Автор: Сороколадов Игорь Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Личностно-ориентированное обучение на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Личностно-ориентированное обучение на уроках физической культуры
Сороколадов Игорь Владимирович
учитель физической культуры Муниципального общеобразовательного
учреждения "Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево
Саратовской области"
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое
во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность
процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей
субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая
предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций
или востребование его субъективного опыта (Алексеев: 2006).
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы
«заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для
становления самобытного личностного образа».
Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста
показывает, что темпы индивидуального развития не одинаковы. Большинству
детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в
любой возрастной группе есть ребята, опережающие своих сверстников в
развитии или отстающие от них. Количество отстающих в последнее время
увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и
проведении занятий. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки
большой или малой – есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая
возможностям организма. Личностно – ориентированный подход должен
учитывать не только физиологические, но и психологические стороны.
1
Индивидуальные различия человека проявляются в его психической
деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, так и
жизненным опытом, приобретенным в результате обучения и воспитания.
Поэтому, особую роль в реализации личностно-ориентированного подхода
играет знание учителем основ психологии. Ведь дети очень разные. Один очень
активно работает на уроке, другой умеет, но боится делать, у одного проблемы
с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. Поэтому современный
урок невозможен без личностно-ориентированного подхода, а именно:
· использование адаптированной таблицы нормативов
· деление детей на медицинские группы
· индивидуальный подход по видам программы
· работа по карточкам
· индивидуальная работа для временно освобождённых.
На своих уроках я не только обучаю важным двигательным умениям, но и
воспитываю потребность самостоятельно заниматься физическими
упражнениями.
Своей задачей считаю помочь каждому ребенку осознать свои способности,
создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению
здоровья детей, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при
обучении и воспитании.
Таким образом, предлагаемая технология учитывает психологические и
физические особенности учащихся. В результате индивидуализации и
реализации личностно ориентированного подхода у обучающихся формируется
уверенность в своих силах, самоуважение, а это является фундаментом
2
воспитания морально – волевых, нравственных качеств личности обучающихся
как субъекта образования.
3