Автор: Столыпина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное казённое учреждение здравоохранения Самарской области "Дом ребёнка "Солнышко" специализированный"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: "Составление основных психофизиологических характеристик развития детей раннего возраста"
Тема: "Составление основных психофизиологических характеристик развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Творческое задание№ 1
«Составление основных психофизиологических
характеристик развития детей раннего возраста»
Психофизиологические
характеристики детей
раннего возраста
Особенности
Физиологические
В этот период увеличивается рост и вес ребенка,
меняются пропорции его внутренних органов:
растет грудная клетка, развиваются легкие,
опускается и становится более крепкой диафрагма,
увеличивается сердце. Совершенствуется работа
дыхательной системы (увеличивается ее объем),
органов пищеварения (они приобретают
способность переваривать самую разнообразную
пищу). Укрепляется иммунная система, при
сохранении высокой ранимости организма ребенка
по отношению к различным заболеваниям,
постепенно растет сопротивляемость инфекциям,
неблагоприятным условиям внешней среды. На
протяжении второго-третьего года жизни в связи с
интенсивным развитием активных движений
развиваются скелет и мускулатура малышей. На
втором году жизни ребенка заметно меняются
пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног,
объем груди становится больше объема головы. > К
трем годам появляется более или менее характерная
конфигурация позвоночника, хотя постоянство
шейной и поясничной кривизны устанавливается
позже. Позвоночник отличается большой
гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия
могут привести к формированию неправильной
осанки. Параллельно с развитием костной системы
развивается мышечная система: увеличивается
объем мышц и уменьшается количество в них
жировой ткани, улучшается их иннервация и
кровоснабжение. К концу раннего возраста
становятся ощутимыми половые различия в
развитии мышечной системы - мальчики
отличаются большей силой мышц, их большим
объемом. К двум годам заканчивается прорезывание
всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети
начинают контролировать акт дефекации, а иногда
и мочеиспускания, что делает возможным привитие
ребенку навыков опрятности. 15 Приложение 1 к
образовательной программе дошкольного
образования Нервные процессы в организме
ребенка раннего возраста отличаются слабостью и
малоподвижностью. Низкий предел
работоспособности нервных клеток коры головного
мозга, особенно на втором году жизни малыша,
приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем
к полутора годам дети становятся достаточно
выносливыми, периоды бодрствования достигают 4-
4,5 часов, многие дети переходят на одноразовый
сон. К двум годам работоспособность нервной
системы повышается, периоды бодрствования
увеличиваются до 5 часов. На третьем году жизни
нервная система ребенка становится более
выносливой, однако вследствие повышенной
возбудимости подкорковых структур,
несовершенства и слабости регулирующей функции
коры головного мозга поведение ребенка раннего
возраста отличается ярко выраженной
эмоциональностью. К концу раннего возраста
деятельность центральной нервной системы
становится более совершенной, усиливается ее
регулирующая функция: ребенок становится
способен сдержаться и не заплакать, если ему
больно, более сосредоточенно и целенаправленно
заниматься интересным для него делом, подчинять
свое поведение некоторым правилам. На третьем
году жизни начинает функционировать
долгосрочная память, активно идет формирование
второй сигнальной системы: расширяется
словарный запас ребенка, он все лучше понимает
речь взрослого
Речевые
Ранний возраст является периодом, особенно
благоприятным для освоения речи. Бурное развитие
речи в дошкольном периоде связано с предметной
деятельностью ребенка. Скачок в развитии
происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев
до 2 лет. Переход к самостоятельной речи – важный
этап во всем психическом развитии ребенка.
Прежде всего это переход от младенческого к
раннему возрасту. Второе полугодие второго года
жизни характеризуется интенсивным развитием
словаря . Кроме быстро растущего словаря конец 2
года жизни характеризуется усвоением
грамматического строя предложения. В этом
процессе выделяется два периода: от 1 года 3
месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев
до 3 лет. Первый – это период предложений,
состоящих из аморфных слов – корней, которые во
всех случаях употребляются в одном неизменном
виде. Здесь отчетливо выделяется стадия
однословного предложения (1 год 3 месяца – 1 год 8
месяцев) и стадия двух – трехсловных
предложений. Первые предложения ребенка
являются однословными и имеют несколько
разновидностей: 1.предложение – наименование
предмета типа назывного (дядя, папа);
2.предложение – обращение, выражающее
преимущественно просьбу, желание;
3.предложение, выражаемое каким – либо
междометием или автономным словом (чик – чик,
ам – ам). Очень часто это глагольные формы (спать,
кушать). Второй период в овладении грамматикой –
это период усвоения грамматической структуры
предложения, связанный с формированием
грамматических категорий и их внешнего
выражения. Он характеризуется быстрым ростом
разных типов простого и сложного предложений,
усвоением служебных слов. К трем годам ребенок
овладевает почти всеми падежами и всеми
предметными отношениями, которые с их помощью
выражаются. Например: Где моя мама? Почему
слон живет в лесу? На первом этапе развития речь
ребенка ситуативна. Она тесно связана с
практической деятельностью, осуществляемой
совместно со взрослыми и сверстниками и чаще
всего протекает в форме диалога. Диалог, как форма
речевого общения имеет чрезвычайно большое
значение, так как способствует развитию
социальных отношений у детей. По средствам
диалога дети привлекают друг друга к общей игре,
занятию, устанавливают контакт. В раннем возрасте
возникает и описательная речь ребенка. Появление
ее связано с расширением круга общения
дошкольника, его представлений, с ростом его
самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь
уже не может обеспечить полного
взаимопонимания. Важная роль в формировании
речи принадлежит взрослому, который знакомит
ребенка с эталонами речи (сказки, рассказы). На
третьем году жизни ребенка понимание речи
возрастает и по объему и по качеству. Дети
понимают уже не только речь – инструкцию, но и
речь – рассказ. Это важное приобретение. В сказке,
рассказе, стихотворении сообщается много
информации о предметах и явлениях, недоступных
непосредственному опыту («Репка», «Три медведя»,
«Курочка Ряба»). Совершенствуется в раннем
возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в
себя различение звуков языка(фонематический
слух) и формирование правильного произношения
звуков речи. Сначала ребенок улавливает общую
ритмико – мелодическую структуру слова или
фразы, а в конце второго, на третьем году жизни
строится правильное произношение звуков. Это
повышает требования к речи взрослых. Очень
важно, чтобы она была правильной, все звуки,
произносимые взрослыми, были четкими, а ритм
речи – не слишком быстрым. Если речь взрослого
имеет дефекты произношения – картавость,
шепелявость, заикание, то эти дефекты, скорее
всего, будут и у ребенка. Именно в раннем возрасте
ребенок активно усваивает все компоненты родного
языка
.
Познавательные
Развития познавательной активности ребенка,
совершенствование психических процессов:
ощущения, восприятия, внимания, памяти,
мышления. В раннем возрасте интенсивно
развивается исследовательское поведение ребенка,
особенно тогда, когда он начинает самостоятельно
передвигаться и получает доступ к множеству
предметов окружающего его мира. Все предметы,
которые вызывают у малыша интерес, становятся
«проблемой для ума». Познавательная активность
является важнейшим показателем успешного
психического развития ребенка в раннем возрасте.
Познавательная активность и интеллектуальное
развитие в раннем возрасте проявляется не только и
не столько в успешности решения практических
задач, но, прежде всего, в эмоциональной
вовлеченности, настойчивости, удовольствии,
которое получает ребёнок от своей
исследовательской деятельности. Нормально
развивающийся малыш активно стремится к новым
впечатлениям, любит наблюдать за окружающим,
быстро обнаруживает новое, стремится сразу же
исследовать его, с интересом включается в
предложенные взрослым игры с водой, песком,
экспериментирование с различными предметами и
веществами. Такое познание захватывает малыша и
приносит ему новые, познавательные эмоции -
интерес, любопытство, удивление, радость
открытия.
Богатая и разнообразная предметная среда,
побуждающая малыша к активным действиям,
является важнейшим условием развития его
познавательной сферы. В процессе знакомства с
предметами и способами их использования
совершенствуется все психические процессы.
Развитие психических процессов представляет
собой не сумму частичных изменений в каждой
отдельной функции, а целостный процесс, который
характеризуется не столько совершенствованием
отдельных психических функций, сколько их
изменением их взаимосвязей. Применительно к
педагогике раннего возраста это означает, что
содержанием обучения детей не должно быть
развитие и «тренировка» отдельных процессов -
восприятия, мышления, памяти или внимания.
Эмоциональные
У детей первого года можно наблюдать
«эмоциональное заражение»: если начинает плакать
один из них, то его сразу же поддерживают
остальные.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка.
Он действует не задумываясь, под влиянием
сиюминутно возникших переживаний. Чувства
выполняют побуждающую роль, являясь мотивом
поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства
побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Они кратковременны, неустойчивы, бурно
выражаются. Эмоциональное возбуждение
оказывает сильное влияние на все поведение
малыша.
У детей второго года жизни тесно связаны с
предметной деятельностью, ее успешностью или
неуспешностью. Они направлены на объекты, с
которыми предстоит действовать, на ситуацию в
целом, на действия самого ребенка и взрослого, на
получаемый самостоятельно результат, на игровые
моменты. Интерес к объекту в сочетании с
неумением действовать вызывает неудовольствие,
гнев, злость, огорчение. Негативные реакции
свидетельствуют о том, что способ действия
малыша еще не сформирован.
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в
улыбках, возгласах, частых обращениях ко
взрослому, говорят о том, что ребенок освоил
действие и хочет получить одобрение взрослого при
каждом самостоятельном поступке. Активность,
протекающая на спокойно сосредоточенном фоне,
указывает на освоение этого вида деятельности.
Переживания теперь уже связаны именно с
умениями и результатами, характерными для
самостоятельности человека. Поэтому можно
сказать, что происходит последовательное
социальное развитие эмоций.
К концу второго года жизни малыш получает
удовлетворение от игры. Возникают переживания,
связанные не только с действиями, но и с сюжетом.
Ребенок радуется и самому действию, и тому, что
оно происходит в организованной им игре.
К 3 годам переживания ребенка неразрывно
связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает
сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» –
восклицает малыш и вытирает тряпкой
воображаемую лужу. В раннем возрасте
развиваются высшие чувства, предпосылки которых
сложились в младенчестве
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические
чувства. Малыш переживает характер музыки:
веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется
украшениям, красивой одежде, цветущим
растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все
яркое и блестящее, но ребенок учится отличать
красивое от некрасивого, гармоничное от
дисгармоничного. На основе чувства удивления,
которое наблюдалось еще у младенца, в раннем
детстве возникает элементарная любознательность.
Физические
В раннем возрасте ребенок овладевает разными
видами движений. В конце первого - начале второго
года жизни малыш начинает ходить. В первые
месяцы второго года жизни стремление малыша к
постоянному движению сочетается с недостаточной
координацией движений. Его движения
неуверенны, он часто падает, с трудом преодолевает
малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок
двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему
легче удержать равновесие. Первые шаги малыша
коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет
самостоятельно останавливаться, менять
направление движения, обходить препятствия,
поэтому двигается от предмета к предмету
«короткими перебежками». Ему еще трудно
производить одновременно движения ногами и
руками, например, в ответ на предложение
взрослого потанцевать, малыш сначала топает
ножками, а потом хлопает в ладоши. Навыки
ходьбы совершенствуются быстро. К полутора
годам ребенок уже умеет не только ходить, но и
приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать
через невысокое препятствие. В этом возрасте
ребенок уже может целенаправленно, по просьбе
взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как
мишка», «прыгать как зайчик» и т.п. На втором-
третьем году совершенствуются основные
движения малыша: он начинает все лучше
координировать свою двигательную активность. К
концу второго года ребенок может пройти по
дорожке, нарисованной на полу, перешагивать
чередующимся шагом через невысокое препятствие,
подниматься и спускаться по слегка приподнятой
наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под
скамейку, веревку, перелезать через перекладину.
На третьем году дети свободно передвигаются,
могут менять ритм и направление движения. К трем
годам они могут бегать, меняя скорость, в одном
направлении или по кругу, кружиться на месте,
влезать на стул, скамейку, подпрыгивать на двух
ногах на месте и прыгать вперед, спрыгивать с
невысоких предметов, перепрыгивать через
ручейки, канавки и др. По мере того, как ходьба
ребенка становится все более автоматизированной,
создаются условия для более сложной
деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и
действий с предметами. Ребенок может, не боясь
потерять равновесие и упасть, носить в руках
предметы, возить их за тесемку, толкать перед
собой игрушку на палочке, коляску, играть в
разнообразные игры с мячами (катать,
подбрасывать, ловить, перекатывать, догонять мяч)
и пр. Малыш может встать на носочки, или
нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать
игрушку рукой или с помощью палочки. Грамотно
организованная двигательная активность ребенка
способствует укреплению его здоровья. Она
является одним из важных условий правильного
обмена веществ, стимулирует развитие нервной и
сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного
аппарата, органов дыхания и пищеварения.
Двигательная активность играет важную роль и в
обеспечении полноценного психического развития
ребенка, так как стимулирует положительные
эмоции, повышает общий жизненный тонус
малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений
и активной познавательной деятельности. На
протяжении всего раннего возраста развиваются и
совершенствуются действия детей с предметами.
Сначала эти действия далеки от совершенства:
малыш может пронести ложку мимо рта или
выронить еду на пол, облиться соком,
причесываться тыльной стороной расчески,
надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть
руки и т.п. Подобные недочеты связаны и с
недостаточным осознанием ребенком этого возраста
смысла совершаемых им действий, и с
несовершенством самих движений, двигательных
умений. На третьем году действия детей по
самообслуживанию становятся более осознанными
и ловкими. Малыши могут самостоятельно и
аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь
взрослому расставить на столике посуду, вытереть
салфеткой стол, застелить постель и пр. Развитию
двигательных способностей, таких как координация
движений рук и пальцев способствуют занятия
детей с различными игрушками, предметами-
орудиями (сачком, лопаткой, совочком), а также
занятия рисованием, лепкой и пр. Физическое
здоровье детей является одной из первооснов его
полноценного развития. Здоровый, нормально
физически развивающийся ребенок, как правило,
подвижен, жизнерадостен и любознателен. Он
много двигается, играет, участвует в делах
взрослых. Физическое самочувствие ребенка
раннего возраста в дошкольном учреждении
должно быть предметом особого внимания
педагогов.
Социально-
коммуникативные
Особое
место
занимают
социальные
эмоции
(появляется
более
устойчивое
отношение
к
определенным лицам – симпатии, антипатии, страх
и т. п.). Причины негативных эмоций в этом
возрасте
почти
всегда
связаны
с
физическим
состоянием. Упал, ушибся – плачет, не выспался,
голоден, давит тесная обувь, царапает шерстяной
свитер – хнычет, капризничает, ноет. Как только
причина
дискомфорта
устраняется,
ребенок
успокаивается.
Дети
реагируют
плохим
настроением
на
изменение
погоды,
перепады
давления, магнитные бури. У ребенка формируется
образ-Я, знания ребенка о себе: (девочка или
мальчик,
«Я
–
хороший»,
«Я
–
большой»);
складывается отношение к себе («гордость за
собственные
достижения»)
появляются
эмоции
стыда:
ребенок
переживает,
что
потерял
положительное мнение о себе; у него обостренное
чувство
собственного
достоинства,
которое
выражается в повышенной чувствительности к
признанию успехов ребенка со стороны взрослого;
попытки преувеличить свои успехи и обесценить
свои неудачи.
Продолжается
развитие
эмоциональная
форма
общения
со
сверстниками.
Возникает
предсотрудничество со сверстниками, характерна
«игра рядом,
но не вместе». Формируется и
выборочное отношение к детям. Дети тяжело
переживают, если их надолго отрывают от близких,
попрежнему очень нуждаются в ласке, внимании
взрослых к их деятельности, радуются, когда
взрослые одобряют их действия и результаты труда.
Детям свойственна импульсивность поведения, они
действуют в основном под влиянием чувств и
желаний.
Постепенно
ребенок
овладевает
правилами
поведения,
учится
подчинять
свои
желания необходимости контролировать свои и
чужие
поступки.
Появляется
стремление
к
самостоятельности: «Я-сам».
На данном этапе жизни главная роль взрослого в
социально-коммуникативном
развитии
ребенка
заключается в предупреждении кризиса 3-х лет,
который появляется как реакция на ограничение
детской самостоятельности.
Побуждая ребенка к действиям с
предметами и игрушками, поддерживает
потребность в доброжелательном внимании, заботе,
положительной оценке взрослых.
Маленький ребенок очень чувствителен к оценке
взрослого. Хорошо различает положительную и
отрицательную оценки своих действий. Порицание,
с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже
ведет к прекращению деятельности, с другой –
усиливает
поиск
оценки,
что
способствует
уточнению способов действий с предметами.
Другие
В раннем возрасте подготавливаются основные
предпосылки для перехода к ролевой игре -
ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Также как и все основные приобретения раннего
возраста, своевременное принятие ребенком роли
зависит от взрослого. Процессуальная игра вносит
особый вклад в развитие ребенка раннего возраста.
Она является, одним из важных средств познания
детьми окружающего социального и предметного
мира. В процессе игры, так же как и в предметной
деятельности, ребенок осваивает общественную
функцию предметов. В отличие от предметной
деятельности, усвоение смыслов человеческой
деятельности в ходе процессуальной игры не
требует усилий, связанных с освоением
правильных, с точки зрения операционально-
технической стороны, действий. Игра позволяет
ребенку расширить границы своих практических
возможностей, воспроизводя действия взрослых в
условном плане. Поэтому игра является важным
фактором социального развития детей: она
способствует развитию навыков общения, умения
понимать чувства и состояния других людей,
способности к сопереживанию. Игра - легкая и
радостная для ребенка деятельность. Она
способствует поддержанию у него хорошего
настроения, обогащению его чувственного опыта,
развитию речи, наглядно-образного мышления,
воображения. В процессуальной игре
закладываются основы творчества.
Даниллина В.Л. МБДОУ Детский сад № 33 г.о. Самара