Педагогические условия воспитания доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Галенцова Полина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Прогресский детский сад "Курочка ряба" Населённый пункт: Бугульминский район п. Прогресс, Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: Педагогические условия воспитания доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия воспитания доброжелательности у детей старшего
дошкольного возраста
Проблема
воспитания
гуманных,
доброжелательных
отношений
в
группе
дошкольников
стояла
перед
педагогами
всегда.
Практически
все
образовательные
программы
для
детей
дошкольного
возраста
содержат
раздел
«социально-эмоциональное»
или
«нравственное»
воспитание,
посвященный формированию положительного отношения к другим людям,
социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна,
поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические
инстанции,
формируются
и
укрепляются
индивидуальные
варианты
отношений
к
себе
и
к
другому
человеку.
Вместе
с
тем
методы
такого
воспитания
не
столь
очевидны
и
представляют
собой
серьезную
педагогическую
проблему.
Поэтому
мы
решили
выявить
особенности
доброжелательного отношения детей 6-7 лет к сверстникам.
Мы рассмотрели значение воспитания доброжелательных отношений,
методы и приемы воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у
старших дошкольников. Были использованы множество источников, интернет
ресурсов.
Провели исследование доброжелательного отношения у детей 6-7 лет к
сверстникам. Нами была использована методика «Картинки» (авторы Е.О.
Смирнова
и
Е.А.
Калягина).
В
исследовании
приняли
участие
15
детей
подготовительной
группы
детского
сада.
Проведению
методики
предшествовала
беседа
об
отношениях
с
друзьями,
которая
помогла
диагностировать
умение
общаться
ситуативно-личностно.
Были
заданы
следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем
чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?
Получены
очень
тревожные
результаты
по
о собенно стям
доброжелательного
общения
со
сверстниками.
Достаточно
высокую
социальную
компетентность
мы
обнаружили
лишь
у
5
обследуемых
дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно
находить решения в предложенных проблемных ситуациях. 10 человек же
проявляли полную беспомощность. Одни ответы («Не знаю», «Заплачу»,
«Позову маму») говорили о явно недостаточной социальной компетентности,
другие («Побью», «Стукну») носили агрессивный характер.
Мы разработали занятия в форме игровых ситуаций. Ход занятий мы
направили на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению,
действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Эксперимент показал достаточно высокие результаты. Подтверждение тому –
отклики воспитателей. Их мнение таково: дети стали самостоятельно, без
вмешательства
взрослых
разрешать
многие
конфликты,
больше
играть,
заметно
снизилась
агрессивность
тех,
кого
называют
проблемными,
и,
наоборот,
повысилось
участие
«замкнутых»,
уменьшилось
количество
демонстративных реакций.
Итак,
можно
сделать
вывод,
что
дети
черпают
знания
о
моделях
поведения их трех источников.
Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать как
агрессивное
поведение
и
обеспечивать
его
закрепление,
так
и
доброжелательное.
Во-вторых, агрессии или доброжелательности они также обучаются
при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах
агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно») во время
игр.
В-третьих, дети учатся агрессивным и доброжелательным реакциям не
только на реальных примерах, но и на символических.
Проанализировав
опыт
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста в нашем детском саду, я пришла к выводу: игру можно использовать
как
средство
формирования
способности
к
общению,
так
как
именно
с
помощью
игры
педагог
способен
помочь
ребенку
установить
контакт
с
окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Из своей работы я выяснила, что очень удобно и уместно с помощью
исследований
вычленить
проблему.
Научно-исследовательская
работа
-
модель индивидуального обучения, т. к. в основе лежит самостоятельная,
практическая и теоретическая работа. Большую пользу для меня играет тот
факт, что уровень знаний, получаемый во время исследования выходит за
рамки программного материала. Мне
интересна эта работа и тем, что
осуществляется
100%
-й
контроль
за
уровнем
знаний,
реализуется
индивидуальный подход.