Автор: Свиридова Надежда Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7 ДП2
Населённый пункт: город Боровичи Новгородская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Путешествие в лес
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по познавательному
развитию во второй группе раннего возраста на тему
«Путешествие в лес».
Цель:
Формировать у детей преставления о весенних изменениях в природе, о
жизни и питании лесных (диких) животных в весенний период.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогатить и расширить знания детей о жизни диких животных в лесу
(заяц, белка, медведь, ежик) в зимний и весенний периоды (чем питаются
зимой и весной).
2. Закрепить знания о величине предметов, используя в речи слова: «высокий
- низкий», «высоко - низко», «наверху - внизу».
3. Побуждать детей называть расположение предметов (вверху, внизу),
используя предлоги на, под, в.
4. Применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
закреплять умение правильно держать в руках кисточку, рисовать
вертикальные линии (веточки) и почки, различать и называть коричневый и
зеленый цвет.
5. Способствовать развитию детского воображения, творчества.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес и любознательность.
2. Развивать зрительное внимание, память.
3. Развивать мыслительные процессы, умение сравнивать, анализировать.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение сопереживать и доброжелательно относиться к
лесным животным.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, познакомить с правилами
поведения в лесу (не кричать, не мусорить, не разрушать муравейники, не
ломать деревья и кустарники, не трогать руками ягоды).
Материал:
Макет леса (кустарники, деревья с изображением дупла и берлоги) или
иллюстрация леса; игрушки или объемные фигуры животных (заяц, еж,
белка, медведь), корзинка и ведерко, одуванчики (вылепленные заранее),
листы бумаги формата А - 4, кисточки, краски коричневого и зеленого цвета,
влажные салфетки, макет солнышка, прищепки желтого цвета.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с изображением леса и
диких животных в разное время года, демонстрация натуральных объектов
через просмотр фильмов и хрестоматий, чтение художественной литературы
о животных, прослушивание аудиозаписи голосов лесных жителей.
Ход образовательной деятельности:
Сюрпризный момент. Раздается стук в дверь и в группе появляется
солнышко, но без лучиков.
Педагог: - Просмотрите, кто это к нам в гости пришел? (колобок, солнышко).
Конечно, это солнышко. Какое оно (желтое, теплое, лучистое). Да только
лучики потерялись. Как же оно будет нам светить. Давайте ему поможем.
Что же мы будем делать? (ответы детей: нарисовать, вылепить из
пластилина)
Педагог: - Посмотрите, что у меня есть (прищепки). Какого они цвета
(желтые). Вот из них мы лучики и сделаем. Дети приделывают солнышку
лучики.
Педагог: молодцы ребятки, вот какое солнышко получилось красивое. Оно
приглашает нас в гости.
Педагог: - Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: - Да!
Педагог: - Сейчас мы вместе с солнышком отправимся в весенний лес.
Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу: не кричать, не мусорить, не
разрушать муравейники, не ломать деревья и кустарники, не трогать руками
ягоды. Вставайте друг за другом и идем в гости.
П/и «Большие ноги шли по дороге»
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Педагог: - Мы попали в весенний лес. Посмотрите, ребята, как красиво в
лесу! Сколько деревьев и кустарников. Деревья у нас какие (высокие), а
кустарники – (низкие). Вокруг тихо. Кажется, что здесь никого нет. Но это
не так. В лесу много лесных жителей. Посмотрите, вокруг, может кто – то
спрятался от нас?
Дети вместе с педагогом смотрят по сторонам, заглядывают под «деревья» и
«кустарники».
Загадка: Кто это сидит под кустиком: уши длинные торчат, глазки шустрые
блестят. Кто же это?»
Дети: Заяц!
Педагог: Конечно, зайчик. Здравствуй, Зайчик!
Дети: Здравствуй, зайчик!
Педагог: Посмотрите, какие у него длинные ушки, пушистая шерстка,
короткий хвостик. Ребята, а что любит кушать зайчик?
Дети: Морковку, капусту.
Педагог: но в лесу нет ни морковки, ни капусты. Давайте спросим, что же
зайчик кушал зимой?
Зайчик: Ребята, зимой нет ни зеленой травки, ни морковки, ни капусты. И
мне приходилось кушать веточки кустиков, кору деревьев и сухую травку.
Педагог: Но вот наступила весна, стало тепло. А что же весной зайчик
кушает? (зеленую травку) Правильно, и очень любит одуванчики, веточки и
ягоды черники. Давайте угостим зайчика одуванчиками (одуванчики дети
лепили из пластилина заранее).
Зайчик: Спасибо, ребятки, но мне пора бежать к маме.
Дети: До свидания, зайчик.
Педагог: А мы пойдем дальше. Кто же это шуршит, вы не слышите
(раздается «фыр-фыр, фыр-фыр»). Кто это? Под кустом под ветками
спрятался ежик. Дети находят ежика. Рассматривают его (колючий, лапки и
хвостик короткие, животик и мордочка без колючек). Он всю зиму спал, а
весной проснулся и хочет кушать. Что же ежик ест весной?
Ежик: А весной я ем насекомых, желуди.
Педагог: Ребятки, давайте с ежиком поиграем.
Игра «Собери желуди».
Предложить детям помочь ежику собрать в корзинку жёлуди, а в ведерко –
грибочки.
Педагог: Молодцы дети, все собрали, ничего не забыли: желуди положили
куда (в корзинку), а грибочки куда положили (в ведерко).
Ежик: Спасибо. Мне понравилось с вами играть, но мне пора уходить. До
свидания ребятки.
Педагог: До свидания ежик. А мы пойдем дальше гулять по лесу. В лесу
растут не только ели, сосны, но и березки, осинки, дубы.Ой, на дорожку
упала шишка. Кто же ее уронил? (белка). Правильно, белка высоко по веткам
прыгала и шишку уронила. Посмотрите, какого цвета у нее шубка?»
(коричневая или рыжая). Потрогайте, какая она на ощупь (мягкая, теплая,
чтобы зимой не замерзнуть). Белочка живет на дереве. Там у нее домик.
Называется дупло. На зиму она прячет в дупло свои запасы: орешки, грибы,
желуди и всю зиму потом их ест вместе с детишками.
Чтение стихотворения В.А.Леонова.
Шустрая и цепкая,
Маленькая белочка,
На деревьях проживает,
Семена их собирает.
Любит ягоды, грибы,
И орешки сладкие,
И запасы на зиму,
Делает прекрасные!
Давайте спросим у белочки, что же она ест весной. Ведь ни орешков, ни
грибов еще нет.
Белка: А весной я люблю кушать почки на веточках деревьев.
Педагог: Давайте белочку угостим, только где же мы возьмем угощение?
(нарисуем).
Дети вместе с педагогом рисуют веточки и почки (почки мы рисовали
разными способами: тычками, примакиванием, использовали кисточки,
ватные палочки или просто пальчиками).
Педагог: Белочка говорит вам спасибо, много почек нарисовали на веточках,
они такие разные и большие и маленькие, ей надолго хватит. А мы скажем
белочке до свидания и отправимся в путь дальше.
Дети с педагогом продолжают свой путь и под упавшим деревом видят яму -
берлогу.
Педагог: посмотрите – ка, яма какая большая, на берлогу похожа. Кто же там
спал? (мишка). Мишенька всю зиму проспал в берлоге, лапу сосал. Весной
тепло стало и он проснулся, пошел еду искать. (Дети за деревом находят
медведя).
Педагог: Здравствуй мишка. Вот мы тебя и нашли. Что же ты за деревом
спрятался?
Мишка: Я нашел муравейник. Потому что весной я кушаю траву, молодые
веточки деревьев и муравьев, люблю полакомиться рыбкой.
Педагог: поиграй с нами.
Малоподвижная игра «Надувала мама шар».
Надувала мама шар,
А мишутка ей мешал,
Подошел и лапой «топ»,
И у мамы шарик «хлоп».
Медведь благодарит детей и уходит.
Педагог: Вот мы с вами и побывали в весеннем лесу. Узнали, где живут
лесные жители, как они провели зиму и чем питаются весной.
- Ребята, а давайте вспомним, где же живут наши животные.
Чтение стихотворения В. Пальчинскайте:
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Пора и нам домой. В следующий раз мы встретим в лесу других зверей и
узнаем много интересного.
Список литературы:
1.«Занятия с детьми 2-3 лет» / Г.И.Винникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
2. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) / составитель
К.Ю. Белая. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2002.
3. Интернет источники.