Автор: Мамонтова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 59 города Белово
Населённый пункт: г. Белово, п.г.т. Бачатский, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Путешествие в подводный мир"
Раздел: дошкольное образование
ООД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в
подводный мир» (старшая группа)
Программное содержание: обобщить, закрепить, систематизировать знания детей, полученные в
течение года.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о днях недели, времени суток.
- закрепить счет до 10
- формировать умение различать количественный и порядковый счет в пределах до 10, правильно
отвечать на вопросы сколько, какой по счету.
Развивающие:
- развивать память, мышление;
- вызвать радостное эмоциональное настроение через разные виды деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: морская ракушка, изображение подводной лодки из геометрических
фигур, карточки с заданиями, запись «Шум воды», сундук, жемчужины.
Предварительная работа: чтение худ. литературы, рассматривание картин о морских обитателях,
беседы по ним, решение задач, дни недели, части суток.
Методы и приемы: вопросы к детям, художественное слово, объяснение, самостоятельная работа
детей, физминутка, сюрпризный момент, игровая мотивация.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Встают в круг. В центре морская ракушка.
- Ребята, как вы думаете, почему здесь у нас появилась ракушка? (Ответы детей).
-Давайте, отправимся с вами в подводное путешествие. А что мы можем увидеть в подводном
мире? (Ответы детей)
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
Перед погружением в воду нам нужно оставить сообщение, когда и в какое время суток мы
вернемся. Давайте вспомним, какие вы знаете дни недели?
Ответы детей.
- Сколько дней в неделе?
- В какие дни вы ходите в детский сад?
- Назовите выходные?
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько частей в сутках?
- Назовите части суток, которые вы знаете?
- Мы отправляемся сегодня после завтрака, значит в какое время суток?
- Приплывем завтра после ужин, значит, вернемся в какое время суток?
Молодцы! Ребята, а на чем мы можем путешествовать в подводном мире? (Ответы детей).
Правильно, на подводной лодке.
Ну, раз мы можем отправиться в путешествие на подводной лодке, я предлагаю вам сейчас
рассмотреть нашу лодку.
На доске расположена лодка (составлена из геометрических фигур).
- Поднимите руку, кто из вас заметил, из каких геометрических фигур состоит наша лодка. (дети
рассматривают). Обратите внимание, у нас на лодке есть два треугольника. Если их соединить
вместе, какая получится геометрическая фигура? (квадрат)
- Скажите, что больше: квадрат или его часть? А что меньше: квадрат или его часть?
- А если соединить эти части, что у нас получится? (круг)
Скажите, что больше: круг или его часть? А что меньше: круг или его часть? Как можно назвать
эту часть? (одна вторая часть)
- А теперь возьмите карточки и карандаш. И выполните задание. Какие геометрические фигуры
должны получиться при соединении двух деталей? Нарисуй их в пустых рамочках (карточка)
- Воспитатель: Молодцы транспорт готов, можно отправляться в путешествие, погружаемся в
воду (звучит музыка шум воды) поплыли.
- Посмотрите справа от нас проплывает стая рыб. Давайте посчитаем сколько их? Счет до 10.
- Красная рыбка, какая по счету? (первая) (спросить у 2-3 детей)
- Синяя рыбка, какая по счету?
- Какая по счету черная рыбка?
- Какая по счету желтая рыбка?
- Очень хорошо. Плывем дальше.
Физминутка.
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка".
Посмотрите, какие красивые морские звезды. Да они не простые, а с заданием, давайте попробуем
решить эти задания.
3 задание: Ребята, мы своим появлением напугали обитателей подводного мира. Посмотрите на
карточки. Кто напугался? (на карточке 4 морских звезды)
- Возьмите 5 подводных камней и расположите их в ряд вместе со звездами
- Как проверить, сколько на карточке звезд и камней? (Сосчитать)
Сосчитай звезды и камни.
- Сколько звезд (5)
- Сколько камней (5)
- Что можно сказать о количестве звезд и камней? (Их поровну)
- Как проверить равенство, не считая предметов? (Дети предлагают разные способы: наложить
(спрятать звезды за камни или выложить внизу под каждой звездой))
- Каким одним числом можно обозначить количество звезд и камней?
(Дети - числом четыре)
А если добавить один камень?
- Каких предметов стало больше?
- На сколько больше? (на одну)
- Сосчитайте сколько стало камней? (дети - 6)
- Каким числом обозначим количество камней (числом 6)
- На сколько 6 больше 5? (на один)
4 задание:
-Море спокойно! На море штиль! Хорошо обитателям морским в такую погоду!
Они резвятся, снуют туда – сюда, и устраивают морские соревнования.
«Кто быстрей плавает»
Задание: Возьмите карточку с финишными дорожками.
- Скажите, кто плывет по самой нижней дорожке? (поднимаем руку, кто нашел)
- Кто плывет по самой верхней дорожке? (ответы детей)
- Скажите, наши спортсмены стоят слева или справа у дорожек?
- С какой стороны нарисована финишная прямая? (Скажи, Валя? Кто согласен с Валей,
поднимите руку.) Молодцы!
(если кто то сказал неправильно надо спросить. Ксюша, а как ты думаешь? Почему?) Правильно!
Задание следующее:
- Возьмите цветные полоски. Наложите их друг на друга. (можно показать и сказать «КАК Я»)
- Что можно сказать о ширине полосок? (они одинаковые по ширине)
- Что можно сказать о длине? (они разные по длине)
- Что можно сказать о цвете дорожек?
Итак, наши дорожки одинаковые по ширине, и разные по цвету и длине
Задание: подберите полоски по длине дорожек на карточке.
- какую дорожку заняла морская черепаха? (красную)
- А по длине, она какая? (самая длинная)
- Что можно сказать о следующей дорожке? (желтая дорожка короче красной)
- Лера, что ты можешь рассказать о длине дорожек? Начни с красной.
(красная – самая длинная дорожка, желтая дорожка - короче, зеленая – еще короче, синяя самая
короткая)
- Саша, расскажи о длине дорожек начина с самой короткой.
(самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная)
Молодцы! Как вы думаете, кто приплывет к финишу первый? Почему?
- Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите, что у нас еще есть?
Перед нами затонувший сундук. Давайте заглянем в сундук и посмотрим, что там лежит
В сундуке находятся жемчужины. Если вам понравилось занятие, возьмите жемчужину и верните
ее ракушке.
- Вот наступила пора подниматься на сушу. Приготовились, всплываем. (звучит музыка шум
моря). Понравилось вам путешествие в подводный мир? - Какие задания в этом путешествии вам
было выполнять труднее всего?
- При выполнении, какого задания вы не испытывали трудностей?