Авторы: Соломасова Тамара Николаевна, Петелина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 дошкольное отделение
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Соломасова Тамара Николаевна
МДОУ д/с №23 «Радость», воспитатель,
Россия, г. Серпухов
Формирование
математических
представлений,
согласно
ФГОС
дошкольного образования, входит в образовательную область «Познавательное
развитие» и предполагает развитие у детей любознательности и познавательной
мотивации,
формирование
познавательных
действий,
ознакомление
со
свойствами и отношениями объектов окружающего мира (форма, цвет, размер,
количество, число, части и целое, пространство и время, причина и следствие и
т. д.).
Именно, познавательный интерес к математике является одним из
условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления,
памяти, речи, внимания и т. д.), а, следовательно, и успешного обучения в
школе.
Актуальность в том, чтобы ребенок был заинтересован математической
деятельностью. Если данная деятельность протекает успешно, то у ребенка
усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на
развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной
силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Как сделать
так, чтобы такое желание возникло? По
моему мнению, необходимо
использование
не
только
проведение
непрерывной
математической
деятельности (занятий), грамотно организованной развивающей предметно –
пространственной среды в дошкольном учреждении, но и проведение досугов с
использованием
разнообразных
игр
и
упражнений
математического
содержания.
Цель проекта:
определить эффективность досуговой деятельности в
формировании познавательного интереса к математике у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
1.
изучить
литературу
по
проблеме
формирования
познавательного
интереса у детей дошкольного возраста;
2.
выявить
уровень
познавательного
интереса
у
детей
старшего
дошкольного возраста к математике;
3.
разработать перспективное планирование математических досугов со
старшими дошкольниками.
Гипотеза проекта основывается на предположении о том, что проведдение
досугов математического содержания повышает познавательный интерес
дошкольников к математике.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы
основные методы: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение;
игровые
упражнения;
проведение
занятий
–
тестов
с
использованием
адаптированных методик, обобщение полученных результатов.
В
педагогической
практике
при
формировании
элементарных
математических представлений познавательный интерес рассматривается как
стимул
процесса
обучения
детей
дошкольного
возраста;
как
средство
активизации общей познавательной деятельности ребенка. Также - как
эффективный
инструмент
педагога,
позволяющий
ему
сделать
процесс
обучения привлекательным, выделить именно те аспекты, которые смогут
привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление,
обеспечивают легкость и прочность усвоения знаний.
Насколько сформирован познавательный интерес у старших дошкольников
мы узнали, применив методику изучения интереса к математике «Метод
парных сравнений» (Л.Н. Вахрушева). Цель методики: определение наличия и
степени устойчивости интересов к математике.
Исследование проходило
во второй
половине дня.
Индивидуально
каждому ребенку предъявлялось 10 сочетаний по три вида занятий, в каждом из
которых нужно выбрать одно занятие, которое нравится.
У детей, участвующих в исследовании, на начальном этапе отмечается
средний
и
низкий
уровень
познавательного
интереса
к
математике.
Следовательно, работа с дошкольниками по формированию математических
представлений должна быть построена так, чтобы у ребенка поддерживался
познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное,
желание вникнуть в сущность предметов, отношений, действий.
Наряду с занятиями,
мы
составили перспективное планирование
математических досугов для всех возрастных групп. Дошкольники очень любят
соревнования и развлечения (досуги), в том числе математические, общие
задачи которых можно определить следующие: доставлять радость детям,
воспитывать интерес к математике, развивать мыслительные процессы,
закреплять определённые математические навыки, использовать в речи
математические понятия.
Красочно
иллюстрированные
и,
возможно,
музыкально
оформленные
соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость
участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение,
которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к
математической
деятельности
и
желание
заниматься
ею.
С
помощью
математических досугов можно решить целый ряд важных задач обучения:
закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах,
времени,
пространстве,
геометрических
фигурах;
учить
применять
приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях.
развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь; формировать
умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять
в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать
сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память
на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать
мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для
присутствующих.
Математические досуги также ценны для формирования нравственно-
волевых
качеств,
таких
как
настойчивость
в
достижении
цели,
самостоятельность, активность, находчивость.
Мы проводили досуги один раз в квартал на основе разнообразного
занимательного математического материала, дидактических игр, загадок,
считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, фрагментов сказок.
Материал подбирался с учетом уровня развития детей, их знаний и умений,
приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным
видам математической деятельности.
Наиболее запоминающимися для детей были досуги, проведенные на
улице
в
теплое
время:
«Путешествие
в
Цифроград»,
«Цирковое
представление». Королева Цифрограда приготовила для детей различные
веселые
задания:
«Соедини
правильно»,
«Числа
шагают
по
порядку»,
«Отличник» и др. В конце досуга все получили сладкие призы.
На «цирковой арене» выступал клоун Клепа, который не умел считать, дети
его с удовольствием учили: и считать, и цифры правильно называть, и загадки
отгадывать, а Клепа их веселил.
Ценность математических досугов на улице в том, что у детей закрепляют
математические навыки, формируется интерес к математике, при этом они
физически развиваются, так как их двигательная активность не стеснена
пространством группы.
Произошли позитивные изменения в формировании познавательного
интереса у детей старшего дошкольного возраста, большинство их них стали
активнее заниматься, «играть в математику».
Список использованных источников:
Нормативные документы:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
– М.: Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.
2.
Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития.
– 2013. -№ 8. – с. 192-195
3.
Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теории и
технологии: учебное пособие. – М.: Дикрет – Медиа, 2014. – 534 с.
4.
Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса.
Вестник
ТГПУ.
2008.:Выпуск
3
(77)
URL:
file:///C:/Users/
%D0%AF/Downloads/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa.pdf
5.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс
математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3. – М.: Ювента,
2012. – 280 с.
6.
Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. - М.: Просвещение,
2010. -351 с.