Автор: Выхрстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка" г Тихорека
Населённый пункт: г. Тихорецк Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Игровой практикум для родителей детей старшего возраста по теме: "Учим буквы весело"
Раздел: дошкольное образование
Игровой практикум для родителей детей
старшего возраста по теме: «Учим буквы весело»
Цель: Уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте
детей.
Задачи:
1. Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.
2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце
слова).
3. Тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости.
4. Закреплять навык звукового анализа слова.
5. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей очередной
встрече. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как подготовить детей к
школе, учить дошкольника грамоте и о том, какие интересные игры можно провести с
ребенком для того, чтобы весело и интересно знакомиться с новыми буквами и
закреплению их написания.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение? Предложение – это слова
связанные между собой по смыслу.
Вспомним: Предложение состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из
звуков. Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти
разные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит
свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки поются.
Гласные звуки обозначают красным цветом. Вспомните и назовите гласные звуки
Родители с детьми: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Логопед: Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя
встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык.
Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ].
Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия
голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит,
а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или
закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б-Бь, В-Вь, Г-Гь, Д-Дь, З-
Зь…
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Звуки на письме обозначаем буквами. 1. Звуки отличаются от букв? Что такое звук? Что
такое буква? Давайте вспомним правило
Дети: Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем (показывают
жестами).
Часто мы сталкиваемся тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву,
произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот».
Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт
дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено
называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает
детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы дети лучше усвоили графический облик буквы и для профилактики
дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)
Существует множество весёлых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся
Вашему ребенку. Я предлагаю использовать следующие занимательные игры.
-написать букву в воздухе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Раскрашиваем
Можно взять раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с
интересом заниматься твopчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого
разные интересные техники:
• раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками,
штампами;
•раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
• использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной
бумагой, кляксами, рисование мокрой палочкой («спрячь букву») и т.п.).
Лепим
Очень полезное занятие — лепить буквы из цветного теста или пластилина.
Пишем на манке, на песке и других сыпучих материалах
Дети обожают рисовать на манке. Рисовать можно палочкой либо пальчиками.
Вылепи букву
Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина.
Напиши букву на манке
Дети обожают рисовать на манке! Пишем буквы на манке пальцем или любой палочкой.
Буквы на спине
Цель: запоминать буквы, развивать внимание.
Что вам понадобится: для этой игры реквизит не нужен.
Как играть?
Поиграйте с ребенком в загадки. Просто "напишите" на спине ребенка своим
указательным пальцем или тупым концом карандаша известную ему букву. Спросите,
какую букву вы написали. Предложите ребенку написать букву у вас на спине, а вы
отгадайте. Загадывайте буквы по очереди.
Таким образом полезно запоминать буквы, которые ребенок не может по каким-либо
причинам твердо выучить.
Вариант:
Вы пишете у ребенка на спине, а он одновременно пишет эту же букву мелом на доске
или фломастером на бумаге.
Конструируем
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, мозаики конструктора Лего и
всего остального, что попадется под руку. Готовых деталей букв. (из легкого
застывающего пластилина) Некоторым детям может быть трудно строить буквы из
подручных материалов. С такими детками можно конструировать, используя метод
«наложения».
Отпечатки (метод тиснения)
Оттиски в виде букв можно создавать на пластилине, соленом тесте, на песке и т.д. Для
создания отпечатков используем различные палочки, камешки, конструктор, мозаику….
Найди и зачеркни
Цель: запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать
внимание.
Что вам понадобится: любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка,
возможно, "Букварь" или "Азбука", рекламные листовки из почтового ящика), карандаш/
фломастер/ручка.
Как играть?
Для первой игры выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового
шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и
зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. Учите ребенка
просматривать все буквы по порядку, не пропускать строчки. В другой раз букву можно
обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.
При успешном выполнении подобных заданий усложните инструкцию, предложите
одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.
Следующий уровень сложности - находить 2 разные буквы и обозначать из разными
способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А. При выполнении заданий в таком
варианте сначала предлагайте искать буквы, очевидно отличающие друг от друга,
например М и Т, Л и Ы, Я и Н, А и Е, Ф и Ш. Затем, когда ребенок научится чередовать
разные способы отметки искомых букв, предлагайте буквы, в написании которых есть
схожие элементы, например Н и И, П и Н, В и Р, Б и Ы, Щ и Ц, С и О, Ж и К, Г и Т.
Со временем можно заменить текст для поиска с буквами одинакового размера и шрифта
на текст или набор букв разного шрифта и размера. Для работы на таком уровне очень
подходят рекламные листовки или объявления в газетах - там представлены буквы не
только разного шрифта и размера, но и разного цвета. Еще один удобный вариант для
подготовки таких заданий - печатание их на компьютере с использованием различных
стилей и разных размеров букв.
Для усложнения условий игры можно ограничить время работы над заданием, например,
работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв,
которые ребенок сумел просмотреть. От раза к разу количество просмотренных за 1
минуту букв будет увеличиваться, что станет ощутимым показателем успешности
ребенка.
Интерес к данному упражнению сохраняется у детей очень долго. Поэтому вы можете
вернуться к игре даже тогда, когда ребенок уже хорошо читает. В этом случае главной
задачей станет тренировка внимания, сосредоточенности, умения выполнять
инструкции.
Вариант:
Поработайте над одним из таких заданий сами, специально допустите ошибки,
предложите ребенку исполнить роль учителя и проверить правильность выполнения
задания.
Кубики Никитина «Сложи узор»
Цели: Развитие умения зрительного восприятия буквы, развитие пространственного
воображения, логического мышления, цветовосприятия, умения анализировать,
синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать
цвет и форму, воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и
целеустремленности.
Мешочки с секретиком
В них спрятались буквы. (Можно соотнести с картинкой)
Цель: разаитие умения на ощупь определять букву, учиться придумывать слово на
заданную букву, складывать из букв слова.
Нам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек.
Для игры может подойти непрозрачный полиэтиленовый мешочек или подарочный
пакет.
В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной,
отгадывать их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок,
вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в
мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно.
Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3
за 1 игру.
После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре
положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок
от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из
набора, геометрическая фигурка и т. п.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка.
Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они
слышатся по другому. Можете придумывать слова, в которых есть выпавшая буква
(независимо от ее места в слове).
Он ест буквы! Ну-ка!. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики
человечков - прорези в коробке). Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):
Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки
весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая
им больше подходит (фасолькой со "своей" буквой):
Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в
"догонялки", а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы
на занятии, чтобы отдохнуть с пользой. Развесьте на стенах комнаты изображения
различных букв (вы можете использовать буквы, которые "украшали" вместе с
ребенком). А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!». А теперь к
букве «А»! Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает
внимание и память. Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять
его за руку и побегать вместе с ним.
-написать букву в воздухе;
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Бабочки
Цель: запоминать буквы, развивать координацию движений.
Возраст: с 3-4 лет.
Что вам понадобится: цветная бумага, белая бумага, ножницы, цветные карандаши или
фломастеры, скрепки.
Как играть?
Вырежьте из цветной бумаги яркие большие цветы разной формы. Для организации
игры достаточно 6-10 цветов. Из белой бумаги вырежьте "серединки" цветов
соответствующего размера. Определите, с какими буквами было бы полезно сейчас
позаниматься вашему ребенку. Напишите буквы на "серединках", с помощью скрепок
прикрепите их к цветам. Разложите цветы на полу"Превратите" ребенка в бабочку:
прочитайте стихотворение о бабочке или дайте ребенку в руки большой платок -
"крылья". Говорите "бабочке", на какой цветок надо приземлиться. Поменяйтесь ролями:
пусть теперь ребенок называет буквы, на которые будете "приземляться" вы.
Для игры с другими буквами вам не потребуется вырезать новые цветы, нужно только
написать "серединки" и прикрепить их к прежним цветам.
Обратите внимание! Для игры полезно выбирать цветы-буквы, схожие между собой -
имеющие одинаковые элементы. Например, в одной игре используйте буквы П, Н, И, Т,
Г, Е, Ш, а в следующий раз напишите на цветах буквы В, Б, Р, Ы, 3, Я, Ф.
Вариант:
Напишите буквы на обычных листах бумаги - это будут аэродромы. С помощью
стихотворения или упражнения-имитации (руки в стороны, погудеть) "превратите"
ребенка в самолет и командуйте, на какой аэродром необходимо приземлиться. Такой
вариант игры больше понравится мальчику.
4Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы!
Ведь пока дойдешь до "Я" – надо постараться букву "А" не забыть. Процесс повторения
уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.
Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.