Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Авторы: Соломасова Тамара Николаевна, Петелина Наталья Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 дошкольное отделение
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соломасова Тамара Николаевна

МДОУ д/с №23 «Радость», воспитатель,

Россия, г. Серпухов

Формирование

математических

представлений,

согласно

ФГОС

дошкольного образования, входит в образовательную область «Познавательное

развитие» и предполагает развитие у детей любознательности и познавательной

мотивации,

формирование

познавательных

действий,

ознакомление

со

свойствами и отношениями объектов окружающего мира (форма, цвет, размер,

количество, число, части и целое, пространство и время, причина и следствие и

т. д.).

Именно, познавательный интерес к математике является одним из

условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления,

памяти, речи, внимания и т. д.), а, следовательно, и успешного обучения в

школе.

Актуальность в том, чтобы ребенок был заинтересован математической

деятельностью. Если данная деятельность протекает успешно, то у ребенка

усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на

развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной

силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию. Как сделать

так, чтобы такое желание возникло? По

моему мнению, необходимо

использование

не

только

проведение

непрерывной

математической

деятельности (занятий), грамотно организованной развивающей предметно –

пространственной среды в дошкольном учреждении, но и проведение досугов с

использованием

разнообразных

игр

и

упражнений

математического

содержания.

Цель проекта:

определить эффективность досуговой деятельности в

формировании познавательного интереса к математике у детей старшего

дошкольного возраста.

Задачи:

1.

изучить

литературу

по

проблеме

формирования

познавательного

интереса у детей дошкольного возраста;

2.

выявить

уровень

познавательного

интереса

у

детей

старшего

дошкольного возраста к математике;

3.

разработать перспективное планирование математических досугов со

старшими дошкольниками.

Гипотеза проекта основывается на предположении о том, что проведдение

досугов математического содержания повышает познавательный интерес

дошкольников к математике.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы

основные методы: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение;

игровые

упражнения;

проведение

занятий

тестов

с

использованием

адаптированных методик, обобщение полученных результатов.

В

педагогической

практике

при

формировании

элементарных

математических представлений познавательный интерес рассматривается как

стимул

процесса

обучения

детей

дошкольного

возраста;

как

средство

активизации общей познавательной деятельности ребенка. Также - как

эффективный

инструмент

педагога,

позволяющий

ему

сделать

процесс

обучения привлекательным, выделить именно те аспекты, которые смогут

привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление,

обеспечивают легкость и прочность усвоения знаний.

Насколько сформирован познавательный интерес у старших дошкольников

мы узнали, применив методику изучения интереса к математике «Метод

парных сравнений» (Л.Н. Вахрушева). Цель методики: определение наличия и

степени устойчивости интересов к математике.

Исследование проходило

во второй

половине дня.

Индивидуально

каждому ребенку предъявлялось 10 сочетаний по три вида занятий, в каждом из

которых нужно выбрать одно занятие, которое нравится.

У детей, участвующих в исследовании, на начальном этапе отмечается

средний

и

низкий

уровень

познавательного

интереса

к

математике.

Следовательно, работа с дошкольниками по формированию математических

представлений должна быть построена так, чтобы у ребенка поддерживался

познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное,

желание вникнуть в сущность предметов, отношений, действий.

Наряду с занятиями,

мы

составили перспективное планирование

математических досугов для всех возрастных групп. Дошкольники очень любят

соревнования и развлечения (досуги), в том числе математические, общие

задачи которых можно определить следующие: доставлять радость детям,

воспитывать интерес к математике, развивать мыслительные процессы,

закреплять определённые математические навыки, использовать в речи

математические понятия.

Красочно

иллюстрированные

и,

возможно,

музыкально

оформленные

соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость

участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение,

которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к

математической

деятельности

и

желание

заниматься

ею.

С

помощью

математических досугов можно решить целый ряд важных задач обучения:

закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах,

времени,

пространстве,

геометрических

фигурах;

учить

применять

приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях.

развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь; формировать

умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять

в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать

сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память

на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать

мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для

присутствующих.

Математические досуги также ценны для формирования нравственно-

волевых

качеств,

таких

как

настойчивость

в

достижении

цели,

самостоятельность, активность, находчивость.

Мы проводили досуги один раз в квартал на основе разнообразного

занимательного математического материала, дидактических игр, загадок,

считалок, задач-стишков, задач-шуток, стихов, фрагментов сказок.

Материал подбирался с учетом уровня развития детей, их знаний и умений,

приобретенных в процессе обучения на занятиях, а также интереса к различным

видам математической деятельности.

Наиболее запоминающимися для детей были досуги, проведенные на

улице

в

теплое

время:

«Путешествие

в

Цифроград»,

«Цирковое

представление». Королева Цифрограда приготовила для детей различные

веселые

задания:

«Соедини

правильно»,

«Числа

шагают

по

порядку»,

«Отличник» и др. В конце досуга все получили сладкие призы.

На «цирковой арене» выступал клоун Клепа, который не умел считать, дети

его с удовольствием учили: и считать, и цифры правильно называть, и загадки

отгадывать, а Клепа их веселил.

Ценность математических досугов на улице в том, что у детей закрепляют

математические навыки, формируется интерес к математике, при этом они

физически развиваются, так как их двигательная активность не стеснена

пространством группы.

Произошли позитивные изменения в формировании познавательного

интереса у детей старшего дошкольного возраста, большинство их них стали

активнее заниматься, «играть в математику».

Список использованных источников:

Нормативные документы:

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

– М.: Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.

2.

Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего

дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития.

– 2013. -№ 8. – с. 192-195

3.

Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теории и

технологии: учебное пособие. – М.: Дикрет – Медиа, 2014. – 534 с.

4.

Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса.

Вестник

ТГПУ.

2008.:Выпуск

3

(77)

URL:

file:///C:/Users/

%D0%AF/Downloads/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa.pdf

5.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс

математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3. – М.: Ювента,

2012. – 280 с.

6.

Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. - М.: Просвещение,

2010. -351 с.



В раздел образования