Автор: Нечаева Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Кабановская СОШ
Населённый пункт: Кабаново,Орехово-Зуевского городского округа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок в 5 классе Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
Раздел: среднее образование
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54)
Ход урока
1. Оргмомент
Вступительное слово учителя. Психологическая подготовка учащихся, создание
проблемной ситуации.
1 Незнайка выполнял домашнюю работу. Ему нужно было сочинить стихотворение,
использовав в каждой строке слова ,содержащие одну знакомую вам орфограмму:
В небе кружится пушок,
Это сыплется снежок.
Для подарков сапожок привяжу на нитку я .
Над какой орфограммой работал Незнайка? (о-е после шипящих в суффиксе
существительных) .Последняя строка у него не получалась, он обратился за помощью к
Знайке, и вот что тот дописал:
Ура, уже каникулы !
Выполнил ли Знайка условие задания? Неужели Знайка ошибся? Кто докажет его
правоту? Я знаю, это может сделать ( Выступление ученика с проектом)
Действительно «Каникулы» имеют отношение к теме нашего урока?
2. Запись темы, постановка целей урока
Так над какой орфограммой мы продолжим работу? (о-е после шипящих в суффиксе
существительных) Подпись листов.
А вы любите каникулы? Уже знаете, как вы их проведете ? Нам тоже хотелось бы это
узнать. Предлагаю вам в парах составить диалог, где вы выскажете свое отношение к
каникулам, какие какие эмоции у вас связаны с этим понятием, какие у вас планы на
каникулы У вас 3 минуты на работу.(Составление диалога в парах)
3 Проверка составленных диалогов .
4. Работа с текстом
Окрыленный своим успехом, Незнайка решил помочь Ромашечке написать ее домашнее
сочинение о том, как она провела каникулы. Вот что у него получилось.
1). Выразительное чтение учащимся.
2). Проанализируйте текст. О чем этот текст, какова его тема? (Природа зимой)
Подчеркните ключевое предложение , в котором содержится основная мысль текста (
Как
волшебно изменилась природа зимой!)
3). Озаглавьте данный текст. Природа зимой)
4).К какому типу речи относится текст?(Повествование с элементами описания)
Задание 1 Сочинение Ромашечки.
В первый день зимних каникул выпал пушистый снег ( снежок ).
Я решила посмотреть, как преобразилась зимняя природа.
Потемневший за осень луг ( лужок ) покрыт пушистым белым покрывалом .
Скрылся под снегом речной берег _(бережок)_
Как волшебно изменилась природа зимой!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «Снежная»
Но почему это сочинение не понравилось Ромашечке и Звездочке? ( Не соответствует
нежной девчачьей натуре) Давайте исправим сочинение. Что мы должны сделать?
5) (Заменяют существительные,вписывая в скобки) Проверка.Какой суффикс мы
использовали? Какое правило применяли?
6) Кого в этом снежном лесу не хватает? Кто бы его оживил? Запишите ответ загадки в
лист задание №2
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
( Волк.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
( Заяц.)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком.
( Еж.)
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка)
Но чтоб Ромашечке наши лесные жители понравились, их надо уменьшить.Как?
(Превратить в детенышей ). Какой суффикс будем использовать? (ОНОК)
а) волк-волчонок б) заяц-зайчонок в)еж- ежонок в)белка-бельчонок
5. Игра «Собери в поход Незнайку»
Незнайка во время каникул решил сходить в поход. Он составил список вещей .И конечно
в записи слов допустил ошибки. Давайте исправим их.
1 вариант-подчеркивает слова со значением « еда»,и исправляет,там,где
необходимо,неверное написание.
2 вариант-подчеркивает слова со значением « одежда ,предметы »,и исправляет,там,где
необходимо,неверное написание.
Рубашочка
, орешек, носочек, ватрушочка
,
кружечка, хлебушок, мешочек ,горошек,
подушочка, лепешечка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветер дует нам в лицо»
Давайте узнаем, когда Незнайка отправится в поход. Вставьте прорущенные буквы,затем
запишите вставленные гласные в таблицу под своим номером.
6. Программированный диктант «Угадай дату»
0. Детский чулоч…к 1. Потайной ящич…к 2. Душистый горош…к 3. Белый воротнич…
к 4. Золотой петуш…к 5 Миленький друж…к 6 Чистый роднич…к 7 Снежный
комоч…к 8. Ловкий пастуш…к 9. Маленький верблюж…нок 10. Беленький зайч…
нок
№ слова
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант ответа
е
е
е
о
о
о
о
о
о
о
о
Под какими номерами у вас получился ответ гласная « Е»? Составьте цифру.(
2017)
7. Подведение итогов урока
Мы помогли Незнайке, и он ушел в поход но на прощание оставил вам подарок. Что же
он вам подарил? Допишите строчки, используя изученную орфограмму.
Задание 5 «
Подарок Незнайки»
С неба сыплется пушок
Соберу в руке ___ снежок
Он летит к тебе, __дружок
Часики протикали:
«Ура! Ура! Каникулы__ _!»
Что же к вам прилетело? (Снежок)
8. Домашнее задание
а) уровень Сочинить стихотворение про зиму и каникулы .б) уровень Мини-сочинение
про зиму и каникулы, используя изученную орфограмму
9. Аналитическая мотивация.
- Какие трудные моменты были у вас на уроке ?
.
10. Рефлексия. Подчерните в маршрутных листах наречие, отражающее ваше
впечатление от урока.
Мне на уроке было:
понятно грустно, весело, трудно, радостно, интересно, познавательно.
(Спрашивает мнение 5-6 человек.)
А можно ли прожить жизнь Незнайкой? Вот вам материал для раздумья.
Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали как-то письмо пятиклассника: "Я
мичтаю снимаца в кино в роли Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский". Евстигнеев
ответил : "Никада! "
Думаю, ответ понятен.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных (окончание) (§ 54)
Тип урока: решения частных задач.
Методы и приёмы обучения:
частично-поисковый, словесный самоконтроль, наглядно-
вербальный.
Оборудование и материалы: маршрутные листы
Цели урока:
Систематизировать знания обучающихся об имени существительном;
Повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Формировать способность практического применения теории
Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Задачи:
образовательные: обобщить полученные знания об имени существительном;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать
внимание, развивать устную речь;
воспитательные: воспитывать умение слушать другого, уважение к мнению
одноклассников, самостоятельность.
Планируемые результаты:
предметные: 1.знать общее грамматическое значение, морфологические признаки имён
существительных;
2.умение образовывать грамматические формы имен существительных
метапредметные:
- регулятивные: ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя,
находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
- коммуникативные: слушать собеседника, аргументировать свою позицию при
выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий партнера;
- познавательные: анализировать (выделять главное), обобщать (делать
выводы),понимать информацию;
- личностные: самоопределение, осознание ответственности за общее дело.
личностные: проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку
результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи.