Напоминание

Воспитательный потенциал урока ОБЖ


Автор: Ситникова Людмила Александровна
Должность: методист имц кировского района санкт-петербурга
Учебное заведение: ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал урока ОБЖ
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательный потенциал урока ОБЖ

Ситникова Л.А.

Методист ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга

Современная парадигма образования строится на идеях гуманизма,

демократизации, социальной и личной ответственности за судьбы развития

цивилизации. В основу ее положен антропоцентризм, согласно которому

человек, его здоровье, счастье - есть центр и высшая цель мироздания.

Исходя из этого, сегодня основной целью образования является

проектирование многомерного здоровьесберегающего социального

пространства, обеспечивающего развитие, формирование и сохранение

здоровья личности.

Мировоззрение, здоровье, образ жизни, образование - это категории, которые

тесно связаны в процессе развития человека на всех ступенях его

социализации - семье, дошкольном учреждении, в школе и т.д. При этом

основой самореализации человека является его здоровье, отражающее

качество приспособления организма к условиям внешней среды и

представляет процесс их взаимодействия.

В процессе воспитания, образования у детей формируется система взглядов

на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его

действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами

основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания себя,

правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и

взаимопомощи, ценностные ориентации. Следует отметить, что гармоничное

развитие ребенка происходит в процессе обучения и воспитания, когда

формируется целостное мировоззрение, целостная картина мира.

Складываются отношения и противоречия между возможностями личности и

способностями. При этом возрастает роль, объем и качество педагогического

воздействия, в рамках всего образовательного пространства учебных

заведений.

Процесс проектирования здоровьесохранного образовательного пространства

осуществляется через:

понимание концепции здоровья, отношение к нему, как к самой

большой ценности, всех субъектов образовательного учреждения;

формирование культуры здоровья, обучение здоровому образу всех

субъектов образовательного пространства через урок ОБЖ, их

интеграцию с другими предметами, физическую культуру,

консультации, лектории, модули и т.д.;

диагностику индивидуальных особенностей и состояния здоровья

учащихся и педагогов;

экспертную санитарно-гигиеническую, эстетическую оценку

образовательного пространства;

мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей работы.

построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными

возможностями учащихся и при медико-психолого-педагогическом

сопровождении;

гуманизацию и эстетизацию образовательной среды;

обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутри

школьной среды;

зонирование образовательного пространства.

организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания

учащихся и педагогов.

обучение рациональному питанию в семье, на уроках ОБЖ.

функционирование научных сред по обновлению содержания

образования с соответствующей экспертной оценкой - «не навреди».

соблюдение принципов здоровьесберегающей педагогики и

формирование стратегии здоровьесохранной деятельности всех

субъектов образовательного учреждения.

формирование и укрепление здоровья через физкультурно-спортивные

мероприятия, медицинские оздоровительные программы, «месячники

здоровья», диспансеризацию и т.д.

Центром здоровьесохранной образовательной системы является принцип

триединого представления о здоровье, т.е. единство здоровья физического,

психического и духовно-нравственного. Все происходящее в

образовательном учреждении от разработки планов, программ до проверки

их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию

внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров,

работу с родителями и т.д. - должно оцениваться с позиции влияния на

психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Условно

говоря, заключение «не вредить здоровью» должно быть разрешающим для

любого мероприятия, а заключение «полезно для здоровья» - зажигать

«зеленый свет» для соответствующих проектов и предложений.

Как видно из вышеизложенного, ключевое место в проектировании

здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет ОБЖ,

призванный стимулировать знания процессов развития личности,

формирования и укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов

организма. Чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен

непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что курс

ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего

образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной

проблемой стремительно наступающей постиндустриальной эпохи.

Концепция развития курса ОБЖ опирается, прежде всего, на накопленный за

12 лет существования курса потенциал в части индивидуальной

безопасности. В то же время она ориентирует развитие курса. Во-первых, по

вопросам предотвращения новых опасностей жизнедеятельности и, во-

вторых, рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности системно

для трех уровней - индивидуального, национального и глобального.

Сегодня перед курсом ОБЖ стоят ряд проблем, мешающих его развитию:

консерватизм системы образования.

социально-экономическая ситуация в стране.

мелкокорпоративные интересы учителей-предметников, не желающих

делиться часами своей педагогической нагрузки.

недостаточная информированность большинства противников курса

ОБЖ о его целях и содержании. Отсюда - негативное отношение к

предмету.

отсутствие достаточного количества подготовленных преподавателей.

отсутствие учебных, наглядных и дидактических материалов.

Эти шесть причин тормозят «превращение» предмета ОБЖ в один из

основных предметов школьной программы.

С консерватизмом педагогической системы ничего сделать нельзя.

Социально-экономическую ситуацию в стране учителям тоже изменит не в

силах. С мелкокорпоративными интересами преподавателей других

дисциплин можно бороться административными мерами, если руководители

по всей управленческой вертикали - от директора школы до министра - сами

будут сторонниками необходимых преобразований. Одновременно

необходимо повышать информированность учительских масс, огромной и

максимально заинтересованной в результатах работы школы «армии»

родителей и учащиеся в вопросах культуры безопасности, здорового образа

жизни, грамотного поведения в чрезвычайных ситуациях - всего, что

составляет содержание предмета ОБЖ. Тогда сформируется мощный

социальный заказ на содержание ОБЖ, который даст возможность

преодолеть не только консерватизм чиновников образования, но и

усовершенствовать нормативно-правовую базу, улучшить финансовое

обеспечение, что позволит директорам школ получить экономический рычаг

привлечения и подготовки грамотных преподавателей ОБЖ.

Несмотря на многообразие проблем, которые необходимо решать, главными

и первоочередными остаются проблемы подготовки кадров и материально-

технического обеспечения кабинетов ОБЖ. Междисциплинарная

системообразующая специфика курса, формирующая современное

мировоззрение учащихся предъявляет особые требования к преподавателям

ОБЖ: они должны обладать не набором поверхностных знаний и умений, а

глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу

курса ОБЖ.

Среди требований, определяющих способность учителя быть преподавателем

ОБЖ, основным является педагогический профессионализм. Не секрет, что в

связи с острым дефицитом педагогических кадров к преподаванию ОБЖ

часто привлекаются уволенные в запас офицеры, люди, имеющие высшее

или среднее специальное образование, но не имеющие необходимой

профессиональной подготовки для педагогической работы с детьми и

подростками. Кроме содержания предмета ОБЖ, их надо обучать методам и

технологиям учебно-воспитательной работы, познакомить с

физиологическими особенностями учащихся разных возрастных групп.

Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других учителей-предметников,

необходима психологическая подготовка, наличие практических навыков

учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость это

требование приобретает при использовании учителем активных методов

обучения, а именно так и должно строится преподавание предмета ОБЖ как

практически ориентированной дисциплины. Принципиально важным

является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к

жизни. Ведь в процессе освоения программы учащимся приходится

сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных

ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, ЧС природного и

техногенного характера. Для впечатлительного ребенка это может оказать

нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И задача учителя

«уравновесить» все изучаемые на уроках «негативы» общей позитивной

установки, не позволить, чтобы у ребенка сформировалось

«катастрофическое восприятие мира». Развитие общеобразовательного

учреждения (в широком смысле) в современных условиях - это необратимое,

направленное, закономерное изменение компонентов сложной

педагогической системы под влиянием достижений науки, техники и

передового педагогического опыта, в результате которого школа переходит в

качественное новое состояние.

Одним из таких достижений является межотраслевая интеграция, в частности

педагогики и электроники по проектированию новых педагогических

технологий в рамках курса ОБЖ, значение которого в воспитании личности

трудно переоценить.

Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки не

только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ

жизни.

Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной, национальной

и глобальной безопасности, основ медицинской само и взаимопомощи,

доведенные при необходимости до алгоритма воспроизводства, т.е. до

автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях.

В настоящее время курс ОБЖ находится на перепутье. Либо курс сделает

серьезный шаг вперед в своем развитии и займет достойное место в системе

образования, либо останется в застое и закончится, оставшись

закамуфлированной подготовкой к военной службе или к ГО, что в

современных условиях не допустимо. Последнее связано с возникновением

новых и углублением старых проблем физического выживания человечества,

расширением спектра внутренних и внешних угроз национальной

безопасности России, ухудшением экологической ситуации, социальных

проблем, повышенное внимание общества к вопросам личной безопасности

жизни и выживания. Обеспечения безопасности человеческих сообществ в

глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует

разумных общих действий. Вот почему необходимо дальнейшее развитие

содержания курса ОБЖ. Именно этот курс может дать ответ на главный

«вызовХХ1» века, поскольку:

- он может и должен опережать основную потребность человека и общества в

постиндустриальную эпоху, способствовать формированию умений и

навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;

- он может и должен служить стержнем общего образования.

Базовый курс по ОБЖ поможет:

сформировать личность «безопасного типа», представляющей тенденции

мировой динамики, знающей основы здорового образа жизни, защиты

человека, общества, государства от современного комплекса опасных

факторов и умеющий применить эти знания на практике;

воспитать гражданственность, патриотизм, ответственность перед собой,

обществом и природой.

Обновление содержания курса ОБЖ направлено на гуманизацию

образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием

творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий

для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и

нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления

реализовать себя через активно-неадаптированные действия, расширяющие

границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. Человек

свободен в выборе ценностей, в том, где ему проявить свою

индивидуальность, в какой области культуры применять свои творческие

силы, как добиться совпадения личного и общественного интересов в своей

деятельности. Перевод человека на новый уровень отношения к

собственному физическому, психическому и личностному здоровью является

результатом гуманизации образования.



В раздел образования