Напоминание

"Как вызвать познавательный интерес к предмету у обучающихся."


Автор: Никитина Оксана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 199
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Как вызвать познавательный интерес к предмету у обучающихся."
Раздел: среднее образование





Назад




Как вызвать познавательный интерес к

предмету у обучающихся.

Наше современное общество нуждается в высокообразованных, способных к

непрерывному творческому саморазвитию личностях, поэтому возрастает

значение фундаментального образования, которое невозможно получить без

творческих способностей обучаемых, что в свою очередь невозможно без

формирования познавательного интереса.

Один из критериев эффективности педагогического - это формирование

устойчивого познавательного интереса у обучающихся, что является одной

из главных проблем современной школы. Познавательный интерес – это одно

из социально значимых качеств личности, которое формируется у учеников в

процессе учебной деятельности, это также направленность личности на

окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как

активность и избирательность, желание познать предметы и явления

окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. В

связи с этим, важно понимать,что содержание обучения выступает для

обучающихся в первую очередь в виде той информации, которую они

получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе

информация вне потребностей ученика не имеет для него какого-либо

значения и не оказывает на него какого- либо воздействия и как следствие не

вызывает какой-либо деятельности. И только та информация , которая в чем-

то созвучна его потребностям , подвергается эмоциональной и умственной

переработке. В результате обучающийся получает импульс к последующей

деятельности. Именно поэтому учителю необходимо знать потребности его

учеников, форму этих потребностей в настоящее время, а также будущие

потребности, которые могут у них возникнуть .

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием

познавательного интереса, проявляются:

активный поиск

догадка

исследовательский подход

готовность к решению задач

Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:

чувства ожидания нового

чувства интеллектуальной радости

эмоции удивления

чувство успеха

Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями

считаются:

самостоятельность добывания знаний

инициатива поиска

выдвижение и постановка познавательных задач

Таким образом, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны

познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое.

Педагоги и психологи выделяют три основных мотива, побуждающих

школьников учиться.

Во- первых, интерес к предмету. (Ученик изучает какой-либо предмет не

потому, что преследует какую-то цель, а потому что сам процесс изучения

доставляет ему удовольствие.) Высшая степень интереса- это увлечение.

Занятия при увлечении вызывают сильные положительные эмоции, а

невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету ученик считает

неинтересными, но осознает их необходимость и усилием воли заставляет

себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Ученик занимается потому, что его заставляют

учителя и родители). В большинстве случаев различные меры принуждения

не дают положительных результатов.

Важной задачей учителя является формирование у учеников первых двух

мотивов учения- интереса к предмету и чувства долга, ответственности в

учебе. Именно их сочетание позволит ученику достигнуть хороших

результатов в учебной деятельности.

Возникает вопрос: как заинтересовать обучающихся своим предметом?

Каждый учитель может разработать для себя систему приёмов и методов,

направленную на развитие мыслительной деятельности учеников, но нельзя

научить школьника, если ему не интересно. Когда у ученика горят глаза от

познания нового, то готова почва для его дальнейшего роста и прогресса.

Поэтому, если традиционные методы обучения не работают, то следует

подойти к организации занятий творчески. Необходимо применять

персонализированные, изобретательные и технологичные методы обучения,

чтобы привлечь внимание учащихся.

Метод 1- Личные интересы:

Учет конкретных интересов учеников.

Такой подход позволит увлечь своих обучающихся и заинтересовать

знаниями. Не нужно жалеть времени на вопросы о хобби и увлечениях своих

учеников. Также можно позволять учащимся предлагать темы или

приносить материалы вроде книг, игр и приложений, которыми они хотят

поделиться с другими.

Планирование время обучения с учетом потребностей учеников.

Неправильно считать, что все дети учатся одинаково и в одном темпе.

Родителям и учителям следует оценить потребности каждого ребёнка.

Возможно, ему сложно сидеть на месте, тогда нужно определить

оптимальный способ обучения – это аудиальный, визуальный или

кинестетический подход? Если ученику сложно сидеть на месте, то

необходимо делать частые перерывы, при визуальном обучении использовать

различные наглядные материалы.

Позволение обучающимся учить друг друга. Когда ученик несет

ответственность за своё обучение и учит других, он стремится как

можно лучше разобраться в материале.

Можно дать конкретную тему каждому ученику и попросите

подготовить урок по данной теме — теперь ученику придется изучить

тему очень основательно. Затем нужно позволить ребенку провести

урок для всего класса или группы учащихся.

Можно организовать работу в парах либо небольших группах. Важно

поощрять учеников полагаться друг на друга в решении проблем и не

обращаться за помощью к учителю.

Ещё один вариант- составить пары из отстающих и преуспевающих

учеников. В идеале первые будут обращаться с вопросами ко вторым.

Метод 2-Доступность и актуальность.

Необходимо создать возможность для практического обучения. Дети лучше

запоминают сведения, когда их руки и мозг одновременно заняты делом.

Нужно планировать занятия так, чтобы ученикам приходилось говорить,

слушать и двигаться. Такие уроки будут полезны для активных учеников с

аудиальным и визуальным типом восприятия.

Для этого можно предложить ученикам перемещаться между разными

рабочими местами, объединить учеников в группы по интересам и

способностям.

Можно использовать обучающие игры. После урока или изучения

понятия можно предложить такую игру, которая позволит проверить

приобретенные знания.

Можно найдите обучающую игру в интернете или загрузить

специальное приложение на планшет, предложить игру на основе

популярной телепередачи или устроить викторин, а также использовать

подходящие настольные и карточные игры.

Метод 3- Игры и технологии.

Создание цифровых проектов. Нынешние дети рождаются в цифровую

эпоху. Они без ума от технологий и уверенно пользуются техникой,

поэтому необходимо применять такие навыки с пользой посредством

тематических заданий. Нужно позволять ученикам искать информацию

с помощью компьютеров и планшетов, предлагать создавать сайты,

видеоролики и подкасты, слушайте аудиокниги.

Использование технологии на занятиях. Учителя могут повысить

интерес к учебе при помощи цифровых устройств. Необходимо

регулярно проводить уроки с использованием презентаций и коротких

обучающих видеороликов. Аудиовизуальные материалы заинтересуют

даже тех, кто не слишком внимателен на уроках.

Использование образовательных видеоигр и приложений. Обучающие

игры и приложения позволяют с легкостью научить детей базовым

навыкам и понятиям. Если дополнить традиционные методы обучения

игровым компонентом, успеваемость класса может значительно

возрасти. Другие преимущества:

развитие навыков работы с техническими средствами;

компактность и доступность;

альтернативные методы обучения;

организация досуга.

Важно регулярно интересоваться мнением учеников, особенно после

использования нововведений. Это поможет лучше понять, какие методы и

средства позволяют найти золотую середину между учебой и развлечениями.

А самое главное нужно помнить, что задача учителя — не «приучить

заниматься» через силу, а задать направление и создать благоприятную

среду. Тогда любознательность ребёнка проявится естественно, и результаты

не заставят себя ждать!



В раздел образования