Напоминание

Детский сад, как научная лаборатория


Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №443 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад, как научная лаборатория
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Детский сад, как научная лаборатория

Сегодня я ожидаю чуда. Может это «чудо» случится у кого-то из

воспитанников детского сада, ведь ребенок- модель безграничности!

Еще в дошкольном возрасте мысль ребенка развивается своеобразными путями, каждый

умен и талантлив по- своему. Вот они наши «мечтатели» и « теоретики». Одни видят

предметы или явления в общих очертаниях, на них производит впечатление красота

заснеженного участка, лепестки снежных шапок на молодых елочках, красота восхода

солнца, надвигающаяся грозовая туча, пузыри дождевых луж. Они создают свои цвета,

смешивая краски и восхищаясь результатом. Другие- «теоретики» углубляются в детали

явлений, докапываются до сущности, рассудительные и рассуждающие, раскручивающие

и расколупывающие…созидающие что-то свое - оригинальное. Они такие разные, но их

объединяет ожидание чуда!

Как помочь ребенку открыть окно в окружающий мир? Как формировать

представления детей о гармоничном мире и месте в нем человека и его искусственно

создаваемой предметной среде? Сделать детский сад

одной большой научной

лабораторией, где ребенок в каждом уголке детского сада найдет применение своей

любознательности. Совсем маленьким - удивительный мир картинок « мир в картинках»

Малыши с интересом рассматривают картинки, изображающие таких же, как они, детей

в комнате игр, в природном уголке «зеленой лаборатории», в игровых центрах,

манипулирующих игровыми предметами. На этих картинках изображено привычное,

знакомое ребятам - природа и труд, над чем нельзя не задуматься, что вызывает

недоумение. А потом естественные самостоятельные манипуляции, которые отвечают на

вопрос « Почему это так происходит?». Почему, веточка вербы, воткнутая во влажную

почву, дает ростки, а веточка дуба засыхает? Или другая серия картинок « Зачем так

делают?». Зимой в толстом льду пруда делают проруби, а пересыхающую почву растений

поливают? Затем серия картинок «что здесь неправильно изображено?», где на картинках

умышленно допущены ошибки. Например, под густой тенью дуба зреют красные

помидоры; зимой ребенок гуляет в сандаликах и в летней одежде. Эти рисунки

заставляют малышей размышлять о явлениях природы и о труде. Заключительная серия

картинок « Где это происходит?». На картинках изображены явления, знакомые детям из

рассказов взрослых, знакомых детям из

книг, прочитанных старшими. Где это

происходит?... Семья отдыхает на пляже у берега моря, ребенок помогает бабушке

собирать клубнику и т.п. картинки плавно приводят ребенка к детской энциклопедии в

раздел: «Для чего так делают»;

подводят детей к

рассказам воспитателя: почему

металлические части машин смазывают маслянистыми веществами, для чего семена

картофеля перед посадкой греют на солнышке, для чего каменный уголь перед

сжиганием смачивают водой… и, завершает любознательность ребенка «лаборатория» в

игровом центре «как узнать?» Это центр, оснащенный современными методическими

пособиями, энциклопедиями в картинках, дидактическими играми, лабораторными

приборами,

способствующими

качественному

продуктивному

проведению

увлекательных встреч детей с чем-то новым, неизвестным объектом или явлением для

дальнейшего его изучения или обследования. Часто дети сами приносят интересные

книги, предметы, игрушки, модели и тогда открывается

еще одна возможность

очередного «открытия». Рассмотрели веточку с засушенной коробочкой

хлопка. Его

привезла из Таджикистана бабушка Усмона. Ребята найдут Таджикистан на глобусе,

рассмотрят растение на картинке, а вату из коробочки хлопка под микроскопом, сравнят

содержимое со знакомыми предметами, которые они используют в быту ( вата, ватные

диски, кусочек марли). Вспомнят, что хлопком можно набить подушку, матрац. А еще,

попробуют выдавить каплю масла из хлопковых зернышек на бумажную салфетку ступкой

и сделать ниточку, скручивая мокрыми пальчиками волокна хлопка, а то и «соткать»

ткань на игрушечной прялке. Рассмотреть свое творение под лупу. Сделать выводы,

зафиксировать этапы работы в рисунках и выложить их в специальную папку- таблицу

экспериментов. Объектов для исследования детей невероятное количество… сахар- это

под микроскопом «ледяной замок», «переливающийся алмаз» или «драгоценный

камень». Семя проса -похоже на луну или планету. Подогревают исследовательский

интерес детей показанные воспитателями увлекательные детские фильмы о животных и

птицах, насекомых. В них рассказывается детям , как живые существа приспособились

жить в природных условиях: как строят себе жилье, как добывают пищу, как защищаются

от хищников. Надо видеть радость детей когда, останавливаясь в коридоре или холле

детского сада, они окунаются в «мир космоса» или становятся исследователями в «

ботаническом саду, рассматривая распустившийся цветок куста розы или новый побег

пальмовой ветви в « ботаническом саду» детского сада. Можно понаблюдать, сделать

анализ надежности и сделать выводы товарищам по устойчивости конструкции из

модулей «городской постройки» в центре конструкторского уголка или, показать в

уголке

«правил

дорожного

движения»

разные

виды

нарушений,

совершаемых

пешеходами и водителями игрушечных авто. А еще, всем вместе продумать места

расположения инспекторов ГИПДД , обосновать перед своими друзьями свой выбор.

Совместными усилиями работники детского сада стараются оформить все помещения

современным оснащением, способствующим продуктивному проведению увлекательных

встреч воспитанников детского сада с удивительным миром , приглашающим детей к

знакомству,

изучению

и

обследованию.

Требования

ФГОС

ДО

по

целевому

ориентированию дошкольников в исследовательско- лабораторной деятельности в

детском

саду

осуществляется

ежедневно

с

использованием

целенаправленно

выстроенной

образовательной

среды

с

учетом

гибкости,

непосредственности,

непроизвольности и пластичности развития детей, использованием их особенностей

высокого разброса вариантов развития.



В раздел образования