Напоминание

"Земля-наш дом"


Автор: Марина Николаевна Русских
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 7 "Сибирская"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Земля-наш дом"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Земля – наш дом.

Цели:

1. Обучающая: формировать интерес к изучению Земли, как к дому, в

котором мы живём; убедить, что судьба нашей Земли – наша судьба,

раскрыть данную экологическую проблему.

2. Развивающая: развивать навыки экологического мышления, умения

применять полученные знания в жизни; развивать основы экологической

грамотности, культуры поведения в окружающей среде, гражданской

ответственности за её сохранение; развивать познавательную активность.

3. Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к Земле,

как к общему дому для всего живого.

Оборудование:

яблоко на блюдце;

карточки с экологическими правилами;

компьютер;

мультимедийное оборудование.

Учащиеся на перемене рассаживаются в три группы. На столе каждой

группы лежат карточки с заданиями.

Ход мероприятия

1.Приветствие

- Доброе утро, уважаемые гости! Доброе утро, ребята!

Учитель читает стихотворение

- Был, говорят, где-то случай такой:

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Где эта улица? Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

- Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живёшь, где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком.

- Но я не спрашиваю о том доме, где вы живете с родителями. Как

называется общий дом для всех людей?

- Да, мы живём на планете Земля. Это и есть наш общий дом.

Тема нашего классного часа так и называется: «Земля – наш общий дом»

Слайд 1.

- Общий, потому что

1) У нас под ногами общий пол…

2) У нас над головой общая крыша…

3) У нас одна на всех лампа и печка…

4) У нас общий водопровод…

5) И вентилятор у нас тоже …

Слайд(Земля)

- И всё это кажется таким большим, бесконечным. Кажется, что Земля

наша огромна и необъятна. Но это только кажется.

Возьмём, к примеру, яблоко.

Практические действия с яблоком.

(Учитель демонстрирует все действия с яблоком.)

Представим, что это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три

из них – это вода. И только четвёртая маленькая часть – это тот

кусочек Земли, на котором живут все люди.

Правда, удивительно?

- А кто хозяйничает на этом кусочке Земли?

- Всегда ли хорошо и правильно человек хозяйничает на Земле?

- Почему?

- Вы – маленькие хозяева Земли. Я хочу проверить, умеете ли вы

хозяйничать?

Поиграем в игру «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я поступаю

хорошо, вы говорите «да», если плохо, то «нет».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?

Если разведу костёр,

А тушить не стану?

Если сильно насорю,

И убрать забуду?

Если мусор уберу

И с собой я заберу?

Я люблю свою планету,

Я ей помогаю!

- Вы - хорошие хозяева! Но среди людей, к сожалению, есть много

таких, которые нарушают порядок в доме. И на сегодняшний день

существуют три основные экологические проблемы:

Слайд 3

загрязнение воды;

загрязнение воздуха;

уничтожение лесов.

(слова сопровождаются показом предметов)

Работа в группах

- Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами будет лежать более 2 лет;

консервная банка – более 30 лет; полиэтиленовый пакет – более 200 лет;

стекло – 1000 лет.

Ее изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит;

из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут; из

нее делают пакеты для молока, соков, конфет. /Бумага./

Задание второе.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно

разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто;

брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./

Задание третье.

Это получается, когда становится старым или ломается; это можно

увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно переплавить,

чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на

переплавку и получить деньги. /Металлолом./

Задание четвёртое.

Большинство детских игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной,

её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её

поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так

как в природе она не разлагается. /Пластмасса./

- Посмотрите, как эти проблемы меняют красоту нашего дома.

Слайд 4. Просмотр фильма.

- Если в нашем общем доме беспорядки наводит человек, кто же будет

наводить порядки?

А поможет ему наука экология.

- Что означает слово «экология»?

Слайд 5.

- Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к

нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит

нас наводить порядок на Земле.

- У нас даже существуют экологические даты в календаре!

Слайд 6.

22 марта – Всемирный день воды

1 апреля – Международный день птиц

22 апреля – День Земли

5 июня – Всемирный день окружающей среды.

- Это праздники добрых дел, любви к Земле, праздники человеческой

души. В этот день с нами должны радоваться деревья и цветы, насекомые

и рыбы, животные и птицы.

Сегодня 6 декабря. У нас тоже свой, маленький экологический праздник.

Сейчас мы к нему подготовимся.

Учитель раздаёт:

1 группе – знаки и карточки с написанными правилами.

2 группе – карточки-«кирпичики» для строительства экологического

дома.

3 группе – стихи.

Задание:

1 гр. – из перечня правил и знаков выбрать соответствующие теме

классного часа и прикрепить к доске.

2 гр. – выбрать карточки-«кирпичики» для строительства дома и к доске,

где уже «висит» крыша, прикрепить «кирпичики», т.е. построить дом.

3гр. – подготовиться к выразительному чтению стихотворений.

Выступления 1 и 2 групп.

После выступления 1 и 2 групп, учитель обобщает:

- Вы правильно выбрали знаки и правила, на основе своих знаний вы

построили дом, в котором чистая вода, свежий воздух, зелёные

насаждения, а над всем этим – сияющая радуга. Вы построили

экологически чистый дом, значит вы

(учитель переворачивает крышу дома, на которой написаны слова:

счастливые люди)

Счастливые люди.

- Нашему дому дети 3 группы посвящают стихи.

Выступление 3 группы. Чтение стихов.

Слайд 8 (заключительные слова).

Возьмёмся за руки, друзья,

И жизнью будем дорожить

Под знаком безопасности

Должна планета жить!

Слайд 9.

- Закончить наш классный час я хочу словами Маленького принца

Я желаю, чтобы к красотам нашего дома, нашей неповторимой хрупкой

Земли, вы прикасались только добрым сердцем.

А теперь давайте поддержим нашу планету!!!

Дети вырезают ладошки и приклеивают к макету земного шара!

Волнуется Природа неспроста.

Не существует лишнего в Природе,

Природа гармонична и сложна,

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется Природа неспроста.

Она предупреждает Человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботиться от века и до века -

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна

Берёт с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведёт всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова.

И трудно жить становится, и тяжко –

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что всё живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И всё живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесёт глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее.

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной.

О, царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

Резервное задание

Педагог: Продолжаем наш конкурс. Я буду зачитывать начало фразы, а

вы её постарайтесь закончить.

1.

Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые

можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

2.

Одежду,

которую

ты

уже

не

носишь,

можно…(отдать

нуждающимся).

3.

Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут … (кому-то

понадобиться).

4.

Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и … (сдай

туда ненужную бумагу).

5.

Почини и исправь вещь, вместо того, чтобы… (её выбрасывать).

6.

Старайся

не

пользоваться

пенопластом

и

полиэтиленовыми

пакетами, так как они практически… (не разлагается).

Приложение

Волнуется Природа неспроста.

Не существует лишнего в Природе,

Природа гармонична и сложна,

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется Природа неспроста.

Она предупреждает Человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботиться от века и до века -

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна

Берёт с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведёт всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова.

И трудно жить становится, и тяжко –

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что всё живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И всё живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесёт глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее.

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной.

О, царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

Ее изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она

легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно

рисуют или пишут; из нее делают пакеты для молока, соков,

конфет.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает,

оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как

тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

Это получается, когда становится старым или ломается; это

можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно

переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и

его можно сдать на переплавку и получить деньги.

Большинство детских игрушек сделано из неё; она бывает

разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из

неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий

дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не

разлагается.

Это продукт, который с помощью больших машин

добывается глубоко из-под земли. Из него люди могут

делают бензин, на котором потом ездят машины,

обычные целофановые пакеты , колготки, губную помаду

и др. Её пары очень ядовиты, а

попадая в водоемы и

растекаясь по повехности воды она образует пленку, которая

препятсвует доступу воздуха, в частности кислорода в воду, это

убивает микроорганизмы и флору в водоемах.



В раздел образования