Автор: Ситникова Людмила Александровна
Должность: методист имц кировского района санкт-петербурга
Учебное заведение: ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал урока ОБЖ
Раздел: среднее образование
Воспитательный потенциал урока ОБЖ
Ситникова Л.А.
Методист ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга
Современная парадигма образования строится на идеях гуманизма,
демократизации, социальной и личной ответственности за судьбы развития
цивилизации. В основу ее положен антропоцентризм, согласно которому
человек, его здоровье, счастье - есть центр и высшая цель мироздания.
Исходя из этого, сегодня основной целью образования является
проектирование многомерного здоровьесберегающего социального
пространства, обеспечивающего развитие, формирование и сохранение
здоровья личности.
Мировоззрение, здоровье, образ жизни, образование - это категории, которые
тесно связаны в процессе развития человека на всех ступенях его
социализации - семье, дошкольном учреждении, в школе и т.д. При этом
основой самореализации человека является его здоровье, отражающее
качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет процесс их взаимодействия.
В процессе воспитания, образования у детей формируется система взглядов
на объективный мир, его место в нем, на отношение к окружающей его
действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами
основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания себя,
правила поведения в чрезвычайных ситуациях, навыки само и
взаимопомощи, ценностные ориентации. Следует отметить, что гармоничное
развитие ребенка происходит в процессе обучения и воспитания, когда
формируется целостное мировоззрение, целостная картина мира.
Складываются отношения и противоречия между возможностями личности и
способностями. При этом возрастает роль, объем и качество педагогического
воздействия, в рамках всего образовательного пространства учебных
заведений.
Процесс проектирования здоровьесохранного образовательного пространства
осуществляется через:
понимание концепции здоровья, отношение к нему, как к самой
большой ценности, всех субъектов образовательного учреждения;
формирование культуры здоровья, обучение здоровому образу всех
субъектов образовательного пространства через урок ОБЖ, их
интеграцию с другими предметами, физическую культуру,
консультации, лектории, модули и т.д.;
диагностику индивидуальных особенностей и состояния здоровья
учащихся и педагогов;
экспертную санитарно-гигиеническую, эстетическую оценку
образовательного пространства;
мониторинг здоровья учащихся и здоровьесберегающей работы.
построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными
возможностями учащихся и при медико-психолого-педагогическом
сопровождении;
гуманизацию и эстетизацию образовательной среды;
обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутри
школьной среды;
зонирование образовательного пространства.
организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания
учащихся и педагогов.
обучение рациональному питанию в семье, на уроках ОБЖ.
функционирование научных сред по обновлению содержания
образования с соответствующей экспертной оценкой - «не навреди».
соблюдение принципов здоровьесберегающей педагогики и
формирование стратегии здоровьесохранной деятельности всех
субъектов образовательного учреждения.
формирование и укрепление здоровья через физкультурно-спортивные
мероприятия, медицинские оздоровительные программы, «месячники
здоровья», диспансеризацию и т.д.
Центром здоровьесохранной образовательной системы является принцип
триединого представления о здоровье, т.е. единство здоровья физического,
психического и духовно-нравственного. Все происходящее в
образовательном учреждении от разработки планов, программ до проверки
их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию
внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров,
работу с родителями и т.д. - должно оцениваться с позиции влияния на
психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Условно
говоря, заключение «не вредить здоровью» должно быть разрешающим для
любого мероприятия, а заключение «полезно для здоровья» - зажигать
«зеленый свет» для соответствующих проектов и предложений.
Как видно из вышеизложенного, ключевое место в проектировании
здоровьесохранного образовательного пространства занимает предмет ОБЖ,
призванный стимулировать знания процессов развития личности,
формирования и укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов
организма. Чтобы отвечать требованиям времени, курс ОБЖ должен
непрерывно развиваться. Наиболее важным моментом является то, что курс
ОБЖ неизбежно должен стать системообразующим в содержании общего
образования, поскольку безопасность жизнедеятельности становится главной
проблемой стремительно наступающей постиндустриальной эпохи.
Концепция развития курса ОБЖ опирается, прежде всего, на накопленный за
12 лет существования курса потенциал в части индивидуальной
безопасности. В то же время она ориентирует развитие курса. Во-первых, по
вопросам предотвращения новых опасностей жизнедеятельности и, во-
вторых, рассмотрения вопросов безопасности жизнедеятельности системно
для трех уровней - индивидуального, национального и глобального.
Сегодня перед курсом ОБЖ стоят ряд проблем, мешающих его развитию:
консерватизм системы образования.
социально-экономическая ситуация в стране.
мелкокорпоративные интересы учителей-предметников, не желающих
делиться часами своей педагогической нагрузки.
недостаточная информированность большинства противников курса
ОБЖ о его целях и содержании. Отсюда - негативное отношение к
предмету.
отсутствие достаточного количества подготовленных преподавателей.
отсутствие учебных, наглядных и дидактических материалов.
Эти шесть причин тормозят «превращение» предмета ОБЖ в один из
основных предметов школьной программы.
С консерватизмом педагогической системы ничего сделать нельзя.
Социально-экономическую ситуацию в стране учителям тоже изменит не в
силах. С мелкокорпоративными интересами преподавателей других
дисциплин можно бороться административными мерами, если руководители
по всей управленческой вертикали - от директора школы до министра - сами
будут сторонниками необходимых преобразований. Одновременно
необходимо повышать информированность учительских масс, огромной и
максимально заинтересованной в результатах работы школы «армии»
родителей и учащиеся в вопросах культуры безопасности, здорового образа
жизни, грамотного поведения в чрезвычайных ситуациях - всего, что
составляет содержание предмета ОБЖ. Тогда сформируется мощный
социальный заказ на содержание ОБЖ, который даст возможность
преодолеть не только консерватизм чиновников образования, но и
усовершенствовать нормативно-правовую базу, улучшить финансовое
обеспечение, что позволит директорам школ получить экономический рычаг
привлечения и подготовки грамотных преподавателей ОБЖ.
Несмотря на многообразие проблем, которые необходимо решать, главными
и первоочередными остаются проблемы подготовки кадров и материально-
технического обеспечения кабинетов ОБЖ. Междисциплинарная
системообразующая специфика курса, формирующая современное
мировоззрение учащихся предъявляет особые требования к преподавателям
ОБЖ: они должны обладать не набором поверхностных знаний и умений, а
глубоко разбираться в содержании всех разделов, входящих в программу
курса ОБЖ.
Среди требований, определяющих способность учителя быть преподавателем
ОБЖ, основным является педагогический профессионализм. Не секрет, что в
связи с острым дефицитом педагогических кадров к преподаванию ОБЖ
часто привлекаются уволенные в запас офицеры, люди, имеющие высшее
или среднее специальное образование, но не имеющие необходимой
профессиональной подготовки для педагогической работы с детьми и
подростками. Кроме содержания предмета ОБЖ, их надо обучать методам и
технологиям учебно-воспитательной работы, познакомить с
физиологическими особенностями учащихся разных возрастных групп.
Для преподавателя ОБЖ больше, чем для других учителей-предметников,
необходима психологическая подготовка, наличие практических навыков
учебно-психологической работы с людьми. Особую значимость это
требование приобретает при использовании учителем активных методов
обучения, а именно так и должно строится преподавание предмета ОБЖ как
практически ориентированной дисциплины. Принципиально важным
является воспитание у учащихся оптимистического, активного отношения к
жизни. Ведь в процессе освоения программы учащимся приходится
сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных
ситуаций: правонарушений, травм, катастроф, аварий, ЧС природного и
техногенного характера. Для впечатлительного ребенка это может оказать
нежелательное кумулятивное воздействие на психику. И задача учителя
«уравновесить» все изучаемые на уроках «негативы» общей позитивной
установки, не позволить, чтобы у ребенка сформировалось
«катастрофическое восприятие мира». Развитие общеобразовательного
учреждения (в широком смысле) в современных условиях - это необратимое,
направленное, закономерное изменение компонентов сложной
педагогической системы под влиянием достижений науки, техники и
передового педагогического опыта, в результате которого школа переходит в
качественное новое состояние.
Одним из таких достижений является межотраслевая интеграция, в частности
педагогики и электроники по проектированию новых педагогических
технологий в рамках курса ОБЖ, значение которого в воспитании личности
трудно переоценить.
Курс ОБЖ дает подрастающему поколению знания, умения, навыки не
только выживания, но и формирует культуру здоровья, здоровый образ
жизни.
Чтобы выжить сегодня, человеку необходимо знания личной, национальной
и глобальной безопасности, основ медицинской само и взаимопомощи,
доведенные при необходимости до алгоритма воспроизводства, т.е. до
автоматизма действий в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время курс ОБЖ находится на перепутье. Либо курс сделает
серьезный шаг вперед в своем развитии и займет достойное место в системе
образования, либо останется в застое и закончится, оставшись
закамуфлированной подготовкой к военной службе или к ГО, что в
современных условиях не допустимо. Последнее связано с возникновением
новых и углублением старых проблем физического выживания человечества,
расширением спектра внутренних и внешних угроз национальной
безопасности России, ухудшением экологической ситуации, социальных
проблем, повышенное внимание общества к вопросам личной безопасности
жизни и выживания. Обеспечения безопасности человеческих сообществ в
глобальном и национальном масштабах касается каждого и требует
разумных общих действий. Вот почему необходимо дальнейшее развитие
содержания курса ОБЖ. Именно этот курс может дать ответ на главный
«вызовХХ1» века, поскольку:
- он может и должен опережать основную потребность человека и общества в
постиндустриальную эпоху, способствовать формированию умений и
навыков безопасной жизнедеятельности и адекватного мировоззрения;
- он может и должен служить стержнем общего образования.
Базовый курс по ОБЖ поможет:
сформировать личность «безопасного типа», представляющей тенденции
мировой динамики, знающей основы здорового образа жизни, защиты
человека, общества, государства от современного комплекса опасных
факторов и умеющий применить эти знания на практике;
воспитать гражданственность, патриотизм, ответственность перед собой,
обществом и природой.
Обновление содержания курса ОБЖ направлено на гуманизацию
образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием
творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий
для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и
нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления
реализовать себя через активно-неадаптированные действия, расширяющие
границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления. Человек
свободен в выборе ценностей, в том, где ему проявить свою
индивидуальность, в какой области культуры применять свои творческие
силы, как добиться совпадения личного и общественного интересов в своей
деятельности. Перевод человека на новый уровень отношения к
собственному физическому, психическому и личностному здоровью является
результатом гуманизации образования.