быстрее соберёт четыре маленькие картинки на

свой сезон.

Можно усложнить задачу: по собранным картинкам дети составляют рассказ.

Игра «Народные пословицы»

Цель: формировать у детей представления о пословицах как произведениях

устного народного творчества, в которых

отражены приметы сезонных

изменений и скрыта народная мудрость.

Игра представлена в виде бумажной «лесенки».

Дидактическая игра «Круглый год»

Цель: формировать представления об окружающем мире – о делении года

на четыре времени, каждое из которых, в свою очередь, делиться на три

месяца;

закреплять знания и умения различать месяца по природным

явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей,

одежде;

активизировать детское внимание, развитие всех компонентов

устной речи, памяти, мышления; воспитывать осознанное и правильное

отношение к природе.

Игры «Одень куклу на прогулку» и

«Путаница»

Цель: учить подбирать одежду для прогулки по сезону

.

С

б

о

р

н

и

к

дидактических материалов как средство развития детей дошкольного

возраста помогает организовать совместную деятельность с детьми, а также

самостоятельную деятельность ребенка.



В раздел образования