Автор: Вербицкая Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СКОШ №11 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение и повышение компетентности семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогическое сопровождение и повышение
компетентности семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ
Традиционно
семья
воспринимается
как
естественная
среда,
обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию
ребенка. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является
стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и
социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от
семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема
воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной
для
семьи,
родители
оказываются
в
психологически
сложной
ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают
в отчаяние. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания
условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого
ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи.
Ребенок,
имеющий ограниченные возможности здоровья и воспитывающийся в
негативной семейной атмосфере, имеет сложности в психологическом
состоянии и развитии.
Взрослым важно сохранить физическое
здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того,
как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть
судьба самого ребенка и семьи в целом. Таким семьям необходима
комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей,
имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить
с
гуманистических
позиций,
ориентировать
родителей
на
опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него
умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные
перспективы его развития.
Технология
сопровождения
становится
важной
составляющей
образовательной
системы
и
позволяет
создать
условия
для
полноценного развития детей с особыми потребностями. Работа с
родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, включает в себя
мероприятия по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка,
призванные повысить их психолого-педагогическую компетентность
Байдарова О.И. отмечает, что для более эффективной работы с
семьёй необходимо обеспечить взаимодействие между специалистами
образовательной организации и родителями ребёнка. В процессе
такого сотрудничества рассматривается актуальный запрос семьи и
происходит совместный выбор приоритетных направлений работы .
Выделяют
два
направления
психолого-педагогического
сопровождения:
1. Актуальное, которое ориентируется на решение уже имеющихся
проблем и трудностей, возникших у ребёнка или в его семье;
2. Перспективное, ориентирующееся на профилактику отклонений в
обучении и развитии детей с ОВЗ, а также внутрисемейных и
социальных отношений.
С.В. Алехина, М.М. Семаго и другие авторы в своём пособии
пишут, что для эффективной работы с родителями необходимо
обеспечить их участие на всех ступенях сопровождения ребёнка.
Авторы выделяют следующие этапы работы с семей:
1. Диагностический, который включает в себя определение степени
соответствия условий, в которых растёт и воспитывается ребёнок, его
возрастным
особенностям;
определение
причин,
которые
дестабилизируют
внутрисемейную
атмосферу
и
межличностные
отношения; выявление внутрисемейных факторов, способствующих
или
препятствующих
гармоничному
развитию
ребёнка
с
особенностями
развития;
определение
неадекватных
моделей
воспитания и деструктивных форм общения в семье.
2. Информационный, включающий информационную поддержку
родителей в общем контексте сопровождения всех участников
образовательного процесса.
3. Просветительский. На данном этапе происходит просвещение
родителей по вопросам особенностей развития детей с ОВЗ. Данный
вид работы с родителями может осуществляться как на заранее
спланированных
мероприятиях
(тематических
выступлениях
специалистов
психолого-педагогического
профиля
во
время
родительских
собраний;
индивидуальных
или
групповых
консультированиях; тренингах для родителей), так и на оформленных
стендах,
информационных
листках,
сайте
образовательного
учреждения, где размещается необходимая информация. Основной
задачей просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ, является
повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
4.
Этап
привлечения
родителей
к
участию
в
совместных
мероприятиях, где происходит активное привлечение родителей детей
с ОВЗ к участию в жизни образовательной организации.
5.
Практический.
На
данном
этапе
важным
является
уже
простроенное и сформированное ранее на предыдущих этапах работы
детско-родительское сообщество коллектива. Самым значимым здесь
является взгляд родителей детей на успехи своего ребёнка, на
взаимодействие всех детей друг с другом, на сформированный
детский коллектив.
6. Аналитический. Данный этап является заключительным. На нём
подводятся
итоги
и
анализируются
достижения
и
результаты
совместной деятельности, а также планируется дальнейшая работа,
направленная на развитие инклюзивной практики в образовательной
организации.
Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьей
больного ребенка, является не только выдача рекомендаций по
лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые
максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению
возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе
сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно
внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является
формирование
у
родителей
позитивного
взгляда
на
ребенка,
имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя
позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать
самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную
самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование
родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе
оптимальный вариант социальной адаптации ребенка. Психолого-
педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ
включает следующие формы работы:
1.Лекционно-просветительская работа проводится для получения
необходимых теоретических знаний об основных закономерностях
развития
ребенка,
знакомства
с
индивидуально-психическими
особенностями,
с
фактами
и
причинами,
обусловившими
нарушение
онтогенеза,
обсуждения
различных
вопросов
воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители
приобретают не только знания, но и поддержку друг друга,
понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с
похожими
проблемами,
это
придает
родителям
спокойствие,
снимает напряжение.
Для
ликвидации
психолого-педагогической
неграмотности
родителей могут организовываться так называемые «Родительские
лектории»,
«клубы»
для
родителей,
родительские
семинары,
«круглые столы». К лекционно-просветительской работе относится
и проведение тематических родительских собраний. Их тематика
разнообразна. Например: – «Какой я родитель?»; «Конфликты с
детьми и их преодоление»; «Профилактика агрессивного поведения
детей»; «развитие волевых качеств у подростков»; «Помощь в
адаптации первоклассника» и т.п.
Родители могут получать памятки, в которой содержится краткий
обзор сказанного с правилами, рекомендациями, цитатами и т.п.
Элементом лекционно-просветительской работы так же являются
стенды для родителей, где собрана вся полезная информация
организационного и рекомендательного характера. Основной целью
«клуба» для родителей выступает психологическое просвещение
родителей, создание их психологического комфорта, актуализация
проблемных тем в развитии детей с нарушениями речи и
мотивирование родителей на решение возникающих вопросов.
Тематика встреч и структура проведения может зависеть от
запросов. Наиболее актуальные темы касаются здоровья детей,
обучения и воспитания, трудностей в эмоционально-волевой и
личностной
сферах.
Взрослым
предоставляется
возможность
поделиться личным опытом, быть принятыми и понятыми другими
людьми. Данный факт часто благоприятно действует на родителей,
так как обычно из социума они получают негативные эмоции
относительно
психического
и
физического
состояния
своего
ребёнка.
2)
Консультативно-рекомендательная
работа.
Организация
индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти
ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по
построению
благоприятных
отношений
в
семье.
Возможно
консультирование родителей на совместных консилиумах всеми
специалистами сразу. Положительным результатом считаются
ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и
почувствовав
возможность
получения
реальной
поддержки,
самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где
прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а
также эффективность предложенных рекомендаций.
3) Коррекционно-развивающая работа направлена на создание в
семье оптимальных условий для развития ребенка.
В работе используются: беседа с каждым членом семьи, с обоими
родителями, со всей семьей; групповые занятия с родителями;
посещение родителями индивидуальных занятий; эффективные
методы домашней коррекции. Во время индивидуальных занятий
выявляются
и
поддерживаются
положительных
личностные
качества
родителей,
что
необходимо
им
для
успешного
сотрудничества со своим ребёнком.
Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми может
включать следующие формы:
– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;
– конспектирование родителями занятий;
– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
– самостоятельное чтение родителями литературы, специально
подобранной для решения конкретного вопроса.
4)
Так
же
в
работе
можно
использовать
и
групповой
(подгрупповой) метод работы. Родители, воспитывающие детей
данной категории, часто испытывают затруднения со своим
ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между
детьми, так и между самими взрослыми, и родители таких детей
порою не знают способов выхода или предупреждения данной
конфликтной ситуации. Именно поэтому стало необходимым
проведение подгрупповых занятий. Целью подобных занятий
является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с
другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.
Формы организации занятий с детьми и их близкими
взрослыми различны:
- релаксационные;
- разыгрывание ролевых ситуаций;
- проигрывание игр.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком
считается основным методом. В настоящее время убедительно
показано, что родители при соответствующем руководстве могут
эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои
стрессовые состояния.
Планируемый результат:
– включение в психолого-педагогический процесс матери и отца
изменяет восприятие их особого ребенка и способствует его
включению в единый семейный коллектив;
– коррекция недостатков родительского отношения позволяет
установить положительный эмоциональный фон взаимодействия с
ребенком
данной
категории,
оптимизировать
восприятие
особенностей
его
поведения,
личности,
сформировать
конструктивные модели родительского поведения;
– позитивные изменениям в сфере межличностного взаимодействия
со сверстниками за счет совместного участие детей и родителей в
групповых занятиях;
– сплочение родительской группы благодаря осознанию проблем
детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает
существенное влияние на нормализацию сфер внутрисемейных
отношений и отношений между семьей и внешним окружением;
– положительные результаты в коррекции речевого нарушения.
Таким
образом,
организация
комплексного
психолого-
педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий
качественный
уровень
содержательной
работы
с
семьями,
воспитывающими детей с ОВЗ, а также способствует развитию
активной родительской позиции в вопросах воспитания и развития
детей.
Список литературы:
1.
Байдарова
О.И.
Социальное
сопровождение
семей,
воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Модель системы
комплексного
сопровождения
инклюзивных
форм
обучения
и
воспитания
детей-инвалидов
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здлровья:
Сборник
материалов
Всероссийской
научно-практической конференции (27-28 ноября 2014 года) / под
науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В. Алёхиной, И.А. Крестининой; ИРО
Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка»,
2014. – 577 с.
2.
Осипова
И.И.,
Домнинская
К.В.
О
системе
социально-
психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. -
2007. - №10 (25). - с. 26-32
3.
Организация
и
психолого-педагогическое
сопровождение
инклюзивного
обучения:
метод.рекомендации
/
сост.
И.Ф.
Сибгатуллина. - Казань, 2017. - 43 с.
4. Посысоев Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей,
имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; ГОАУ
ЯО ИРО. - Ярославль, 2011. - 76 с.
5. Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми
возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:
методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-
во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 36 с.
6. Стругова В.Г., Колесникова О.Б. Социально-педагогическое
сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями
здоровья
в
условиях
реабилитационного
центра
//
Материалы
Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум».
- 2017. - №3. - С.124-130.
7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья: диагностика и консультирование. — М.: Национальный
книжный центр, 2014. — 160 с.
8. Михина И.В. О культуре взаимоотношений педагога-психолога с
семьей, находящейся в стрессогенной ситуации // Логопед в
детском саду. - 2007. - №8 (23). - с. 32-34