Напоминание

Игровой практикум для родителей детей старшего возраста по теме: "Учим буквы весело"


Автор: Выхрстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г Тихорека
Населённый пункт: г. Тихорецк Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Игровой практикум для родителей детей старшего возраста по теме: "Учим буквы весело"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровой практикум для родителей детей

старшего возраста по теме: «Учим буквы весело»

Цель: Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте

детей.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.

2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце

слова).

3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.

4. Закреплять навык звукового анализа слова.

5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной

встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как подготовить детей к

школе, учить дошкольника грамоте и о том, какие интересные игры можно провести с

ребенком для того, чтобы весело и интересно знакомиться с новыми буквами и

закреплению их написания.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? Предложение – это слова

связанные между собой по смыслу.

Вспомним: Предложение состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из

звуков. Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти

разные.

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит

свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки поются.

Гласные звуки обозначают красным цветом. Вспомните и назовите гласные звуки

Родители с детьми: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Логопед: Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя

встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.

Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].

Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия

голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит,

а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или

закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б-Бь, В-Вь, Г-Гь, Д-Дь, З-

Зь…

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Звуки на письме обозначаем буквами. 1. Звуки отличаются от букв? Что такое звук? Что

такое буква? Давайте вспомним правило

Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем (показывают

жестами).

Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву,

произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт

дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено

называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает

детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы дети лучше усвоили графический облик буквы и для профилактики

дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)

Существует множество весёлых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся

Вашему ребенку. Я предлагаю использовать следующие занимательные игры.

-написать букву в воздухе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

-вылепить из пластилина, теста;

-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Раскрашиваем

Можно взять раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с

интересом заниматься твopчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого

разные интересные техники:

• раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками,

штампами;

•раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

• использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной

бумагой, кляксами, рисование мокрой палочкой («спрячь букву») и т.п.).

Лепим

Очень полезное занятие — лепить буквы из цветного теста или пластилина.

Пишем на манке, на песке и других сыпучих материалах

Дети обожают рисовать на манке. Рисовать можно палочкой либо пальчиками.

Вылепи букву

Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина.

Напиши букву на манке

Дети обожают рисовать на манке! Пишем буквы на манке пальцем или любой палочкой.

Буквы на спине

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Что вам понадобится: для этой игры реквизит не нужен.

Как играть?

Поиграйте с ребенком в загадки. Просто "напишите" на спине ребенка своим

указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите,

какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы

отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.

Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо

причинам твердо выучить.

Вариант:

Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске

или фломастером на бумаге.

Конструируем

Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, мозаики конструктора Лего и

всего остального, что попадется под руку. Готовых деталей букв. (из легкого

застывающего пластилина) Некоторым детям может быть трудно строить буквы из

подручных материалов. С такими детками можно конструировать, используя метод

«наложения».

Отпечатки (метод тиснения)

Оттиски в виде букв можно создавать на пластилине, соленом тесте, на песке и т.д. Для

создания отпечатков используем различные палочки, камешки, конструктор, мозаику….

Найди и зачеркни

Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать

внимание.

Что вам понадобится: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка,

возможно, "Букварь" или "Азбука", рекламные листовки из почтового ящика), карандаш/

фломастер/ручка.

Как играть?

Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового

шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и

зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка

просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно

обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.

При успешном выполнении подобных заданий усложните инструкцию, предложите

одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.

Следующий уровень сложности - находить 2 разные буквы и обозначать из разными

способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком

варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга,

например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать

разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть

схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.

Со временем можно заменить текст для поиска с буквами одинакового размера и шрифта

на текст или набор букв разного шрифта и размера. Для работы на таком уровне очень

подходят рекламные листовки или объявления в газетах - там представлены буквы не

только разного шрифта и размера, но и разного цвета. Еще один удобный вариант для

подготовки таких заданий - печатание их на компьютере с использованием различных

стилей и разных размеров букв.

Для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например,

работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв,

которые ребенок сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за 1

минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности

ребенка.

Интерес к данному упражнению сохраняется у детей очень долго. Поэтому вы можете

вернуться к игре даже тогда, когда ребенок уже хорошо читает. В этом случае главной

задачей станет тренировка внимания, сосредоточенности, умения выполнять

инструкции.

Вариант:

Поработайте над одним из таких заданий сами, специально допустите ошибки,

предложите ребенку исполнить роль учителя и проверить правильность выполнения

задания.

Кубики Никитина «Сложи узор»

Цели: Развитие умения зрительного восприятия буквы, развитие пространственного

воображения, логического мышления, цветовосприятия, умения анализировать,

синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать

цвет и форму, воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и

целеустремленности.

Мешочки с секретиком

В них спрятались буквы. (Можно соотнести с картинкой)

Цель: разаитие умения на ощупь определять букву, учиться придумывать слово на

заданную букву, складывать из букв слова.

Нам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.

Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый мешочек или подарочный

пакет.

В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной,

отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок,

вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в

мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.

Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3

за 1 игру.

После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре

положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок

от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из

набора, геометрическая фигурка и т. п.

Вариант:

Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка.

Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они

слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква

(независимо от ее места в слове).

Он ест буквы! Ну-ка!. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики

человечков - прорези в коробке). Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки

весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая

им больше подходит (фасолькой со "своей" буквой):

Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в

"догонялки", а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы

на занятии, чтобы отдохнуть с пользой. Развесьте на стенах комнаты изображения

различных букв (вы можете использовать буквы, которые "украшали" вместе с

ребенком). А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь к

букве «А»! Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает

внимание и память. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять

его за руку и побегать вместе с ним.

-написать букву в воздухе;

-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;

-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

-вылепить из пластилина, теста;

-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Бабочки

Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.

Возраст: с 3-4 лет.

Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или

фломастеры, скрепки.

Как играть?

Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации

игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте "серединки" цветов

соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас

позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на "серединках", с помощью скрепок

прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу"Превратите" ребенка в бабочку:

прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок -

"крылья". Говорите "бабочке", на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями:

пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете "приземляться" вы.

Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только

написать "серединки" и прикрепить их к прежним цветам.

Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой -

имеющие одинаковые элементы. Например, в одной игре используйте буквы П, Н, И, Т,

Г, Е, Ш, а в следующий раз напишите на цветах буквы В, Б, Р, Ы, 3, Я, Ф.

Вариант:

Напишите буквы на обычных листах бумаги - это будут аэродромы. С помощью

стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) "превратите"

ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Такой

вариант игры больше понравится мальчику.

4Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы!

Ведь пока дойдешь до "Я" – надо постараться букву "А" не забыть. Процесс повторения

уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.



В раздел образования