Напоминание

Урок-квест в 9 классе "Фразеологизмы"


Автор: Нечаева Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Кабановская СОШ
Населённый пункт: Кабаново,Орехово-Зуевского городского округа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-квест в 9 классе "Фразеологизмы"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок- квест в 9 классе «Фразеология»

Нечаева Татьяна Михайловна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Кабановская СОШ»,Орехово-Зуевский городской округ

Урок русского языка в 9-м классе

Тема урока: Фразеология

Цели:

образовательные:

Повторить

и

закрепить

основные

темы

раздела

«Фразеология»;

Совершенствовать навыки использования фразеологизмов в речи.

развивающие:

Развивать

умения логически

мыслить, используя литературный язык;

развивать умения слушать, аргументировать, доказывать; продолжить работу по развитию

связной речи, формированию самостоятельного мышления, познавательных и творческих

способностей, формированию информационно-коммуникативной грамотности, употреблять

фразеологизмы в устной и письменной речи.

воспитательные:

воспитывать любовь

к русскому языку, прививать

эстетическому

отношению к слову. Воспитывать ответственность и сознание личной и общественной

значимости учения.

Тип урока: урок комплексного повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся,

урок формирования коммуникативной компетенции и отдельных проектных умений.

Форма урока: урок-практикум

Планируемые результаты урока:

Предметные:

-знают определение и особенности фразеологизмов;

-знаюто выразительной функции фразеологизмов;

- умеют употреблять фразеологизмы в речи ;

- умеют находить фразеологизмы в тексте ;

- умеют определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения

поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством

учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его

реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

- работают в группе: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленной

целью;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого

объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

-слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для

доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

- проявляют толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях

работы в группах.

Познавательные УУД:

-владеют приемами работы с материалом урока;

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в

другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- дают обоснованный ответ на поставленный вопрос;

- умеютвыстраивать логическую цепочку: тезис - аргументы - вывод;

- развивают навыки проектной деятельности.

Личностные УУД:

- приобретают мотивацию к учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;

- умеют эмоционально переживать содержание художественного текста;

- развивают эстетические чувства, доброжелательность, умеют понимать и сопереживать

чувствам других людей;

- осознание уверенности в своих силах при сдаче экзамена по русскому языку.

Ход урока:

I

Добрый день, ребята! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь

не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет

исключением (Запись число/классная работа).Скажите,какое слово в английском языке

передает смысл фразы « движение к определенной цели, связанное с преодолением

трудностей и поиском чего-либо.»? (

«Quest» по-английски означает «поиск».)Что же станет предметом

нашего поиска? Обратимся к эпиграфу.

II Актуализация знаний.

Эпиграф на доске.

Самоцветы , серебряные нити,придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и

блеск.(

Виктор Владимирович Виноградов

).

На доске ( ) I КЛАСТЕР

-Помогу вам определиться с направлением мыслей.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по

отдельности:что-то перемешать,зафиксирвать... Но однажды мастер взял и соединил их в одну

целую деталь.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по

отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом

необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания .

-Догадались,о чем мы будем говорить? –фразеологизмы .А как называется наука,изучающая

фразеологизмы ?-Фразеология. ( Обратимся к кластеру и внесем отправную точку нашего

квеста –У: Фразеология. Фразеологизмы)

III Целеполагание

-Так ли уж не знаком нам объект поиска? Мы с ним встречались? Так для чего мы

возвращаемся вновь ( 6 задание ОГЭ)

Какова цель? (Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить и систематизировать знания о

фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть»образные возможности фразеологизмов и

умело использовать их в речи; продолжить работу по подготовке к ОГЭ

Планирование деятельности.

Начинаем работать засучив рукава, Категорически запрещаю валять дурака или считать ворон.

Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу.

Учитель Не потеряться на маршруте нашего Квеста вам помогут Информационные листы, а

результаты поиска вы будете заносить в ТЕТРАДЬ . КЛАСТЕР на доске и в тетрадях станет

фиксировать наши выводы. /РАЗДАТЬ МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ/

IV Применение знаний и умений в учебной ситуации

Учитель:

- Чтобы мы с вами не блуждали в потемках и имели представление о предмете

речи,давайте дадим определение фразеологизмов.

Фразеологизмы

неде лимы

Не

выделяютя/разделяются

Могут иметь

синонимы и антонимы

Определение фразеологизмов

Уч.: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или

предложению

1 этап -

На первом этапе нашего квеста капитаном будет.. (На доске по карточке

заданию.)

Карточка 1 Запишите предложения. Выполните задания.

1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе.3 Родные пенаты

стали земным раем для него .

1 предложение подчеркните подлежащее.

2 предложение подчеркните сказуемое

3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.

.

У: - Какой вывод сделаем о синтаксической роли? (Выступают в роли одного члена

предложения - НЕДЕЛИМЫ /Кластер/ ОЦЕНКА КАПИТАНУ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1

. Обе руки вверх, если вы на уроке работали в поте лица

2. Хлопните над головой ,если у сегодня всё горело в руках.

3. Руки перед собой ,если вы не гоняли лодыря.

2 этап

У: Продолжаем наш квест с помошником капитана..

Карточка 2

Запишите предложени. Укажите цифры, где должна стоять запятая.

Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили

петухи(4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.

24

У: Каким правилом вы руководствовались, в отношении цифр.икоторые не выбрали?

( Фразеологизмы не выделяются и не разделяются запятой) Заносим в КЛАСТЕР.

У: А как нам это пригодится в ОГЭ?( 3 задание) ОЦЕНКА ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА? .

3 этап

У: Как опытные игроки,вы

теперь сами сможем пройти очередной этап

квеста.Маршрутный лист.Выписать фразеологизмы. 1 вариант подобрать синонимы; 2 вариант

подобрать антонимы.

Задание 1

Вариант1

Выписать фразеологизмы. Подобрать

фразеологизмы – синонимы.Записать в тетрадь

Вариант 2 Выписать фразеологизмы. Подобрать

фразеологизмы – антонимы. Записать в тетрадь.

Синонимы

Антонимы

1 Бригада работала до седьмого пота.

Не покладая рук

спустя рукава,

2 Домой он плелся черепашьим шагом.

нога за ногу,

летел

на

всех

парусах

3 За тучами ни зги не видно

Хоть глаз выколи

Хоть

иголки

собирай

Слова для справок: лететь на всех парусах, не покладая рук, хоть иголки собирай ,нога за ногу,

спустя рукава, хоть глаз выколи.

У: -

Проверка

.Какое свойство фразеологизмов мы должны записать в КЛАСТЕР?(Могут

иметь синонимы и антонимы).В каком задании нам это нужно знать?(Задание 8)

4. У: А в каком задании ОГЭ Фразеологизм у нас главный герой?( 7 задание.В ваших

маршрутных листах есть такое задание.Выполните

его в парах.)

4 этап Задание 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал

редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и

странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял

её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней

прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может

поднять упавших.

V Итог урока -

У: Посмотрите,вы заполнили все разделы кластера,значит,наш квест

пройден и

ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА?

мы можем дать полную характеристику

фразеологизма. (Ответ учащегося)

-

У: Но мы не можем не выразить свое отношение к словам Виноградова в эпиграфе. Согласны

вы с ним?(Ответы учащихся)

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке

У: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями

для строительства храма.

Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: "Что ты делал целый день?"

Первый ответил, что целыйй день возил эти проклятые камни. Второй ответил: "Добросовестно

выполнял свою работу", а третий: "Строил храм".

- Поднимите руки те, кто сегодня строил с нами храм науки.

- Поднимите руки те, кто добросовестно выполнял свою рабту.

- И те.кто возил проклятые камни..

Д/з Я подготовила для вас по материалам ОБЗ список фразеологизмов и прикреплю его в

журнале.Вы составите и запишите в тетради 10 предложений,а в перспективе выучите

значения.

Карточка 1 Запишите предложения. Выполните задания.

1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом

небе.

3 Родные пенаты стали земным раем для него .

1 предложение подчеркните подлежащее.

2 предложение подчеркните сказуемое

3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.

Карточка 2 Запишите предложение. Укажите цифры, где должна

стоять запятая.

Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к

селу (3) ни к городу заголосили петухи (4) когда Мишка (5)

затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.

Маршрутный лист

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или

предложению

3 этап Задание 1.

Вариант1

Выписать

фразеологизмы.

Используя

слова

для

справовок,

подобрать

фразеологизмы – синонимы. Записать в тетрадь.

Вариант 2 Выписать фразеологизмы. Подобрать фразеологизмы – антонимы. Записать в

тетрадь

.

1 Бригада работала до седьмого пота.

2 Поезд плелся черепашьим шагом.

3 За тучами ни зги не видно

Слова для справок: лететь на всех парусах, не покладая рук, хоть иголки собирай ,нога за ногу,

спустя рукава, хоть глаз выколи.

4 этап Задание 2

Укажите

предложени

е

,

в

котором

средством

выразительности

речи

является

фразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно

пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал

страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел,

торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за

то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет

тех, кто может поднять упавших.

Что это?” Загадки-шутки (резерв)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не

понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и

любопытные.

Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а

потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем

трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду

суют, вмешиваясь не в свое дело.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют

искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и

деньги, кто их не ценит.

Ее проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо

подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и

дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда

не хотят говорить лишнего.



В раздел образования