Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №443 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад, как научная лаборатория
Раздел: дошкольное образование
Статья
Детский сад, как научная лаборатория
Сегодня я ожидаю чуда. Может это «чудо» случится у кого-то из
воспитанников детского сада, ведь ребенок- модель безграничности!
Еще в дошкольном возрасте мысль ребенка развивается своеобразными путями, каждый
умен и талантлив по- своему. Вот они наши «мечтатели» и « теоретики». Одни видят
предметы или явления в общих очертаниях, на них производит впечатление красота
заснеженного участка, лепестки снежных шапок на молодых елочках, красота восхода
солнца, надвигающаяся грозовая туча, пузыри дождевых луж. Они создают свои цвета,
смешивая краски и восхищаясь результатом. Другие- «теоретики» углубляются в детали
явлений, докапываются до сущности, рассудительные и рассуждающие, раскручивающие
и расколупывающие…созидающие что-то свое - оригинальное. Они такие разные, но их
объединяет ожидание чуда!
Как помочь ребенку открыть окно в окружающий мир? Как формировать
представления детей о гармоничном мире и месте в нем человека и его искусственно
создаваемой предметной среде? Сделать детский сад
одной большой научной
лабораторией, где ребенок в каждом уголке детского сада найдет применение своей
любознательности. Совсем маленьким - удивительный мир картинок « мир в картинках»
Малыши с интересом рассматривают картинки, изображающие таких же, как они, детей
в комнате игр, в природном уголке «зеленой лаборатории», в игровых центрах,
манипулирующих игровыми предметами. На этих картинках изображено привычное,
знакомое ребятам - природа и труд, над чем нельзя не задуматься, что вызывает
недоумение. А потом естественные самостоятельные манипуляции, которые отвечают на
вопрос « Почему это так происходит?». Почему, веточка вербы, воткнутая во влажную
почву, дает ростки, а веточка дуба засыхает? Или другая серия картинок « Зачем так
делают?». Зимой в толстом льду пруда делают проруби, а пересыхающую почву растений
поливают? Затем серия картинок «что здесь неправильно изображено?», где на картинках
умышленно допущены ошибки. Например, под густой тенью дуба зреют красные
помидоры; зимой ребенок гуляет в сандаликах и в летней одежде. Эти рисунки
заставляют малышей размышлять о явлениях природы и о труде. Заключительная серия
картинок « Где это происходит?». На картинках изображены явления, знакомые детям из
рассказов взрослых, знакомых детям из
книг, прочитанных старшими. Где это
происходит?... Семья отдыхает на пляже у берега моря, ребенок помогает бабушке
собирать клубнику и т.п. картинки плавно приводят ребенка к детской энциклопедии в
раздел: «Для чего так делают»;
подводят детей к
рассказам воспитателя: почему
металлические части машин смазывают маслянистыми веществами, для чего семена
картофеля перед посадкой греют на солнышке, для чего каменный уголь перед
сжиганием смачивают водой… и, завершает любознательность ребенка «лаборатория» в
игровом центре «как узнать?» Это центр, оснащенный современными методическими
пособиями, энциклопедиями в картинках, дидактическими играми, лабораторными
приборами,
способствующими
качественному
продуктивному
проведению
увлекательных встреч детей с чем-то новым, неизвестным объектом или явлением для
дальнейшего его изучения или обследования. Часто дети сами приносят интересные
книги, предметы, игрушки, модели и тогда открывается
еще одна возможность
очередного «открытия». Рассмотрели веточку с засушенной коробочкой
хлопка. Его
привезла из Таджикистана бабушка Усмона. Ребята найдут Таджикистан на глобусе,
рассмотрят растение на картинке, а вату из коробочки хлопка под микроскопом, сравнят
содержимое со знакомыми предметами, которые они используют в быту ( вата, ватные
диски, кусочек марли). Вспомнят, что хлопком можно набить подушку, матрац. А еще,
попробуют выдавить каплю масла из хлопковых зернышек на бумажную салфетку ступкой
и сделать ниточку, скручивая мокрыми пальчиками волокна хлопка, а то и «соткать»
ткань на игрушечной прялке. Рассмотреть свое творение под лупу. Сделать выводы,
зафиксировать этапы работы в рисунках и выложить их в специальную папку- таблицу
экспериментов. Объектов для исследования детей невероятное количество… сахар- это
под микроскопом «ледяной замок», «переливающийся алмаз» или «драгоценный
камень». Семя проса -похоже на луну или планету. Подогревают исследовательский
интерес детей показанные воспитателями увлекательные детские фильмы о животных и
птицах, насекомых. В них рассказывается детям , как живые существа приспособились
жить в природных условиях: как строят себе жилье, как добывают пищу, как защищаются
от хищников. Надо видеть радость детей когда, останавливаясь в коридоре или холле
детского сада, они окунаются в «мир космоса» или становятся исследователями в «
ботаническом саду, рассматривая распустившийся цветок куста розы или новый побег
пальмовой ветви в « ботаническом саду» детского сада. Можно понаблюдать, сделать
анализ надежности и сделать выводы товарищам по устойчивости конструкции из
модулей «городской постройки» в центре конструкторского уголка или, показать в
уголке
«правил
дорожного
движения»
разные
виды
нарушений,
совершаемых
пешеходами и водителями игрушечных авто. А еще, всем вместе продумать места
расположения инспекторов ГИПДД , обосновать перед своими друзьями свой выбор.
Совместными усилиями работники детского сада стараются оформить все помещения
современным оснащением, способствующим продуктивному проведению увлекательных
встреч воспитанников детского сада с удивительным миром , приглашающим детей к
знакомству,
изучению
и
обследованию.
Требования
ФГОС
ДО
по
целевому
ориентированию дошкольников в исследовательско- лабораторной деятельности в
детском
саду
осуществляется
ежедневно
с
использованием
целенаправленно
выстроенной
образовательной
среды
с
учетом
гибкости,
непосредственности,
непроизвольности и пластичности развития детей, использованием их особенностей
высокого разброса вариантов развития.