Напоминание

"Игры с крупой: польза для развития ребенка-дошкольника"


Автор: Павлова Альбина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4 "Ромашка"
Населённый пункт: пгт.Урмары, Чувашия
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Игры с крупой: польза для развития ребенка-дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Крупы используют не только для приготовления ужина – с ними можно

играть! Забавляться с фасолью, макаронами, гречкой – это большое

наслаждение не только для ребёнка, но и для мамы и папы. Уборки в

этом случае, конечно, не избежать, но результат того стоит.

Попробуйте вместе с крохой погрузиться в увлекательный процесс, и

вы поймёте, почему детям так нравится возиться с крупами. Новые

тактильные ощущения развивают координацию движений, фантазию,

благотворно влияют на процесс познания речи. Запасайтесь

материалом и осваивайте доступные и весёлые игры, которые точно

не оставят равнодушным ни одного ребёнка. Играем с малышами до

года Чтобы избежать неприятных последствий во время игр с крупами,

учитывайте возраст малыша. Ведь то, что подойдёт пятилетке, может

представлять опасность для годовасика. И наоборот, игры, которые с

головой увлекут малышей, могут быть не по нраву более старшим

ребятам. Советуем расстелить большую простынь или клеёнку. Так

маме будет проще наводить уборку после игры. Ладошки у маленького

исследователя должны быть сухие, чтобы к ним ничего не прилипало,

и играть было максимально комфортно. Для занятий с самыми

маленькими предпочтительно выбирать манку. Она мелкая и не

опасна при случайном проглатывании. Чуть позже добавьте и другие

виды круп. Обязательно всегда будьте рядом с ребёнком. Знакомство

с крупой Насыпьте манную крупу в небольшую ёмкость. Пусть это

будет ведёрко, поддон или маленький тазик. Предложите малышу

сжать манку в кулачке, а потом не спеша высыпать её обратно. Детям,

как правило, очень забавно наблюдать, как крупа просачивается

между пальчиков. Так непоседа познакомится с крупой и её

свойствами. Рисуем узоры Кроха может повторять за родителем,

рисуя узоры, линии или просто проводя ручками по дну. Пальчики в

это время активно работают, развивается воображение. Сортировка

Расставьте перед малышом несколько ёмкостей: с горохом, фасолью

и манкой. Пусть ребёнок рассыпает их по столу, а затем пробует

собрать обратно. Можно пересыпать крупы из одной формочки в

другую. Для того чтобы получить массажный эффект, полностью

опустите ручки малыша в ёмкость с горохом или фасолью. Пусть он

там перебирает пальчиками сжимает и разжимает кулачки. Поиск

клада Спрячьте яркую небольшую игрушку в ёмкости с крупой.

Предложите крохе найти «клад». После обнаружения находки

повторите игру. Это подарит ребёнку массу положительных эмоций.

Просеивание Подготовьте небольшое сито с ручкой. В ёмкость

насыпьте манку и добавьте несколько крупных макаронин.

Предложите непоседе просеять крупу. Пусть он зачерпывает

содержимое и стряхивает манку так, чтобы оставались одни рожки.

Помогите малышу переложить их в другую миску, а затем продолжите

сортировать. Игры с детьми от 1 до 3 лет Ребёнок немного подрос и

способен выполнять более разнообразные задания. В этом возрасте

за основу можно взять игры для самых маленьких и немного их

усложнить. Малыш на ощупь сможет чувствовать разнообразие

материалов, изучать их свойства. Просеивание с помощью сита

Возьмите манку или мелкую соль, смешайте с мелким горошком или

фасолью. Задача ребёнка – отделить одно от другого с помощью сита.

Отличие этой игры в наличии более мелких материалов. С ними

работать становится сложнее. Требуется большая внимательность и

усидчивость. Кладоискатели Возьмите за основу рис, гречку или

пшено. Закопайте в крупу мелкие игрушки, пуговицы, кнопки. Пусть

малыш отыщет их все и переложит в отдельную миску. Повар

Предложите ребёнку приготовить обед для куклы или мягкой игрушки

– мишки, зайки, собачки. Маленький шеф-повар может, например,

взять гречку или рис, посолить и хорошо перемешать ложкой. А затем

покормите животных. Корм для птичек Выйдите на прогулку и не

забудьте взять с собой кулёк с семечками или пшеном. Пусть малыш

понемногу подсыпает еды птичкам. Во время кормления

рассказывайте ребёнку о птицах, что они любят, где живут. Так вы не

только поможете развиваться мелкой моторике, но и пополните

знания юного исследователя о животных. Сортировка по признаку

Приготовьте для занятия несколько видов макарон: круглые, в виде

бантиков, жёлтые, красные и так далее. Положите их в одну миску.

Задача ребёнка – отсортировать по одному из признаков. Сначала

положить на тарелочку все цветные макарошки, затем все круглые и

так по порядку. Делаем бусы Подготовьте шнурок и макароны с

отверстиями. Покажите крохе, как правильно нанизывать рожки на

верёвочку. Пусть он закончит мастерить бусы самостоятельно. По

желанию можно сделать несколько разных видов: из мелких макарон,

крупных, в виде ракушек или создайте аксессуар из ассорти.

Сортировка с помощью воронки Предложите «мастеру по крупам»

разложить весь материал по бутылочкам. Для этого используйте

воронку. Пусть ребёнок с помощью ложки насыпает туда крупу.

Рисуем крупой Проявите фантазию и рисуйте вместе. С помощью

разного цвета и размера круп можно создавать целые шедевры.

Например, нарисуйте свою семью, дом, солнце. Можно изобразить

животное или природу. Чтобы рисунок остался на память,

приклеивайте каждую крупинку к листку бумаги. НазадДалее Массаж

ножек Не забывайте о том, что тренировать можно не только пальчики

рук, но и ног. Насыпьте в таз крупу разных размеров: манку, фасоль,

рис. Поставьте туда малыша, пусть потопчется. Отличный массаж

ступней! Сенсорная коробка Насыпьте в прозрачный пластиковый

контейнер много разных круп, маленькие игрушки, пуговки. Чтобы

малыш не намусорил, сделайте в крышке специальные отверстия. Так

ребёнок сможет запускать туда ручки и перебирать содержимое.

Занятия для детей от 4 до 7 лет Для ребят постарше подойдут игры-

эксперименты, распределение ролей, использование красок.

Творческие личности любят создавать что-то новое своими руками.

Они легко вовлекаются в процесс и восторгаются полученным

результатом. Главное, чтобы занятие проходило с душой и интересом

не только у ребёнка, но и у родителей. Делаем специи Приготовьте

краски разных цветов. Подойдёт гуашь, акварель или пищевые

красители. Для эксперимента можно взять рис. Он белый и его можно

легко покрасить. Делим крупу на несколько равных частей. Одну

красим, например, в зелёный, другую – в красный, третью – в жёлтый

цвет. Часть риса можно оставить белым. Берём прозрачную

стеклянную или пластиковую бутылку. С помощью воронки по очереди

засыпаем «специи». Если получилось несколько частей одного цвета,

то чередуйте их, чтобы ничего не слилось. В итоге получается

полосатый набор «специй». Золушка Добавьте в манку или муку рис

или гречку. Попросите ребёнка отсортировать смесь, но без

использования ситечка, а вручную. Так сложнее. Кропотливая работа

очень хорошо влияет на развитие ловкости пальцев. Рыбалка Заройте

в крупу несколько магнитов, но неглубоко. Пусть ребёнок с помощью

ложки из нержавейки или другого магнита «вылавливает» рыбу. Такое

задание очень часто увлекает ребят разных возрастов. А отцепляя

«рыбку» от «удочки», тоже приходится поработать пальчиками.

Тактильные мешочки Приготовьте несколько мешочков. Насыпьте в

каждый разную крупу. Например, в один положите горох, в другой –

пшено, в третий – семечки. Задача ребёнка – на ощупь определить,

что в каком мешочке лежит. Объёмные рисунки Насыпьте пару

пакетов манки на поднос. Предложите дошкольнику порисовать. Но

пусть это будут не плоские изображения, а объёмные фигуры.

Например, солнце или облака. Затем можно дополнить рисунок с

помощью крупной фасоли или гороха, выложив из них дорожку или

цветок. Всё ограничивается только фантазией вашего ребёнка.

Изучаем буквы и цифры С помощью круп можно закреплять знания о

математике и русском языке. Составьте контуры цифр и букв, а

ребёнок пусть дополняет их с помощью риса или гречки. Можно

сыпать по линии манку. Если дошкольник сам знает, как пишутся

буквы и цифры, то можно обойтись и без контуров. Аппликации

Предложите юному художнику создать картину. Для этого используйте

картон, клей, крупу и, главное, фантазию. Пусть дошкольник изобразит

любимого питомца, игрушку, место, где любит бывать или свою

семью. После чего работу можно закрепить в рамочку и повесить на

стену. Самое ценное, что можно дать ребёнку – внимание. Занимаясь

вместе, вы не только интересно проводите время, но и стимулируете

развитие своего чада во всех направлениях. Это и логика, и

воображение, и ловкость пальцев. Игры с крупами – доступны для

всех. К тому же дети всегда с удовольствием вовлекаются в занятия

со «взрослыми» вещами. В процессе занятия кроха усваивает новые

для себя понятия: маленький – большой, длинный – короткий, много –

мало и другие. А любой беспорядок легко устраняется с помощью

пылесоса или тряпки.

Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач.

Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Для

развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и

всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-

вкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно,

отличным игровым материалом для развития моторики могут стать крупы. Игры с крупами

способствуют развитию у ребенка:

• мелкой моторики;

• восприятия;

• внимания;

• речи;

• воображения;

тактильных ощущений.

Игры с крупой идеально подходят для возраста 4-7 лет. Дети 2-3 лет и младше могут из

любопытства засунуть мелкие крупинки в нос, уши, проглотить их и поперхнутся. Поэтому

во время занятия с малышами обязательно должен находиться взрослый.

Польза игр с крупой: развивают мелкую моторику; улучшают концентрацию внимания;

учат ориентироваться на плоскости; развивают сенсорное восприятие (тактильные

ощущения); активизируют фантазию и творческие способности.

Крупа – это очень полезный и приятный материал для занятия с детьми. Игры с сыпучими

материалами приносят маленьким детям большую пользу и радость, успокаивают

малыша. Вот почему так полезно играть с крупами.

Как организовать игру с крупами?

Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме: фасоль, горох, гречка, пшено,

рис, чечевица, манка. Также пусть у вас будут под рукой орехи, пуговицы, мелкие

игрушки, небольшие машинки, миски разного размера, ситечко, игрушечная посуда,

ложки, миски разного размера для пересыпания круп; стаканчики, различные баночки, в

которых в крышке проделана дырка, для опускания в неё круп, бусинок, пуговиц; воронка,

подносы, пластиковые лоточки. Чем разнообразнее получится материал, тем лучше, так

как ребенок сможет получать широкий спектр тактильных ощущений.

Знакомить малыша с крупами необходимо постепенно. В связи с тем, что внимание и

интерес ребенка раннего возраста быстро иссякают, время проведения игр-упражнений

не должны быть долгими. До трех лет это около 5-10 минут, затем время выполнения

можно увеличивать. Во время таких игр следует соблюдать правила безопасности,

поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых. Для игр с

крупами выделите специальное место, а пространство лучше застелить клеенкой. Чтобы

крупа не валялась по всему дому, можно поставить миски с крупой в неглубокий тазик или

на поднос с бортиками или широкий лоток с невысокими стенками.

Дайте ребенку пощупать крупу, покажите ему пример, как можно с ней играть.

Внимательно следите за ребенком во время этих занятий, так как первое время он,

скорее всего, будет тянуть все в рот и разбрасывать крупу по квартире. Однако помните,

что даже через подобные действия ваш ребенок исследует мир вокруг себя, поэтому не

спешите отказываться от таких игр. Со временем малыш научится играть спокойно и

сосредоточенно.

Игры для детей 0-1 года

Для самых маленьких детей – 1 года и младше – выбор игр с крупами небольшой. В

основном их целью является развитие тактильных ощущений. Знакомство. Взрослый

насыпает по пригоршне круп 3–4 видов на поднос и водит ручками малыша сверху,

проговаривая названия. Массаж ножек. Гречка или фасоль насыпается в таз, и малыш,

придерживаемый взрослым за подмышки, топчется ножками по шершавым крупинкам.

«Где спрятались ручки?». Взрослый опускает в глубокую миску с манкой руку, и просит

малыша отыскать ее. Вместе они раскапывают пальчики, ладошку. Наконец, под

радостный возглас показывается вся рука. Сенсорная коробка «Радуга». Рисовая или

манная крупа окрашивается пищевыми красителями в разные цвета, а затем высыпается

в коробку полосами. Ребенок пробует смешивать их между собой, тренируя творческие

способности. Игрушка. Небольшая фигурка, желательно одна из любимых малышом,

прячется в крупу, но не полностью. Выглядывать должна небольшая часть. Взрослый

предлагает поискать спрятавшуюся игрушку.

Игры для детей 2-3 лет

В этом возрасте на первый план выходит развитие мелкой моторики, которая, в свою

очередь, влияет на речевой запас, интеллектуальные способности малышей, разные

полезные умения и навыки. Сортировка. В большой миске смешивается по пригоршне

белой и темной фасоли или гречки и риса. Рядом ставятся две маленькие тарелочки.

Ребенок с помощью взрослого перебирает и раскладывает крупы по отдельным

емкостям. Сенсорная коробка «Дорожные приключения». На широком подносе

рассыпается манка или гречка, после чего освобождаются полосы – дороги. По ним могут

ходить пешеходы-пальцы или ездить машины. Полезно также установить картинки с

дорожными знаками и пешеходным переходом и потихоньку учить правила дорожного

движения. Сито. В чашку с мукой или манкой добавляются крупные макароны или

фасоль. Сначала малыш пробует отсортировать крупы руками. Затем взрослый

предлагает воспользоваться ситом. Маленький помощник. Разные крупы очень удобно

хранить в пластиковых бутылках. Малыш может помочь их пересыпать при помощи

воронки (лейки). Такое задание не только развивающее, но и полезное для хозяйства.

Затем бутылки можно потрясти и на слух определить, где какая крупа. Рисуем

пальчиками. На темном подносе рассыпается манка. Затем взрослый пальцем рисует

простые рисунки или геометрические фигуры и просит ребенка повторить. Раскопки. На

дно лотка помещается красочная картинка, а сверху присыпается слоем любой крупы.

Вооружившись ложкой, граблями или просто руками, ребенок раскапывает заветный

рисунок и называет, что на нем изображено.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в

домашних условиях для развития мелкой моторики вашего ребенка.

Упражнение «Прячем ручки»

Взять большую миску, высыпать в неё крупу, опустить в неё руки и пошевелить пальцами.

Ребенок непременно захочет присоединиться.

Игра «Ищем клад»

В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты

или любые другие мелкие предметы. Далее просим ребенка отыскать клад. Искать клад

можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.

Упражнение «Пересыпание»

Покажите малышу, как с помощью ложки

совершить пересыпание из одной емкости (коробка,

контейнер, ведро, банка, чашка) в другую. Просим

ребенка с помощью ложечки повторить те же действия.

Игра «Чудо-мешочек"

Для такой игры понадобятся небольшие яркие мешочки -3 шт. В каждый мешочек нужно

положить различные виды круп, отличающихся друг от друга размером, формой,

текстурой: мелкие (пшено), средние (гречка) и крупные (фасоль, горох). Попросить

ребёнка выбрать мелкие крупинки, крупные, ощупывая каждый мешочек.

Аппликация с крупами

Проведите клеем-карандашом невидимые линии или рисунок, а сверху насыпьте манку,

потом лишнее сдуйте. Можно нанести на бумагу клей ПВА, насыпать хаотично разные

виды круп — получится абстрактная интересная аппликация. Используйте крупу в

аппликациях в сочетании с цветной бумагой и другими материалами.

Игра «Рисование на манной крупе»

Возьмите поднос и манную крупу, на которой будете рисовать, равномерным слоем

рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по этой

дорожке пройти.

Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, сделать отпечатки

ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками, мячиком с

шипами, машинками). Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами.

Игра «Узнай по форме"

Для этой игры нужен небольшой поддон. В него насыпаем фасоль, закапываем шарики и

кубики. Просим малыша выбрать сначала шарики, затем кубики.

Польза игр с крупой: развивают мелкую моторику; улучшают концентрацию внимания;

учат ориентироваться на плоскости; развивают сенсорное восприятие (тактильные

ощущения); активизируют фантазию и творческие способности.

Рекомендации по организации развивающих занятий с крупами:

Зона для игр. В процессе выполнения задания ребенок будет неизбежно рассыпать часть

крупы. Поэтому пространство лучше застелить клеенкой, а саму игру проводить на кухне.

Так взрослому потом будет проще сделать уборку. Емкости. Для игры хорошо

подготовить длинный и широкий лоток с невысокими стенками или поднос. Малышу будет

удобнее играть, и крупа будет рассыпаться меньше. Разные маленькие баночки,

бутылочки, тарелочки для сортировки служат дополнением и подбираются согласно

условиям игры. Задания. Должны быть как можно интереснее. Хорошо рассказать сказку

или придумать историю. Например, вместо простого указания «перебери крупу»

попросить девочку представить себя Золушкой, которая должна выполнить задание,

чтобы пойти на бал. Сенсорные коробки. Для развития детей полезны игры с

тематическими коробками, наполненными крупой. Например, из манки можно сделать

песочный пляж, окрашенного в голубой цвет риса – море. Дальше из спичечных коробков

делается шезлонг и киоск с мороженым. Взрослый предлагает поиграть маленькими

фигурками человечков в семейных отдых: поплавать, позагорать, поесть мороженое.

У игр с крупой есть масса достоинств. Они увлекательные, не требуют вложения денег,

подходят для коллективных занятий, например, в детском саду. Работа с крупинками

способствует развитию мелкой моторики, воображения, речи и многого другого.

Выберете игру по возрасту или придумайте свою – и получите вместе с малышом и

пользу, и удовольствие

Мы все знаем, как важно развивать мелкую моторику ребенка с раннего детства. Для этого на

полках магазинов имеется достаточное количество игрушек: это различные шнуровки, мозаики,

лабиринты, конструкторы, вкладыши. Но, кроме этих игрушек, отличным средством развития

мелкой моторики является крупа, которая имеется в любом доме. Игры с фасолью, горохом,

макаронами, различными крупами доставляет ребенку огромное удовольствие, развивают новые

тактильные ощущения, которые способствуют развитию координации движений, фантазии,

влияют на процесс познания речи. Для игр подойдет любая крупа: гречка, пшено, рис, чечевица,

манка, фасоль, горох. Хорошо иметь под рукой во время таких игр орехи, пуговицы разных

размеров, мелкие игрушки и машинки небольших размеров, тарелочки и баночки, ситечки, ложки

и миски для пересыпания круп, воронки. Знакомить с играми нужно ребенка постепенно. Время

игр не более 10 минут для детей 3 лет, затем время игр можно постепенно увеличить. В начале

ребенок может только пощупать крупу, может ее рассыпать, тянуть крупу в рот( для самых

маленьких подойдет манка, она мелкая и не опасна при случайном проглатывании), таким

образом начинается исследование ребенком мира вокруг себя. Поэтому будет лучше, если

застелить пространство вокруг ребенка клеенкой.

Самые простые игры, которые можно организовать в домашних условиях:

" Прячем руки" В большую миску насыпать крупу, опустить туда руки и пошевелить пальцами.

"Ищем клад" В большую миску насыпать крупу и бросить туда мелкие игрушки, пуговички.

Попросите ребенка отыскать клад.

"Пересыпание" Предложите с помощью ложки пересыпать крупу из одной миски в другую.

"Крупяная аппликация" На листе бумаги проведите контурные линии или рисунок клеем-

карандашом. Попросите ребенка насыпать манку на лист, затем лишнее сдуйте. Если

использовать различные виды круп, то получится интересная картина.

"Рисунки на крупе" На поднос рассыпать манную крупу ровным слоем, и теперь попросите

ребенка пальчиками нарисовать дорожки, узоры.

"Назови форму" Насыпаем в небольшой поддон фасоль и закапываем туда шарики и кубики.

Попросите ребенка найти сначала шарики, а затем кубики.

Игры с крупами имеют массу достоинств, они не затратны, увлекательны, легки в организации как

дома, так и в детском саду.



В раздел образования