Автор: Тихонова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа-детский сад №1" г.Воркуты
Населённый пункт: г.Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Консультация "За советом к логопеду"
Тема: Почему заговрить бывает трудно
Раздел: дошкольное образование
ЗА СОВЕТОМ К ЛОГОПЕДУ
ПОЧЕМУ ЗАГОВОРИТЬ БЫВАЕТ ТРУДНО
Малыш в возрасте 2-2,5 лет не произносит ни одного слова. Что делать?
Взрослым следует внимательно присмотреться и попытаться понять, почему он
так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки речевого развития
у детей 2-2,5 лет.
Задержка речи на стадии называния.
Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго
остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык
повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с
людьми
его
речь
заменяется
жестами,
движениями,
требовательными
возгласами.
Неумение
говорить
невротизирует
ребенка,
он
становится
капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство
криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо
включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например,
сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша
рассказом. Во-вторых, нужно организовывать совместную деятельность с
ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с
ним, комментировать свои действия (при умывании, например, сопровождайте
действия: включаем воду, какая она холодная, или горячая, мыло скользкое,
как много пены, смываем пену, вытираем руки полотенцем, и т. д.). Читайте
малышам книжки, вместе слушайте аудизаписи. Поощряйте любую речевую
активность ребёнка.
Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым.
Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению
взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним,
потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и
возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное
взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.
Ориентация в основном на предметный мир.
Родителей
радует,
когда
ребенок
с
удовольствием
и
подолгу
манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность,
издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих
людей, он погружен в собственный мир.
Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на
предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как
правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия
малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к
занятиям,
в
основе
которых
лежит
эмоциональный
контакт.
Ласковое
прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного
контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать
лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в
«сороку ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует
придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить,
обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих
малыша, следует сократить.
Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии
малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением,
повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть
одному, например, катать мячик.
«Детские» слова могут препятствовать развитию речи.
Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу»,
«лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено
несовершенной
еще
артикуляцией.
Кроме
того,
речевой
слух
ребенка
воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку,
следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.
Развитие речи ребенка четвертого года жизни
Три года — возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расширяется
эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия.
Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь «ли обижаясь,
доверяя или страшась,— он легко внушаем, раним.
К четырем годам все это принимает более сложные формы, а главное —
совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный
словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти
все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он
знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка- это
посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая.
Совершая различные действия с ней, он их называет.
У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда»,
«обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние животные» — нередко это
происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы
заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на- прилавках,
называя их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким
образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.
Следите, пожалуйста, за своей речью, ибо она должна быть образцом для
ребенка.
Постарайтесь
избавиться
от
недостатков
звукопроизношения.
Говорите
медленно,
четко,
выразительно,
красиво.
Прислушивайтесь
к
звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не
прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и
знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи
или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять
слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение
приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать.