Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение и повышение компетентности семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ


Автор: Вербицкая Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СКОШ №11 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение и повышение компетентности семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогическое сопровождение и повышение

компетентности семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Традиционно

семья

воспринимается

как

естественная

среда,

обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию

ребенка. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является

стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и

социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от

семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема

воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной

для

семьи,

родители

оказываются

в

психологически

сложной

ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают

в отчаяние. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания

условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого

ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи.

Ребенок,

имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в

негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом

состоянии и развитии.

Взрослым важно сохранить физическое

здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того,

как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть

судьба самого ребенка и семьи в целом. Таким семьям необходима

комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей,

имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить

с

гуманистических

позиций,

ориентировать

родителей

на

опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него

умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные

перспективы его развития.

Технология

сопровождения

становится

важной

составляющей

образовательной

системы

и

позволяет

создать

условия

для

полноценного развития детей с особыми потребностями. Работа с

родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, включает в себя

мероприятия по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка,

призванные повысить их психолого-педагогическую компетентность

Байдарова О.И. отмечает, что для более эффективной работы с

семьёй необходимо обеспечить взаимодействие между специалистами

образовательной организации и родителями ребёнка. В процессе

такого сотрудничества рассматривается актуальный запрос семьи и

происходит совместный выбор приоритетных направлений работы .

Выделяют

два

направления

психолого-педагогического

сопровождения:

1. Актуальное, которое ориентируется на решение уже имеющихся

проблем и трудностей, возникших у ребёнка или в его семье;

2. Перспективное, ориентирующееся на профилактику отклонений в

обучении и развитии детей с ОВЗ, а также внутрисемейных и

социальных отношений.

С.В. Алехина, М.М. Семаго и другие авторы в своём пособии

пишут, что для эффективной работы с родителями необходимо

обеспечить их участие на всех ступенях сопровождения ребёнка.

Авторы выделяют следующие этапы работы с семей:

1. Диагностический, который включает в себя определение степени

соответствия условий, в которых растёт и воспитывается ребёнок, его

возрастным

особенностям;

определение

причин,

которые

дестабилизируют

внутрисемейную

атмосферу

и

межличностные

отношения; выявление внутрисемейных факторов, способствующих

или

препятствующих

гармоничному

развитию

ребёнка

с

особенностями

развития;

определение

неадекватных

моделей

воспитания и деструктивных форм общения в семье.

2. Информационный, включающий информационную поддержку

родителей в общем контексте сопровождения всех участников

образовательного процесса.

3. Просветительский. На данном этапе происходит просвещение

родителей по вопросам особенностей развития детей с ОВЗ. Данный

вид работы с родителями может осуществляться как на заранее

спланированных

мероприятиях

(тематических

выступлениях

специалистов

психолого-педагогического

профиля

во

время

родительских

собраний;

индивидуальных

или

групповых

консультированиях; тренингах для родителей), так и на оформленных

стендах,

информационных

листках,

сайте

образовательного

учреждения, где размещается необходимая информация. Основной

задачей просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ, является

повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

4.

Этап

привлечения

родителей

к

участию

в

совместных

мероприятиях, где происходит активное привлечение родителей детей

с ОВЗ к участию в жизни образовательной организации.

5.

Практический.

На

данном

этапе

важным

является

уже

простроенное и сформированное ранее на предыдущих этапах работы

детско-родительское сообщество коллектива. Самым значимым здесь

является взгляд родителей детей на успехи своего ребёнка, на

взаимодействие всех детей друг с другом, на сформированный

детский коллектив.

6. Аналитический. Данный этап является заключительным. На нём

подводятся

итоги

и

анализируются

достижения

и

результаты

совместной деятельности, а также планируется дальнейшая работа,

направленная на развитие инклюзивной практики в образовательной

организации.

Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьей

больного ребенка, является не только выдача рекомендаций по

лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые

максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению

возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе

сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно

внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является

формирование

у

родителей

позитивного

взгляда

на

ребенка,

имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя

позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать

самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную

самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование

родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе

оптимальный вариант социальной адаптации ребенка. Психолого-

педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ

включает следующие формы работы:

1.Лекционно-просветительская работа проводится для получения

необходимых теоретических знаний об основных закономерностях

развития

ребенка,

знакомства

с

индивидуально-психическими

особенностями,

с

фактами

и

причинами,

обусловившими

нарушение

онтогенеза,

обсуждения

различных

вопросов

воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители

приобретают не только знания, но и поддержку друг друга,

понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с

похожими

проблемами,

это

придает

родителям

спокойствие,

снимает напряжение.

Для

ликвидации

психолого-педагогической

неграмотности

родителей могут организовываться так называемые «Родительские

лектории»,

«клубы»

для

родителей,

родительские

семинары,

«круглые столы». К лекционно-просветительской работе относится

и проведение тематических родительских собраний. Их тематика

разнообразна. Например: – «Какой я родитель?»; «Конфликты с

детьми и их преодоление»; «Профилактика агрессивного поведения

детей»; «развитие волевых качеств у подростков»; «Помощь в

адаптации первоклассника» и т.п.

Родители могут получать памятки, в которой содержится краткий

обзор сказанного с правилами, рекомендациями, цитатами и т.п.

Элементом лекционно-просветительской работы так же являются

стенды для родителей, где собрана вся полезная информация

организационного и рекомендательного характера. Основной целью

«клуба» для родителей выступает психологическое просвещение

родителей, создание их психологического комфорта, актуализация

проблемных тем в развитии детей с нарушениями речи и

мотивирование родителей на решение возникающих вопросов.

Тематика встреч и структура проведения может зависеть от

запросов. Наиболее актуальные темы касаются здоровья детей,

обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и

личностной

сферах.

Взрослым

предоставляется

возможность

поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими

людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей,

так как обычно из социума они получают негативные эмоции

относительно

психического

и

физического

состояния

своего

ребёнка.

2)

Консультативно-рекомендательная

работа.

Организация

индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти

ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по

построению

благоприятных

отношений

в

семье.

Возможно

консультирование родителей на совместных консилиумах всеми

специалистами сразу. Положительным результатом считаются

ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и

почувствовав

возможность

получения

реальной

поддержки,

самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где

прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а

также эффективность предложенных рекомендаций.

3) Коррекционно-развивающая работа направлена на создание в

семье оптимальных условий для развития ребенка.

В работе используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими

родителями, со всей семьей; групповые занятия с родителями;

посещение родителями индивидуальных занятий; эффективные

методы домашней коррекции. Во время индивидуальных занятий

выявляются

и

поддерживаются

положительных

личностные

качества

родителей,

что

необходимо

им

для

успешного

сотрудничества со своим ребёнком.

Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми может

включать следующие формы:

– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;

– конспектирование родителями занятий;

– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;

– самостоятельное чтение родителями литературы, специально

подобранной для решения конкретного вопроса.

4)

Так

же

в

работе

можно

использовать

и

групповой

(подгрупповой) метод работы. Родители, воспитывающие детей

данной категории, часто испытывают затруднения со своим

ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между

детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей

порою не знают способов выхода или предупреждения данной

конфликтной ситуации. Именно поэтому стало необходимым

проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий

является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с

другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.

Формы организации занятий с детьми и их близкими

взрослыми различны:

- релаксационные;

- разыгрывание ролевых ситуаций;

- проигрывание игр.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком

считается основным методом. В настоящее время убедительно

показано, что родители при соответствующем руководстве могут

эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои

стрессовые состояния.

Планируемый результат:

– включение в психолого-педагогический процесс матери и отца

изменяет восприятие их особого ребенка и способствует его

включению в единый семейный коллектив;

– коррекция недостатков родительского отношения позволяет

установить положительный эмоциональный фон взаимодействия с

ребенком

данной

категории,

оптимизировать

восприятие

особенностей

его

поведения,

личности,

сформировать

конструктивные модели родительского поведения;

– позитивные изменениям в сфере межличностного взаимодействия

со сверстниками за счет совместного участие детей и родителей в

групповых занятиях;

– сплочение родительской группы благодаря осознанию проблем

детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает

существенное влияние на нормализацию сфер внутрисемейных

отношений и отношений между семьей и внешним окружением;

– положительные результаты в коррекции речевого нарушения.

Таким

образом,

организация

комплексного

психолого-

педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий

качественный

уровень

содержательной

работы

с

семьями,

воспитывающими детей с ОВЗ, а также способствует развитию

активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития

детей.

Список литературы:

1.

Байдарова

О.И.

Социальное

сопровождение

семей,

воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Модель системы

комплексного

сопровождения

инклюзивных

форм

обучения

и

воспитания

детей-инвалидов

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здлровья:

Сборник

материалов

Всероссийской

научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года) / под

науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО

Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка»,

2014. – 577 с.

2.

Осипова

И.И.,

Домнинская

К.В.

О

системе

социально-

психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. -

2007. - №10 (25). - с. 26-32

3.

Организация

и

психолого-педагогическое

сопровождение

инклюзивного

обучения:

метод.рекомендации

/

сост.

И.Ф.

Сибгатуллина. - Казань, 2017. - 43 с.

4. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей,

имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ

ЯО ИРО. - Ярославль, 2011. - 76 с.

5. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми

возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:

методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-

во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 36 с.

6. Стругова В.Г., Колесникова О.Б. Социально-педагогическое

сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями

здоровья

в

условиях

реабилитационного

центра

//

Материалы

Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».

- 2017. - №3. - С.124-130.

7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями

здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный

книжный центр, 2014. — 160 с.

8. Михина И.В. О культуре взаимоотношений педагога-психолога с

семьей, находящейся в стрессогенной ситуации // Логопед в

детском саду. - 2007. - №8 (23). - с. 32-34



В раздел образования