Напоминание

Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения.


Автор: Фомина Оксана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 32" г.о. Саранск
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения.
Раздел: начальное образование





Назад




Фомина О. В.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №32» г. о. Саранск

Формирование познавательной активности младших школьников в

процессе обучения.

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка.

Именно в ней закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с

возрастом. Ребенок,

поступая

в школу, с

большим интересом

воспринимает все , что его окружает. И поэтому, перед учителем стоит

важная задача – не потерять интерес учащихся, а приумножить его .

Познавательный интерес предполагает познавательную активность

школьника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо

опираться на познавательный интерес детей, для формирования и развития

которого следует:

развивать творческие способности детей, создавать для этого условия;

укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не

ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

развивать у детей чувство собственного достоинства.

Познавательный интерес систематически укрепляется, развивается и

становится основой положительного отношения к учению. Он носит

поисковый характер. У учащегося возникают вопросы, ответы на которые он

сам активно ищет.

Становление интереса учащихся происходит на уроке. Поэтому

необходимо активизировать и повышать интерес к учению на каждом этапе

урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы.

Как же сделать уроки русского языка интересными и занимательными?

Вызвать

у

детей

интерес

к

изучению

русского

языка

достаточно

проблематично, но возможно.

На уроках я использую такие формы и методы организации учебной

деятельности,

которые

позволяют

раскрыть

умственный,

творческий

1

потенциал школьника, актуализировать его личный опыт, создать атмосферу

сотрудничества, заинтересованности в результате.

Учебный процесс стараюсь выстраивать так, чтобы ученик сам оперировал

учебным содержанием и чтобы при этом у него формировались способности к

самообучению, самоорганизации. Дети должны работать в команде, решая

вопросы, строить внутренний план действий, способы к рефлексии. Задания

стараюсь подобрать так, чтобы в ходе их выполнения ученики анализировали

ситуацию, высказывали свои предположения, выслушивали мнения других и

находили верный ответ, использовав при этом технологию сотрудничества,

которая

включает

организационные

формы,

нацеливающие

учащихся

распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу

друг у друга, выполнять работу в малой группе. Тем самым формируются

регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные

действия.

Основную роль в развитии познавательных учебных действий играет

содержание учебного материала, комплекс заданий, работа с которыми

позволяет выявить новую информацию, с другой точки зрения взглянуть на

уже известное, развить языковое чутье учащихся, обогатить их словарный

запас.

Анализируя текст, младшие школьники выполняют логические операции

анализа,

синтеза,

сравнения,

сопоставления,

выявляют

причинно-

следственные связи и отношения.

Использование наиболее эффективных форм и приемов обучения должно

обеспечить не только реализацию программных требований, но и качественно

новые результаты.

Занимательный материал помогает мне оживить урок, сделать его

интересным, динамичным, зажечь огонь любознательности у детей.

1.

Приёмы,

повышающие

познавательный

интерес

к

изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность

ребенка.

Приёмы «Яркое пятно» и «Удивляй!»

2

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приёмы

использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на

протяжении всего урока.

Например, на уроке по теме «Сложные слова и их правописание» в 3

классе даётся задание прочитать текст и выяснить, почему птичку назвали

«горихвосткой»; понаблюдать, как образовано это слово; сколько корней в этом

слове.

Урок по той же теме с использованием приёма «Удивляй». Сущность

приёма: столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим

заданием. На этапе актуализации знаний учащимся предлагается выделить

корень в слове «горихвостка». В ходе обсуждения возникают различные

мнения. В результате словообразовательного анализа дети приходят к новому

способу выделения корня в сложных словах.

Приём «проблемная ситуация».

Приём побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, при изучении темы: «Неопределённая форма глагола» дети

получают задание:

- Прочитайте слова. Определите время глаголов. Почему не у всех

глаголов мы не смогли определить время? На какие вопросы отвечают эти

глаголы? Можно ли у таких глаголов определить время и число? Как бы вы

назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Форма глагола,

которая не указывает на время и число называется неопределенной формой

глагола).

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по

орфографии.

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

3

Вы запомните, друзья,

Их на – Е спрягать нельзя!

Повышению познавательного интереса к русскому языку способствует

применение игровых приёмов.

Игровых приём по теме «Предложение» в 1 классе. Суть его заключается в

том, что между учениками

распределяются слова одного предложения

(например, Лиса живёт в лесу. 4 ученика получают по одному слову, ещё один

ребёнок играет роль точки. Дети должны выстроиться в предложение – назвать

своё слово; ребёнок, которому досталось первое слово должен поднять вверх

руку, ребёнок-точка – присесть, имитируя постановку точки в конце

предложения.).

2.

Приёмы,

которые

научат

ребенка

работать

с

информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через

использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания

устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на

извлечение, преобразование и использование текстовой информации приёмы

работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.

Приём

«Дотошный

ученик»

(ученик,

который

сможет

задать

наибольшее количество вопросов одноклассникам по изучаемой теме) для

составления алгоритма морфологического разбора.

Приём «Ключевые слова»

научат ребёнка работать с информацией.

Такой приём я провожу на этапе закрепления знаний.

Приём «Шаг за шагом». Заключается в следующем: каждый свой шаг

ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. Задача остальных:

оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный приём

эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети

учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал,

дополнять сказанное, объективно оценивать.

Таким образом, данные приёмы учат не только работать с информацией,

но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребёнка.

4

3. Приёмы формирования грамотного письма.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но

именно

она

обозначена

как

важнейшая

программная

установка

при

формировании

функционально

грамотной

личности.

Развитие

орфографической зоркости происходит при применении следующих приёмов.

Приём «Лови ошибку – получи пятёрку.

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте

ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах использую

персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным

удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя,

особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать

подсказку, назвав количество ошибок.

Важным

элементом

в

формировании

грамотного

письма

является

словарная работа.

Виды словарной работы:

1)Картинный диктант.

2)Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное

слово, которое встретилось.

3) Отгадай загадку.

4)“Закодированное слово”

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101

Приемы мнемотехники. (метод графических ассоциаций)

При работе со словарными словами ученики сталкиваются с проблемой

запоминания орфограммы. Использую приемы мнемотехники:

5

Октябрь – подберем слово-ассоциацию так, чтобы проверяемая орфограмма

была в сильной позиции «осень», «дождь»

Девочка – дорисуем орфограмму до слова «лицо девочки»

Яблоко – дорисуем орфограмму до формы яблока.

Найди лишнее слово» (Например, среди двухсложных слов встречается

трёхсложное,

или

среди

собственных

существительных

встречается

нарицательное и т. д.)

Использование данных приёмов в работе формирует у учащихся: умение

анализировать

информацию;

осуществлять

отбор

информации;

преобразовывать информацию; формулировать проблему; самостоятельно

находить

способы

выполнения

поставленных

задач;

осуществлять

самоконтроль и взаимоконтроль деятельности; объективно оценивать результат

выполнения поставленных заданий; осуществлять рефлексию деятельности.

Рассмотренные приёмы и методы меняют отношение учеников к предмету

и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных

компетенций.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал

ответственность за свои знания.

6



В раздел образования