Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №443 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Утренний обход заведующего детским садом или "Здравствуйте!" всем.
Раздел: дошкольное образование
Утренний обход заведующего детским садом или «Здравствуйте!» всем.
Так ли уж нужен утренний обход заведующего детским садом в системе режима работы
видеонаблюдения, организации образовательного медийного пространства, системной работы
всех подразделений? Каждый заведующий, скорее всего, решает самостоятельно. У заведующего
не нормированный рабочий день. Свой я предпочитаю начинать с половины восьмого утра, а
когда заканчивать - это по обстоятельствам и плану, иногда, гораздо позднее режима работы
детского сада (когда идут родительские собрания или случаются технические форс - мажорные
обстоятельства). По моему мнению,
утренний обход
детского сада просто необходим.
Непосредственно увидеть своими глазами помещения детского сада: видеть качество работы
всех служб и сотрудников; перекинуться парой фраз с родителями воспитанников; увидеть
подготовленность педагогов к образовательной деятельности; побеседовать с детьми в группах;
провести мониторинг посещаемости детей; оценить доступность, наполняемость и оформление
игровых центров; оценить недельное тематическое оформление групп согласно годовому плану;
информативную наполняемость и обновление родительских уголков; прохождение утреннего
фильтра в группах; провести анализ выставленных творческих работ воспитанников (умения,
навыки, технику исполнения воспитанников) на соответствие возрастным требованиям; оценить
режимные моменты в группах (у кого-то захватить утреннюю гимнастику, где-то гигиенические
процедуры детей, сервировку к завтраку, оценить аппетит и заинтересованность детей к еде).
Спросить родителей, снимающих пробу с контрольного блюда у раздаточного окна пищеблока,
устраивает ли качество приготовления; учесть замечания; увидеть эффективность взаимодействия
воспитателя с детьми и воспитателя с младшим воспитателем;
определить соответствие
пожарным требованиям помещений (отсутствие складирования вещей на проходах, под
лестницами, в тамбурах, исправность защелок эвакуационных выходов; выполнение правил
охраны труда и техники безопасности сотрудниками; оценить эффективность пропускного режима
в учреждении; отметить требующие ремонта места в помещении ДОО и еще многое другое.
Утренний обход провожу не с целью найти недостатки или уличить кого - либо в неверных
действиях,
поступках,
а
с
целью
своевременного
устранения
недостатков,
оказания
своевременной помощи, переустанавливаю акцент «с прошлого на будущее». Еще известный
польский ученый С. Ковалевский отмечал: «Прошлое изменить нельзя… на будущее можно
воздействовать». Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих
ошибок. Однако, зная хорошо работников, их личностные характеристики, возможности
профессионального плана, с некоторой долей вероятности можно предвидеть степень и
особенности ошибок, которые они могут совершить. В этой связи я, анализируя текущую
ситуацию, применяю предупредительные меры для того, чтобы эти ошибки не были допущены.
Выгоднее регулировать факторы, которые могут привести к ошибкам, чем регистрировать факты
не соответствия образовательным стандартам по иным направлениям. Заметки по результатам
утреннего обхода будут хорошим материалом для последующего анализа или корректировки
недельного планирования на административно- хозяйственной планерке; повод наметить
посещение той или иной группы по фрагментарному,
срезовому, фронтальному
или
тематическому контролю; повод для анализа регулярности и эффективности общественного
контроля закладки продуктов на пищеблоке. По результатам утренних бесед с родителями
воспитанников можно наметить консультации с родителем (ми) по вопросам, которые их
интересуют. Добавить к рассмотрению вопросы на Совет педагогов, Совет ДОО, запланировать
внеочередной инструктаж сотрудника (ов) и для решения других вопросов.
У родителей воспитанников детского сада, которые встречают заведующего детского сада
группе, коридоре, холле, видящих заинтересованность в решении насущных задач. Родители
обращают внимание на системный контроль за работой сотрудников в выполнении ими своих
должностных обязанностей, в отслеживании текущего образовательного и
воспитательного
процесса в детском саду. У родителей возникает чувство стабильности, доверия, надежности. Они
спокойно уходят на работу, доверяя сотрудникам детского сада своего ребенка. Утреннее «
здравствуйте» коллегам, воспитанникам, родителям сближает всех, формирует доверительное, «
семейное» отношение всех участников образовательного процесса.
Заведующий обходит детский сад внутри. Заместитель по административно- хозяйственной части
обходит территорию детского сада. Опытным глазом она увидит как поработали сторожа и
уборщик территории, нет ли посторонних предметов на территории, в каком состоянии игровые
прогулочные площадки, оценит состояние ограждения, освещения, работу вентиляции, состояние
крылец и перил, навесов, веранд и беседок, игрового уличного оборудования, пломбировку
подвальных помещений и овощехранилища, состояние зеленых насаждений или, состояние
очисти территории от снега, наледи, листвы ( в зависимости от сезона). У каждого свой объект
осмотра и свой доклад о состоянии дел в ДОО на административно- хозяйственной планерке.
Такая система работы обеспечивает заведующего полной информацией о происходящем во
вверенной ему Учредителем образовательной организации. Положительная оценка текущего
состояния дел в детском саду дает настрой на качественную дальнейшую работу не только себе,
но и всем работникам.
Утренний обход
обычно плавно перетекает в плановое посещение занимательно- игровой
деятельности в какой-либо группе в соответствием с годовым планом АОП ,
работу с
документами, работу с сайтом учреждения, взаимодействие с социальными партнерами,
подготовкой к приему родителей воспитанников, решением неотложных вопросов, выездными
мероприятиями и другими насущными делами, которые заполняют дальнейший рабочий день
руководителя.
Некоторые руководители считают, что деятельность и взаимоотношения должны регулироваться
только формальными, имеющими силу предписаниями: правилами трудового распорядка,
должностными
инструкциями,
приказами
администрации,
всевозможными
нормативами,
трудовым и иным законодательством. Напротив, работники, не связанные с управлением, часто
воспринимают юридические нормы только через личные связи, общую атмосферу в детском саду
и неформальные отношения. Возникает естественный вопрос: а как должно быть в идеале, как
правильно? Нужно сказать, что обе крайности ущербны и однобоки. В реальной жизни любого
коллектива существует две стороны: обязательные для всех единые правила, порядок и
человеческие отношения (нормы поведения). В моральном плане не показатель внешняя
показная исполнительность, «горение на работе», всеобщая «круговая порука» в сокрытии
недостатков. Любые искусные имитации дела потеряли цену в нашем коллективе. Ценится
подлинная хорошая работа. Хорошая работа- основа уважения коллег и самоуважения работника.
Дисциплина, как одно из основных условий образования и существования трудового коллектива,
обеспечивает определенный порядок в деятельности сотрудников. Дисциплина вносит разумную
активность, обеспечивает плановые достижения цели сотрудников и тормозит тех сотрудников,
кто мешает достижению общих целей коллектива. Поэтому, дисциплину труда мы рассматриваем
в коллективе как явление нравственное, так как в основе ее лежит осознание общественного
долга, чувство ответственности за порученное дело, как привычку строго выполнять трудовой
распорядок и трудовые функции.
Утренний обход детского сада такая же самодисциплина и задел дальнейшей качественной
работы руководителя в течение дня.